Презентация по литературе Этот мир очарований, этот мир из серебра. Серебряный век русской поэзии.


«…Этот мир очарований, этот мир из серебра » Поэзия «серебряного века» В. Я. Брюсов, «Первый снег»Воплощение мечтаний,Жизни с грезою игра,Этот мир очарований,Этот мир из серебра! Понятием «серебряный век» определяют культуру рубежа веков в целом, относя его ко всему русскому искусству: литературе, живописи, музыке, философии, архитектуре. Понятие «серебряный век» появилось позже, а современники использовали термин «модернизм» - (modern (фр.) – новый, современный Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ (условное изображение чего-либо) – многозначное иносказание. Старшие символисты Фёдор Сологуб Константин Бальмонт Дмитрий Мережковский Валерий Брюсов Зинаида Гиппиус Младосимволисты Андрей Белый Александр Блок Вячеслав Иванов Поль Верлен, французский символист, утверждал: «Музыка превыше всего». Достижения символизма: поэтическое слово получило неведомую прежде подвижность и многозначность;расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика; новаторство в сфере поэтической фонетики;созданы такие формы искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. Акмеизм (от греч. «акме» - цветение, вершина чего-либо) – литературное направление, связанное с символизмом. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь.Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту. Николай Гумилев Анна Ахматова Осип Мандельштам Сергей Городецкий Михаил Зенкевич Владимир Нарбут — освобождение поэзии от призывов к идеальному, возвращение ей ясности;— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; — стремление придать слову определенное, точное значение;— предметность и четкость образов, отточенность деталей;— обращение к человеку;— поэтизация мира первозданных эмоций— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре». Основные принципы акмеизма Имажинизм ( от фр. Image – образ) - течение в русской литературе. Имажинисты пропагандировали победу образа (имажа) над смыслом. Рюрик Ивнев Вадим Шершеневич Сергей Есенин Анатолий Мариенгоф Основные признаки имажинизма: - главенство «образа как такового»; - поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;- эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета;- поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;- текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца. Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры,Пuээо пелись брови,Лuэээй - пелся облик,гзu-гзu-гзэо пелась цепь.Так на холсте каких-то соответствий вне протяжения жило лицо. Футуризм – передовое направление в европейском искусстве начала века. В своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности:слово-новшество, звукоподражания,приемы плаката, лозунга, графический стих, поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм и многое другое. Владимир Маяковский Велимир Хлебников Василий Каменский Алексей Крученых Давид Бурлюк А ВЫ МОГЛИ БЫ?Я сразу смазал карту будня,плеснувши краску из стакана; Я показал на блюде студнякосые скулы океана.На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.А выноктюрн сыгратьмогли бына флейте водосточных труб?1913 Символ.Звукопись.Жест, движение, деталь.Прекрасную ясность.Образ.Будущее.«Пощечина общественному вкусу» Проанализируйте стихотворение и определите: К какому направлению модернизма относится? Кто его автор? Какая картина лучше всего иллюстрирует ваше стихотворение? Подтвердите свой ответ доказательствами. Стихи о прекрасной даме Вхожу я в темныe храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад.В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей.А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней.О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны.О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты. 25 октября 1902 Сжала руки под темной вуалью... «Отчего ты сегодня бледна?»- Оттого что я терпкой печалью Напоила его допьяна.Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот...Я сбежала, перил не касаясь,Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру». Улыбнулся спокойно и жуткоИ сказал мне: «Не стой на ветру».1911 Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа.Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда.С алым соком ягоды на коже,Нежная, красивая, былаНа закат ты розовый похожаИ, как снег, лучиста и светла.Зерна глаз твоих осыпались, завяли,Имя тонкое растаяло, как звук,Но остался в складках смятой шалиЗапах меда от невинных рук. В тихий час, когда заря на крыше,Как котенок, моет лапкой рот,Говор кроткий о тебе я слышуВодяных поющих ветром сот.Пусть порой мне шепчет синий вечер,Что была ты песня и мечта,Всё ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи ­К светлой тайне приложил уста.Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа.Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. Послушайте Ведь, если звезды зажигают­значит - это кому-нибудь нужно?Значит - кто-то хочет, чтобы они были?Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?И, надрываясь,в метелях полуденной пыли, врывается к Богу,боится, что опоздал,плачет,целует ему жилистую руку,просит ­чтоб обязательно была звезда!­клянется ­не перенесет эту беззвездную муку! А послеходит тревожный,но спокойный наружно.Говорит кому-то:«Ведь теперь тебе ничего?Не страшно?Да?!»Послушайте!Ведь, если звездызажигают ­значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо,чтобы каждый вечернад крышамизагоралась хоть одна звезда?!1914 Домашнее задание. Составить синквейн «Поэзия серебряного века»Индивидуально: Подготовить сообщение о творчестве А.А. Блока