Разрабока уроа по теме:Деериастие
«ДЕЕПРИЧАСТИЕ» Разработка урока по теме: Деепричастие Самостоятельная часть речи,обозначает добавочноедействие косновномудействию Вопросы:Что делая?Что сделав?Как? Морфологическиепризнаки:от глагола -вид, время,возвратность;от наречия –неизменяемость Синтаксическаяроль_ . _ ._ . _ Задание: Прочитать текст, найти деепричастия или деепричастные обороты, выделить их графически. Расставить знаки препинания. Затаив дыхание дети сидели на холодном камне дожидаясь когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. И вот первый луч скользнув по верхушкам ближайших очень маленьких елочек наконец-то заиграл на щеках у детей… Отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца Настя с Митрашей встали чтобы продолжить дальше свой путь. Образование деепричастий Настоящее время: - А ; - ЯПрошедшее время: -В; -ВШ; -ВШИ Схемы деепричастных оборотов = , /_._._\, …/_._._\, = , _._._, …? ? Какая схема подходит к 1 предложению? Творческая разминка Составь предложения по рисунку. кроссворд Вопросы: Знак, который делит слово на части.Процесс, в результате которого происходит смена одного звука другим. 3. Гласные в слабой позиции 4. Часть речи, совмещающая в себе прилагательное и глагол 5. Раздел науки о языке, изучающий начертание букв. 6. Обратный порядок слов в поэзии или предложении. 7. Часть речи, обозначающая порядок или счет. 8. Слова, противоположные по значению ( в ед.ч.) 9.Справочная книга, содержащая написание слов.10. Звуки, не твердые, а …11. Раздел науки о языке, изучающий строение ССЧ и предложений.12. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи Ответы: Ответы: Д е ф и с ч е р е д о в а н и Е б е з у д а р н ы е п р и ч а с т и Е г р а ф и к а и н в е р с и Я ч и с л и т е л ь н о Е а н т о н и М с л о в а р Ь т в е р д ы Е с и н т а к с и С ф о н е т и к а Собери пословицы Не узнавши броду…Не продавай шкуры…Давши слово…Не хвали квас разливши, а…Лежа хлеба … хвали распивши.держи его.не суйся в воду.не убив медведя.не добудешь. Вставь нужное деепричастие Нестись, … головуСказать честно, … руку на сердцеЗабыл о деле, … в долгий ящик… кашу, сам ее и расхлебывай.Обогатился, … все к своим рукам.Запомнил, … на носу.Слушал ложь,… уши.Добился своего, … быка за рога. Проверь! Нестись, сломя голову.Сказать, положа руку на сердце.Забыл о деле, отложив его в долгий ящик.Заварив кашу, сам ее и расхлебывай.Обогатился, прибрав все к своим рукам.Запомнил, зарубив на носу.Слушал ложь, развесив уши.Добился своего, взяв быка за рога. Расшифруй вопрос и ответь на него: с я т ч а и - ч н т В А о Е я С ч Д о о с И М Т Л А Т Е О В Е Й Е о С ь Н ь Р Б А д Е ? Проверь! Ответ: Самостоятельная часть речи – добавочное действие? Д Е Е П Р И Ч А С Т И Е Переход в наречия!!! Деепричастие может перейти в наречие, если в нем утрачивается значение добавочного действия и появляется признак действия или состояния.Например:1.Лежа на диване, Вася читал книгу. ( лежал и читал)2. Лежа хлеба не добудешь. (лежа = без труда = как ?) Фразеологическая разминка( вставь наречия) Слушать …….. ротКричать …….. дыханияМчаться ……… языкРаботать …….. рукаваРаботать …….. рукаваРаботать …….. рукТрудиться …… спиныРешать ……….. головыУйти не солоно ………Бежать ………… голову. Чудесный гибрид Д е е п р и ч а с т и е