Презентация по литературе на тему По страницам жизни и творчества А. Погорельского. Нравственные заветы сказки Черная курица, или Подземные жители.
«Мозговой штурм» Из какой сказки эти предметы? А) шарманка, деревянные башмаки, семихвостая плетка, три корочки хлеба, бутылочка с касторкой, перо и чернильница.Б) Лук со стрелами, мягкий белый хлеб, ковер с хитрыми узорами, клубочек, сундук, игла. У какой сказки есть автор? Тема урока Понятие о литературной сказке. По страницам жизни и творчества Антония Погорельского. Цели урока: Повторение и систематизация знаний учащихся о фольклорной и литературной сказке.Обучение приемам анализа характера главного героя произведения.Формирование умений ориентироваться в тексте художественного произведения.Обогащение речи детей оценочной лексикой нравственного аспекта.Развитие умений обобщать проанализированный материал.Духовно-нравственное воспитание( развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста). Задачи урока : При работе с текстом произведения учить видеть логику развития действия в эпосе, выделять ключевые слова, составлять их тематические группы, совершенствовать технику чтения.Развивать способности к образному и логическому обобщению, отражая результат анализа текста в цветовой гамме, рисунке, схеме, таблице, сборнике (мудрых мыслей).Анализируя поступки героя, вызвать эмоциональный отклик на проявление добродетелей и пороков в человеке; развивать ценностные ориентации. Рабочий лист учащегося Основные признаки фольклорной и литературной сказки Фольклорная сказка Литературная сказка Устность, коллективность,анонимность Используются традиционные образы-персонажи Отражены общенародные идеалы, личность конкретного сказителя отсутствует Принадлежит конкретному автору Свойственна изобразительнось (описание места, облика героев, их характеров) Четко выражена авторская позиция, симпатии и антипатии автора Работа со статьёй учебника (стр.120) Внимательно прочитайте статью о писателе.Экспресс-опрос: Что такое псевдоним?Назовите настоящее имя писателя.Какое образование получил?В каких исторических событиях участвовал?Творчество какого писателя-сказочника произвело огромное впечатление на будущего писателя?Какие произведения получили наибольшую известность?Кого запечатлел в образе главного героя сказки? Настоящее имя Погорельского - Алексей Алексеевич Перовский. Антоний Погорельский – это псевдоним. Фамилию Погорельский Алексей Алексеевич Перовский взял себе в честь села Погорельцы, где он жил. Годы его жизни: 1787-1836. Он был старше А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Это был один из образованнейших людей России, участвовал в войне 1812 года. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал в 1829 году для своего десятилетнего племянника Алеши, который впоследствии стал замечательным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым. Перед нами волшебная сказка. Давайте начнем читать ее вместе. Домашнее задание Стр. 120 – 148 дочитатьВыписать незнакомы слова и значения к ним. Анализ сказки А. Погорельского«Чёрная курица, или подземные жители» Проверка знания текста учащимися. Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки . Приведите их в порядок, используя нумерацию. При проверке цепочку событий проговаривайте.1.Алеша проявляет необыкновенные способности.2.Король награждает героя конопляным зернышком , обещая исполнить желание.3.Алеша в подземном королевстве.4.Спасение Чернушки.5.Прщание с министром.6.Предательство.7.Жизнь Алеши в пансионе.8.Болезнь и выздоровление. 7 , 4 , 3 , 2 , 1 , 6 , 5 , 8 Проверка домашнего задания.Словарная работа Дортуары – спальные комнаты.Букли - кольца завитых волос, локоны.Тупей – старинная причёска – взбитый хохол на голове.Вакации – каникулярное время.Шиньон - женская причёска, обычно из накладных волос.Салоп – широкое дамское пальто.Империал – золотая монета.Фрак – род сюртука вырезанными спереди пополам и длинными узкими фалдами сзади.Изразец – плитка из обожжённой глины, для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель. Мужской пансион находился на Исаакиевской площади Пансион – закрытое учебное заведение Работа с текстом. Главный герой сказки – десятилетний мальчик Алеша.1.Каким мы видим его в начале произведения?2.Какой поступок Алеши поразил вас?(чтение и обсуждение эпизода «Спасение Чернушки») До получения зёрнышка После получения зёрнышка До получения зёрнышка После получения зёрнышка Добрый Жестокий Ласковый Упрямый Общительный Непослушный Скромный Самолюбивый Застенчивый Гордый Любознательный Дерзкий Рабочий лист. Как и почему изменился Алеша?Итоги наблюдения за характером героя.Закрасьте пространство, выразив цветом свое отношение к смыслу слова(поступка) самопожертвование предательство Работа с оценочной лексикой нравственного аспекта Как называет Чернушка отрицательные качества , проявившиеся в герое?ПОРОКИНазовите слово , противоположное по значению.ДОБРОДЕТЕЛИПознакомьтесь с определением значения этого слова:Добродетель – всякое похвальное качество души , деятельное стремление к добру , к избежанию зла (словарь В. И. Даля)Найдите в тексте слова, с помощью которых можно назвать, оценить качества героя и его поступки. ДОБРОДЕТЕЛЬ ПОРОК Скромность НепослушаниеПослушание НескромностьСострадание ГордостьРаскаяние СамолюбиеСтыд СамонадеянностьСовесть ПраздностьДоброта СамопревозношениеПрилежание Неблагодарность Право нравственного выбора А теперь представим две графы таблицы в виде двух дорожек . Вам надо выбрать , по какой идти . Помните , как в сказках : налево пойдешь , направо пойдешь…Что будет в конце пути ? У вас есть право выбора. Жизнь души героя . Беседа о совести. Мы вспомнили внешние события жизни героя. Но для человека свойственна и внутренняя жизнь. Жизнь души. Мы радуемся, грустим, испытываем боль, став свидетелем или участником какого-то события. Внутри каждого из нас звучит колокольчик, подсказывающий нам, хорошо мы поступаем или дурно. Этот звоночек называется совесть. Когда человек поступает вопреки совести, ему становится как-то не по себе, его мучает совесть. Если человек не обращает внимания на голос совести, то звоночек замолкает в конце концов. Это значит, что человек убил в себе совесть. Про таких говорят бессовестный.Назовите события, происходящие во внутренней жизни героя сказки.Поразмышляйте над вопросами:1.В своем духовном развитии герой движется вверх или вниз? Отразите это движение в виде схемы. Жизнь души героя Рабочий лист Изобразите, как душа героя «возродилась»: 2.Как относится автор к своему герою?Алеша совершает много опрометчивых поступков, в нем много противоречий. Но автор тепло относится к нему за способность чувствовать свою вину и раскаиваться. Выводы Л. Н. Толстой , составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные жители». А какие уроки сказки усвоили вы? Уроки жизни: Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей.Слушать внутренний голос совести.Быть требовательным к себе.Преодолевать в себе эгоизм, лень.Всегда говорить правду.Быть добрым и вежливым всегда.Относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.Трудиться. Помни: терпение и труд – все перетрут. Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту. Домашнее задание
Спасение Чернушки. Сад в подземном королевстве. Сад в подземном королевстве.