Слово-основная единица языка :Мультимедийный вводный урок русского языка в 6 классе)


Краснодарский край, Новокубанский район, с. Новосельское, МОУСОШ №12 (Мультимедийный вводный урок русского языка в 6 классе). Ширина Галина Александровна ,учитель русского языка и литературы2009год Цель урока: Раскрыть возможности слова как основной единицы языка.Прививать интерес к родному слову.Научиться уважительно и творчески обращаться со словом. Родной язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, весёлых и грустных, добрых и злых… Но каждый ли из вас догадывается, по-настоящему представляет, какой своеобразной, интересной и порой загадочной жизнью живёт, на первый взгляд, простое и обычное человеческое слово… Сама природа слова, его связь с окружающими людьми, миром мыслей и чувств человека требуют вдумчивого и осмысленного подхода к его изучению. Через родное слово в языке, как отмечал К. Ушинский, «отражается вся история духовной жизни народа». Слово – это единица языка, называющая понятия, предметы, их признаки и действия. Слово передаёт нашу речь. Именно слово является главным средством человеческого общения. Слово – показатель уровня культуры человека, его духовной красоты и значимости. Как важно выбрать и вовремя сказать нужное слово себе и окружающим тебя людям. Именно от этого будут зависеть дальнейшие отношения с ними. Особенно остро это ощущается у нас, в России, огромной и просторной. Наш народ был воспитан на русском Слове, великом и могучем, придавал всему сказанному и написанному большое значение. Лингвистика рассматривает слово с точки зрения звучания (Фонетика)… …Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд. К. Паустовский Фонетический тренинг В каком слове из высказывания К. Паустовского количество букв и звуков не совпадает?В каких словах все согласные звуки твёрдые?В каком слове есть глухой мягкий непарный звук – какой это звук? Лингвистика рассматривает слово с точки зрения правильного произношения и ударения (орфоэпия)… С осторожностью птицеловаЯ ловлю крылатое словоИ лелею его, и любуюсь им вволю,И жалея его, отпускаю на волю. Л. Мартынов Орфоэпический тренинг Какие повторяющиеся звуки создают впечатление мягкости, напевности? Как называется этот приём?Найдите слова, в которых звуки произносятся так: а) [цы ], б) [жы]Какие звуки произносятся на месте безударных букв 1). Е и Я ? –2). А и О? Укажите эти слова. Лингвистика рассматривает слово с точки зрения лексического значения (Лексикология) … Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. К. Паустовский Лексический тренинг Каково лексическое значение слова «излучают»?Подберите синоним к слову «таинственный»?Назовите слово, заимствованное из старославянского языка? Лингвистика рассматривает слово с точки зрения словообразования (Словообразование) … Человек внимательно прислушивается к значимости в слове корня, приставки, заинтересовывается строением языка, положением слова в речи… Про такого человека говорят, что он знает язык до корня. Н. Асеев Словообразовательный тренинг Назовите слова с нулевым окончанием.Назовите слово, имеющее 4 суффикса?Назовите слово, не имеющее окончания. Лингвистика рассматривает слово с точки зрения правописания (Орфография)… Орфографическая ошибка в слове – весьма неприятная вещь. Это всё равно что клоп на белоснежной блузе. Ф. Раневская Орфографический тренинг Укажите слово с орфограммой согласного в корне, подберите проверочное слово.Почему в слове «неприятная» не со словом пишется слитно?Объясните правописание ь знака в слове «вещь». Лингвистика рассматривает слово с точки зрения морфологических признаков (Морфология) … Все слова в языке разные, они разнятся друг от друга внешностью и поведением, у них разные задачи и способности их выполнять: именно эти их различия учитывает морфология… Т. Ю. Угроватова Морфологический тренинг Найдите слово по признакам: существительное, Ж.р., 3-го скл., ед. ч., Тв. п.Укажите глагол в неопределённой форме.Назовите в данном высказывании все служебные части речи. Восточная мудрость гласит: «Говорить с глупым – терять слова. Не говорить с умным – терять себя». Мудрый человек не будет терять слов и самого себя. Оттенков множество в себе тая,Звучание не больше, чем одёжа…У каждого из слов душа своя, На душу говорящего похожа. Д. Кугультинов На доброе словоНе надо скупиться.Сказать это слово – Что дать напиться.Со словом обидным – Нельзя торопиться,Чтоб завтраСебя самого не стыдиться. Н. Рыленков Объясните, как вы понимаете высказывания поэтов? Слово только на первый взгляд кажется простой и понятной единицей языка. При внимательном исследовании оно предстаёт сложнейшей структурой с неисчерпаемым содержанием. Л. Крысин Вопросы для обобщения Как вы понимаете это высказывание лингвиста?Что мы знаем о слове как единице языка? Напутственное слово. Ребята, чтобы в совершенстве владеть русским Словом, надо: читать художественные произведения русских писателей, читать книги об истории нашего Отечества, читать литературу о путешествиях, знакомиться с мемуарами, читать книги об искусстве, посещать музеи, путешествовать по родному краю, по нашей земле, тогда вы будете душевно богаты и интересны. Будьте «любителями слова», ибо слово формирует культуру человека, его нравственные и гражданские качества. Д.С. Лихачёв «Письмо о добром и прекрасном» Использованная литература. 1. В.И. Синицын, Путь к слову. АО «СТОЛЕТИЕ». Москва 19962. Русский язык 6 класс.Под редакцией М.М. Разумовской. «ДРОФА» Москва 20083. Д.С. Лихачёв. Письмо о добром и прекрасном. «Детская литература» Москва 1988