Конспект урока по окружающему миру «Осень. Природа готовится к зиме»
Урок по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100») Волкова Надежда Сергеевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9»г. Нефтеюганска Раздел: Времена года (9 часов)Тип урока: открытие новых знаний Осень: природа готовится к зиме. • формировать умение устанавливать связь жизнедеятельности растений и животных в осеннее время года; формировать умения извлекать информацию из текстов и иллюстраций; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас; развивать коммуникативные навыки работы в группах и парах; развивать умение анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать и систематизировать; развивать зрительную память;• воспитывать эстетические чувства и бережное отношение к природе. Формировать представление об осенних изменениях в живой и неживой природе в связи с приходом осени. Методы:• практический (работа в парах)• наглядно - иллюстративный ( показ иллюстраций)• словесный (рассказ, беседа, объяснение)• частично - поисковый • метод контроля Формы: групповая коллективная индивидуальная Обучающиеся должны• устанавливать связи:жизнедеятельности растений и животных осенью;• владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):- пользоваться источниками информации об окружающем мире;- доказывать (устно) высказываемые утверждения; оценивать правильность поведения в природе;• знать: - основные признаки осеннего времени года.- условия необходимые для жизни растений и животных;- правила поведения в природе. • мультимедийный проектор• экран• компьютер• презентация в программе Power Point учебник «Окружающий мир» А.А.Вахрушева, 1 класс 2011г.• рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» А.А. Вахрушева, 1 класс 2011г.• конверты с заданиями Организационный момент - 1 мин. Проверка домашнего задания (экскурсия) – 3 мин.III. Актуализация знаний - 3 мин.IV. Постановка учебной проблемы- 2 мин.V. Совместное открытие знаний- 18 мин.VI. Применение нового знания- 9мин.VII. Итог урока - 3 мин.VIII. Домашнее задание (по желанию) - 1 мин. Громко прозвенел звонок – Начинаем мы урок.Улыбнулись, подтянулись,Друг на друга посмотрелиИ спокойно, тихо сели. I.Организационный момент - Здравствуйте, ребята. Я думаю, что этот урок принесёт нам радостьот общения друг с другом. Успеха и удачи вам в работе! II. Проверка домашнего задания -У вас в конвертах картинки с объектами природы. Вспомните, о чём говорили на экскурсии и распределите предметы на две группы. Дайте название каждой группе. живая природа неживая - Проверьте себя по слайду. Эти знания нам понадобятся сегодня на уроке. III. Актуализация знаний Послушайте отрывок из стихотворения, о каком времени года идёт речь? Докажите (летят желтые листья, стоят лужи, дует ветер). - Как вы думаете, какая будет тема нашего урока. Правильно, сегодня мы отправимся в гости к осени.- На какие вопросы мы можем найти ответы на уроке? Вьётся в воздухе листва, В жёлтых листьях вся земля. У окошка мы сидим и глядим наружу.Шепчут листья – «Улетим!»- И ныряют в лужу. Осень -Учитывая ваши ответы, у нас получился план работы урока (запись на доске). Тема урока:Осень: природа готовится к зиме План.1. Осенние изменения в неживой природе.2. Осенние изменения в живой природе: а) В гости к растениям. б) В гости к птицам. в) В гости к животным. IV. Постановка учебной проблемы СЕНТЯБРЬ ДЕКАБРЬ ОКТЯБРЬ АВГУСТ - Выберите названия осенних месяцев НОЯБРЬ 1.Осенние изменения в неживой природе. На партах лежат иллюстрации. Что вы видите? (Изображение осени) Одинаково ли изображена на них осень? Почему? (На иллюстрациях изображены разные месяцы) Работа в парах Расположите иллюстрации в правильном порядке по месяцам. СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ Как изменяется неживая природа по месяцам? Расскажите, используя слова – помощники: Солнце (высоко, низко, плохо греет, хорошо греет).Небо (ясное, облачное, пасмурное).Осадки (дождь, дождь со снегом).Температура воздуха (тепло, прохладно, холодно) Солнышко поднимается низко, плохо греет.Чаще идут дожди. Похолодало. Дни становятся короче. О предметах какой природы мы говорили? (о неживой природе) В чём причина происходящих изменений в неживой природе? (в похолодании)- Как эти изменения повлияли на объекты живой природы?- Ответ на этот вопрос найдём в тексте учебника. Сделайте вывод, какие основные изменения произошли в неживой природе? Работа по учебнику. Текст читает учитель, обучающиеся следят по учебнику. Прослушайте текст. Какие признаки осени в живой природе встретились в этом тексте? Признаки осени в живой природе: Улетают на юг птицы.Звери готовятся к зиме.Желтеют и краснеют листья. Листопад. - От каких слов образовалось слово «листопад»? (Листья падают). Перед вами лежат листья разных деревьев, я буду читать стихотворение, вы показываете нужный листок. Листья Раз, два, три, четыре, пять-Будем листья собирать.Листья березы, Листья рябины, Листья тополя,Листья осиныЛистики дуба, Мы соберем, Маме осенний букет отнесем. а)В гости к растениям - Вы хотели бы подарить осенний букет маме? 2. Осенние изменения в живой природе: - Отгадайте загадку. Что же это за девица:Не швея, не мастерица,Ничего сама не шьет, Но в иголках круглый год?- Какого цвета иголки у этих деревьев? Иголки ели сосны и кедра- это тоже листья, только другой формы. Как они называются? (хвоей) Шишки какого дерева собирает человек?(кедра) Кедр растёт только в тайге, нашей местности. Это очень ценная порода. Из древесины изготовляют мебель, посуду. Из кедровых орешек делают масло. Вывод: с листьями каких деревьев мы работали? сосна ель кедр Деревья Лиственные Хвойные листья в видепластинок листья в видехвоинок берёзаосинарябинатопольдуб ельсоснакедр На какие две группы можно разделить деревья? (лиственные, хвойные) - Кто лечит деревья и помогает им выжить? (птицы) ФизкультминуткаВетер тихо клен качает,Вправо, влево наклоняет,Раз - наклон, два - наклон,Зашумел листвою клен. б) В гости к птицам. Работа в парах. 1 2 8 5 6 7 3 4 синица голубь воробей дятел соловей зяблик трясогузка стриж Оседлые Перелетные 1 2 3 4 5 6 7 8 - Эти птицы называются (перелётные, оседлые) Почему птицы называются перелетные?Почему они улетают в теплые края? (питаются насекомыми, лягушками, а они исчезают осенью)- Почему оседлые птицы остаются в наших краях? (есть чем питаться)- Сделайте вывод: Как изменяется жизнь птиц с приходом осени? Перелётные птицы осенью улетают на юг.Оседлые остаются зимовать. Трудно приходится птицам, которые остаются на зиму, голодно и холодно.Как помочь птицам перезимовать? (изготовить кормушки, подкармливать, не шуметь, не пугать птиц) Красив осенний лес!Но пустовато в нем! Загадки отгадаем, На место все вернем. По веткам скачет, а не птица. Рыжая, а не лисица. Летом ходит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге От мороза пряча нос. (медведь) (белка) в) В гости к животным - Для кого ещё лес является домом? 3) Это что за зверь лесной? Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы, Уши – больше головы.
4) Хитрая плутовка, Рыжая головка Хвост пушистый краса А зовут её… (заяц) (лиса) - Как можно назвать этих животных? (дикие)- Кто о них заботится? (Сами о себе)- Что изменилось в жизни животных с приходом осени? (Осенью все живые существа готовятся к суровой зиме.)- Прослушайте выступления ребят и сделайте вывод, кто и как готовится к зиме (выступают подготовленныеучащиеся). Как животные готовятся к зиме. (1 ученик) Летом звери ходят в лёгких шубах, но они не спасут их от зимних холодов. Поэтому осенью зверьки линяют. Линька у зверей – это постепенная смена шерсти. Вместо летней шерсти осенью вырастает новая – густая, пушистая. Летом белка рыжая, а зимой серая. Заяц-беляк летом серый, а зимой белый. Не делают запасы на зиму (2 ученик) Заяц, волк, лиса, лось, кабан не делают запасов на зиму. Они и так найдут себе корм. Впадают в спячку (3 ученик) Есть такие звери, которые всю зиму спят. Запас корма им не нужен. Это ежи, змеи, медведи. Про ежа и медведя можно сказать, что они « кладовые». Летом и осенью они усиленно питаются и жиреют. Они расходуют жир зимой, как естественный запас питания. Запасают корм на зиму (4 ученик) Некоторые звери запасают на зиму корм. Белки прячут в укромных местах жёлуди, орехи, грибы. Бобры заготавливают много веток, уносят их под воду и складывают в кучу около своего жилья. Мыши запасают в норках жёлуди, орехи, зёрна. 1. Медведь2. Белка3. Лось4. Заяц5. Ёж6. Змея7. Кабан8. Волк9. Мышь 2 1 3 Делают запасы Впадают в спячку Ищут корм в природе Расселите животных по домикамРабота в группах VI. Применение нового знания 1. Медведь2. Белка3. Лось4. Заяц5. Ёж6. Змея7. Кабан8. Волк9. Мышь 2 1 3 Делают запасы Впадают в спячку Ищут корм в природе - Сравните свою работу со слайдом. 1 5 6 2 9 3 4 7 8 - Ребята, как надо вести себя посещая парк или лес, для того чтобы птицам и животным спокойно подготовиться к зиме?-Составим вместе правила поведения в природе:1. Не кричать.2. Не ломать ветки деревьев.3. Не оставлять мусор после себя.4. Не разжигать костер без взрослых.5. Подкармливать птиц и животных.6. Беречь красоту осеннего леса, любоваться ее красками. 7. Бережно относиться к природе, защищать и оберегать растения, птиц и животных. Самостоятельная работа в тетради с.19 №4Проверь себя по слайду. ищет запасает накапливает роет делает запасы улетают закрывают - Подведём итог: назовите осенние изменения в природе? Улетают на юг птицы.Звери готовятся к зиме.Желтеют и краснеют листья. Листопад. Солнышко поднимается низко, плохо греет.Чаще идут дожди. Дни становятся короче. Похолодало. – Какие задания вам удалось выполнить легко?– При выполнении каких заданий испытывали затруднения? - Оцените себя (дети показывают кружочки: зеленый - хорошо, синий- недостаточно поработал, красный – не работал) - С каким настроением вы уходите с урока?- Отметьте своё настроение в дневнике. VIII. Домашнее задание (по желанию) Раскрась осенние листья в нужный цветРабочая тетрадь с. 18 задание № 2 Юван Шесталов… И пускай твоим дарамДа не будет счёта.Воспитай в себе сынок,Кротость и заботу.Милосердно охраняйВсё, что в мире дивно, -И гусей, и собак,И иную живность… Интернет-ресурсы:http://zhurnal.lib.ru/img/c/chuksin_n_j/11_november_06/nov_21.jpghttp://artnow.ru/img/474000/474895.jpghttp://mywalls.ru/down/1280/410.jpghttp://dphotographer.com.ua/index.php?view=image&format=raw&type=img&id=9422&option=com_joomgallery&Itemid=123http://thumbs.dreamstime.com/thumblarge_252/1206521914s7JJ1O.jpghttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Bavly_park.jpeghttp://www.google.ru/imglanding?qhttp://audioteka.org/project/index.php?option=com_content&view