Обзор пособия для студентов 1 курсов филологических факультетов в формате презентации. Новосибирский государственный университет Л. Г. Панин ПРАКТИКУМ ПО РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Новосибирск, 2009


Новосибирский государственный университетЛ. Г. ПанинПРАКТИКУМ ПО РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИУЧЕБНОЕ ПОСОБИЕНовосибирск, 2009 Пособие предназначено для студентов I-го курса филологического отделения гуманитарного факультета НГУ, оно включает основные темы курса и конкретные словесные произведения для филологического анализа. ВВЕДЕНИЕ Русская словесность — это единая дисциплина, объединяющая школьное преподавание и университетское. Из всех дисциплин, именно русская словесность во всей полноте должна объединить школьное и университетское образование.Это единственная дисциплина, готовая взять на себя воспитательную роль — важнейшую роль в традиции русского образования. Что же характерно для преподавания русской словесности сегодня? 1. Обособленность дисциплин, входящих в круг русской словесности* Должна строиться как внутренне единая, без искусственного деления (особенно в начальных классах гимназии [5—6 кл.] и самых старших [10—11кл.]) на русскую литературу (да еще с внутренним разделением ее на фольклор и письменные памятники) и русский язык. Включать в себя и церковнославянские памятники, и церковнославянский язык.* Функционально старославянский язык (т. е. церковнославянский язык кирилло-мефодиевского периода) был языком Евангелия, христианской проповеди, языком богослужения. Именно поэтому изъять церковнославянскую письменную культуру из русской словесности всё равно, что у каждого человека стереть из памяти его детство и юность.* Учёт связей с греческим языком; с античной литературой и классическими языками; с западной средневековой и новой литературами и западноевропейскими языками и т. п.* Необходимым является учёт связей с русской историей. 2. Оторванность от Православия Адекватная оценка творчества любого писателя в истории нашей и западной культуры абсолютна бессмысленна без обращения к Евангельской Истине.Необходимо возродить Закон Божий как школьную дисциплину или хотя бы ввести основы православной культуры. Без этого невозможно понять, почему то, что сделал А. С. Пушкин с русским литературным языком, можно сравнить с подвигом свв. Кирилла и Мефодия;что делает Н. В. Гоголя Мастером уровня, недоступного М. А. Булгакову; что составляет суть творчества Ф. М. Достоевского;величайшую из драм внутреннего мира писателя —между его совестью и попыткой пересмотреть почти двухтысячелетний опыт христиан, я имею в виду Л. Н. Толстого;что на вопросы, ≪что такое хорошо и что такое плохо≫, христиане отвечали в римском Колизее, на Куликовом поле и в Бородинском сражении, и весь ХХ век в истории России был ответом на эти вопросы. 3. Копирование в средней школе построения вузовских дисциплин в средней школе основной задачей является:· сформировать основу филологической грамотности,· дать представление о национальных культурных ценностях,· показать генетические и культурные связи русского народа с другими народами;· удивить школьника богатством русской духовной культуры,· показать её связи с мировой культурой;· привить вкус к чтению и русскому литературному языку; сформировать культуру восприятия и оценки сложного и противоречивого мира, отражённого в русской словесности во всех её проявлениях (от слова до эпического произведения); в университете главной задачей является:· сформировать научное восприятие и оценку культуры, в основе которых лежат:1. принцип системности (систематизация имеющихся знаний и получаемых вновь, построение культурологических парадигм и т. п.);2. и принцип историзма (анализ с точки зрения продуктивности и непродуктивности явления, выделение главного и периферийного, вечного и преходящего);· привить навыки самостоятельного анализа явлений культуры (литературы, языка, изобразительного и т. п. творчества), имея в виду в том числе цель создания нового словесного произведения;· научить добывать новые знания (главная задача университетского образования в целом). Иными словами, школа с помощью дисциплины ≪Русская словесность≫ закладывает в учащегося метод восприятия и анализа словесного произведения, а университет отрабатывает методики этого восприятия и анализа и формирует навыки создания словесного произведения. 4. Отсутствие внимания к источникам Каждое словесное произведение – это источник наших знаний о наших корнях, о той традиции, которая призвана обеспечить прочность нашего будущего. Каждое произведение – это опыт на пути духовного развития народа, свидетельство этого развития.Такое понимание заставляет избирательно подходить к словесному творчеству и отбирать только те произведения, которые в полной мере удовлетворяют статусу памятника духовной культуры. О предмете и границах ≪русской словесности≫* Общая направленность предмета русской словесности может быть описана в виде цепочки: текст — слово (форма) — грамматика — слово (форма) — текст.* Основная задача данной дисциплины, как она видится сейчас, — научить адекватно понимать письменный и устный текст с учетом времени и места его создания, его коммуникативной заданности, его стилистических особенностей и уметь создать такой текст (устный и письменный).* Таким образом, знания правил грамматики, орфографии, пунктуации, литературного произношения не являются самоцелью. ЗАНЯТИЕ 1 Структурно-содержательный план:Что такое словесностьКак можно изучать словесные произведенияКак оценивался в древности писательский трудЗадания и упражнения Что такое словесность Термин словесность имеет два значения. Во-первых, им обозначается совокупность всех словесных произведений, созданных на том или ином языке. Во-вторых, под словесностью также имеют в виду науку, которая изучает словесные произведения как устные, так и письменные. Когда говорят об устных произведениях, то имеют в виду народные произведения (былины, сказки, песни, загадки и т. д.); сейчас почти все эти произведения опубликованы и существуют в письменном виде, но возникли они и долгие века существовали в устной традиции. Письменные произведения — это произведения, созданные уже в то время, когда у народа появилась письменность, они сразу существовали в письменном виде. К письменным произведениям относятся все сочинения, принадлежащие перу наших известных писателей. Как можно изучать словесные произведения Теоретически и исторически. Теоретическое изучение состоит в рассмотрении лучших образцов литературы с целью определить правила и законы, которым подчиняются словесные произведения. теория (qewriva) /греч/ - ≪наблюдение, рассмотрение, исследование≫ Теория словесности - это совокупность знаний, касающихся правил построения словесных произведений. История русской словесности изучает ее постепенное развитие в связи с ходом самого просвещения русского народа. Школьный и университетский курсы русской литературы строятся именно как историческое изучение русских словесных произведений. Как оценивался в древности писательский труд Первые книги у славян были богослужебными.Свою просветительскую деятельность Славянские Первоучители свв. Кирилл и Мефодий начали с создания азбуки и перевода Евангелия. Все другие книги и письменные произведения оценивались как продолжение Евангелия, поэтому к ним было особое отношение. Им верили, по ним учились жить. Без них не мыслилась жизнь духовная.Труд самого писателя часто сравнивался то с деятельностью зодчего, то с работой пчелы. Как оценивался в древности писательский труд Сравнения писателя с пчелой объясняется не только необычайным трудолюбием пчелы, но и тем, что с античных времен пчела была символом чистоты и девственности. Этим объясняется часто встречающееся в древнерусской литературе сравнение с пчелой монаха.Книги и составляющие их письменные произведения были и пищей для духовной трапезы христианина, и лекарством для исцеления духовных недугов. Нередко сами названия сборников (по-древнерусски, изборников) напоминали об этом: ≪Пчела≫, ≪Сот пчельный≫, ≪Цветник≫, ≪Луг духовный≫, ≪Вертоград (т. е. Сад)≫. Задания и упражнения:1. Прочтите помещенный ниже отрывок из Изборника 1076 года в переводе на современный русский язык. Ответьте на вопросы:1) О пользе чтения каких книг говорит древний автор? Почему он обращает внимание читателя именно на эти книги? 2) Как советует автор читать эти книги? Почему? 3) К помощи каких сравнений прибегает автор, чтобы подчеркнуть значение Св. Писания? Выпишите в тетрадь эти сравнения. 4) Найдите отрывки из Псалма 118, которые цитирует автор. Как их поясняет автор? 5) Имена каких святых мужей и с какой целью упоминает автор в заключительном абзаце? 6) Какова, по мнению автора, конечная цель чтения книг (≪поучения книжного≫)?7) Выпишите из текста ключевые слова и сформулируйте его главную мысль. О чтении книгХорошо, братья, читать книги, особенно каждому христианину: блаженны, сказано, изучающие Писания; всем сердцем своим будут они искать Его. Когда читаешь книги, не старайся быстро прочесть до другой главы, но поразмысли о том, что говорят эти книги, потому что сказано: ≪в сердце своем скрыл я слова Твои, чтоб не согрешить пред Тобою≫. ..≪Не скрой от меня заповедей Твоих≫ нужно понимать: не скрой от ума и сердца, а не от глаз. Потому порицаются неучащиеся, когда говорится: ≪прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих≫; потому же сам высказывает себе похвалу тот, кто говорит: ≪как сладки слова Твои, слаще меда они для уст моих, и закон, данный Тобою, дороже тысяч золота и серебра; я буду радоваться словам Твоим, как нашедший большое богатство≫... Подумаем об этом, братья, и послушаем ушами разума, и поразмыслим о силе и поучительности священных книг. Послушайте о житии святого Василия, святого Иоанна Златоуста, святого Кирилла Философа и многих других святых, которые с молодости, как говорят пишущие о них, усердно читали священные книги, а впоследствии подвизались в добрых делах. Видите, как изучение священных книг дает начало добрым делам! Последуем же и мы за теми святыми по пути их жизни и в делах и будем непрестанно учиться писаниям книжным, поступая так, как они велят, чтоб удостоиться жизни вечной. Аминь. 1. Как Вы понимаете значения употребленных в тексте слов поучительность, подвизаться? 2. Назовите однокоренные слова.3. Объясните значение слова подвиг. О каком подвиге говорится в следующих отрывкахиз произведений А.С. Пушкина?—В часы свободные от подвигов духовных описывай не мудрствуя лукаво всё то, чемусвидетель в жизни будешь. —В одной руке блестит пила, в другой кинжал её булатный; казалось, будто дева шла на тайный бой, на подвиг ратный. —Дорогою свободной иди, кудавлечёт тебя свободный ум, усовершенствуя плоды любимых дум, не требуя наград за подвигБлагородный. — "История Государства Российского" есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека. С каким глаголом по своему происхождению связано слово подвиг? Сколько морфем в этом слове сейчас и сколько их было в древнерусском языке? Прочтите помещённое ниже стихотворение Алексея Степановича Хомякова. О каком подвиге говорит в нём автор? Как следует, по-Вашему, понимать слова поэта есть у подвига крылья? Христианский подвиг тесно связан с понятием смирения, а в заключительной части стихотворения часто повторяется наречие выше. Как Вы думаете, нет ли здесь противоречия между стремлением к христианском подвигу и желанием быть ≪выше мраков земных≫? Подвиг Подвиг есть и в сраженье,Подвиг есть и в борьбе,Высший подвиг в терпенье,Любви и мольбе.Если сердце занылоПеред злобой людской,Иль насилье схватилоТебя цепью стальной;Если скорби земныеЖалом в душу впились, — С верой бодрой и смелойТы за подвиг берись.Есть у подвига крылья,И взлетишь ты на нихБез труда, без усильяВыше мраков земных,Выше крыши темницы,Выше злобы слепойВыше воплей и криковГордой черни людской.