презентация Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подхода
Доброго дня желает Вам, уважаемые коллеги, МБОУ «Красногорская СОШ»Красногорского района Алтайского края Сайт школы: http://krk-school.ucoz.ru/Email школы: krasnogorsk_mou@mail.ru Приёмы преодоления отчужденности предметного содержания при работе с интеллектуально пассивными детьми на основе деятельностного подходаБогданова Светлана Анатольевна, учитель физики. Email : Svetlana-bogdano@mail.ru ПланАннотация.Приёмы работы с интеллектуально пассивными учениками.3.Рефлексия учителя. Из опыта работы БогдановаСветланаАнатольевна Аннотация
Предметная отчужденность - состояние обучающегося, характеризующееся отсутствием интереса к учебному предмету (предметам), или бессилием, бессмысленностью принимать участие в образовательном процессе, а также нежеланием следовать социальным нормам, принятым в образовательном учреждении, социальной изолированностью и самоотстранением. (кандидат пед наук, доцент Р.В.Опарин) Опыт формировался в период подготовки к переходу на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в средней сельской школе, в гетерогенных классах, в которых рядом с детьми , имеющими высокий уровень интеллектуального развития, учатся дети с приобретенными дефектами интеллектуального развития, а значит и с разным уровнем мотивации на получение образования Условия возникновения опыта Богданова Светлана Анатольевна Богданова Светлана Анатольевна Системная, согласованная работа коллег- единомышленников по организации учебного процесса на основе деятельностного подхода для реализации личностной, ценностно-смысловой ориентации учащихся. Адресная направленность Богданова Светлана Анатольевна Актуальность опыта заключается в разрешении противоречия между переосмыслением требований государства и общества к качеству образования и повышением количества интеллектуально пассивных детей в сельской школе. Актуальность опыта Богданова СветланаАнатольевна Педагогическая поддержка успешности индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности учащихся на основе деятельностного подхода Ведущая идея опыта БогдановаСветланаАнатольевна Создание психолого-педагогических условий для развития ученика на основе усвоенного в ходе деятельности предметного содержания Сущность опыта Богданова Светлана Анатольевна В основе лежат выявленные и ранжированные по принципу «причина - проблема» результаты педагогических исследований «Индивидуально-типологические особенности ребёнка и трудности учения», «Социализация учащихся в учебном процессе». Это позволяет развивать у ученика универсальные учебные действия на основе хорошо усвоенного предметного содержания. Новизна опыта Деятельностный подход Каждый урок включает обязательно ориентировочно- мотивационный этап (создание условий для мотивации учащихся к активной деятельности), операционально-исполнительный (обучение через деятельность) и рефлексивно – оценочный (осознание учениками значимости своей деятельности на уроке). приложение 3 Цель. Успешное управление деятельностью учащихся.Проводится в форме разноуровневых срезового контроля и тематического контроля. Некоторые особенности преподавания физикина основе деятельностного подхода Обратная связь - контроль - мотивация (знакомство с действием); - ориентировочная основа действий (планы-ориентиры, алгоритмы, опорные схемы и т.д.); - материальные действия (действие с предметом); - материализованные действия (символы, формулы, уравнения, сигналы, и т. д.); - формирование действий во внешней речи; - внутренняя речь; - умственная деятельность. Некоторые особенности преподавания физики на основе деятельностного подхода Теоретическая основа П.Я. Гальперин Н.Ф. Талызина Приёмы работы с интеллектуально пассивными учениками Методическая система приёмов, используемых для преодоления отчужденности предметного содержания интеллектуально пассивных учащихся позволяет обеспечить возможность осуществления совокупности универсальных учебных действий (метапредметных) на каждом этапе усвоения учебной информации в соответствии с последовательностью процессов мышления:восприятие → осмысление → запоминание → закрепление → применение → обобщение → систематизация. Приложение 2 Коррекция психики Приёмы работы с интеллектуально пассивными учащимися Проводится с целью формирования устойчивых положительных мотивов учебной деятельности через целеполагание, планирование и определение путей достижения цели, контроль и рефлексию своей деятельности, создание ситуации успеха посредством отсроченной отгадки, использования периодической печати на уроках, приёмов педагогического общения, приёмов оценивания .Результат. Развитие и совершенствование регулятивных универсальных учебных действий: мотивирование своей деятельности, планирование текущей работы, самоконтроль, самопроверка, самооценка, рефлексия деятельности. В начале урока задаю классу загадку (удивительный факт: видео фрагмент, занимательный опыт, текст сказки и т.п.) отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Например на уроке по теме «Парообразование» на доску прикрепляю иллюстрации игрушки «Пьющий утенок» и «Хождение по горячим углям». Вопрос – Какое физическое явление связывает эти два рисунка? Отсроченная отгадка «Добрый молодец сватает у купца одну из трех его дочерей. Хобби младшей дочери- изучение физики. Жениху приглянулась младшая дочь, и он устраивает потенциальным невесткам проверку. Девушки смачивают руки в воде. Та, у которой быстрее высохнут руки, та и суженная. Младшая махала руками и кричала «Не хочу замуж!». Вопрос кто стал невесткой того молодца?». Ответ дети получают после рассмотрения условий испарения жидкостей. Сказка Развитие речи Приёмы работы с интеллектуально пассивными учащимися путём развития межличностных и внутриличностных форм интеллекта:вспомогательный материал;проговаривание;коллективная работа;работа в парах постоянного, переменного состава, гендерных парах.Результат. Развитие и совершенствование коммуникативных универсальных учебных действий: монологическая речь (устная или письменная), способность вести конструктивный диалог, работать в команде (подчиняться, руководить, делиться знаниями, полномочиями, сохранять в команде способность к творчеству и др.) Развитие мышления Приёмы работы с интеллектуально пассивными учащимися идёт с помощью методов:поисковый: решение «открытых» задач, выполнение логических, проблемных, интегративных творческих заданий;логический: анализ, синтез, сравнение, выделение главного, обобщение, классификация, систематизация, проведение аналогии, установление причинно-следственных связей, доказательство, исследование, моделирование, абстрагирование.Результат 1.Развитие, совершенствование и применение познавательных универсальных учебных действий: учебно-интеллектуальные умения (использование методов познания), учебно-информационные умения (поиск и отбор информации, её интерпретация на основе понимания и преобразование в знание, создание новой информации).2.Развитие методологической культуры учащихся Необходимо просверлить аккуратное круглое отверстие в резиновой трубке. Если сверлить сверлом , трубка сплющится и отверстие получится некруглым. Если прожигать, трубка не сплющится, но отверстие получится неаккуратным – обгорят его края. Как быть? «Открытая задача» «Открытая задача» Задача из сказок: повадился Змей Горыныч разорять деревни да людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе остались старики и дети… Но дети были смекалистые… Зимой схватил их Змей и посадил в темницу: подрастут мол до весны, тогда и съем. Но дети подняли такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное аппетит, все семь голов заболели. Тогда решил он обхитрить детей «Я выпущу вас на волю, - сказал он им, - если принесете ведро живой мне воды, чтоб омолодиться. Но такое условие: чтоб воду принесли без посуды!» Что поделаешь – дети согласились. Где ручей подземный с живой водой, им было известно Да как условие Змея выполнить?» Развитие памяти Приёмы работы с интеллектуально пассивными учащимися через чёткую ориентировочную основу действий (ООД):план – ориентир;памятка;инструкция;алгоритм; опорная схема;таблица;демонстрационный эксперимент;пакет индивидуальных коррекционных заданий.Результат. 1. Реминисценция – явление, когда воспроизведение заученного со временем не только не ухудшается, а улучшается. Она связана с внутренней работой по осмыслению заученного материала и овладению им. Ориентировочная основа действий становится ненужной.2.Личностные результаты: понимание смысла деятельности. Представляет простор для творчества учителя. Позволяет: - дифференцировать работу с учащимися. - структурировать учебный процесс с учётом: типологических особенностей нервной системы (сильная, инертная, слабая нервная система); -доминирующего канала восприятия учебного материала (визуалы, аудиалы, кинестетики);-темперамента и особенностей поведения: экстраверты (психотип - холерики и сангвиники), интроверт (психотип - флегматики и меланхолики);-функциональной ассиметрии полушарий головного мозга (правополушарные, левополушарные). Рефлексия учителя Преподавания физикив рамках деятельностного подхода - делать урок здоровьесберегающим; - изменить профессиональную позицию педагога, который из носителя готовых знаний превращается в помощника и координатора работы учащихся; - найти коллег-единомышленников. Преподавания физикив рамках деятельностного подхода Рефлексияучителя
):
Рефлексияучителя Коллеги - единомышленники
Работают по единой методической системе, содержащей собственный арсенал педагогических приёмов, способов, средств успешности обучения. Готовы к деловому сотрудничеству с профессиональным опытом других учителей. Р.Ф.Афонина А.В. Петкау Е.И. Логинова Ю.П. Тупикина Электронное приложение