Презентация по ОБЖ 6 класс Поведение в экстремальной ситуации
Поведение в экстремальной ситуации в природных условияхДействия при потере ориентировки
Если произошла авария самолёта (или автомобиля), надо немедленно покинуть его, вынести раненых и по возможности снаряжение, отойти на безопасное расстояние. При аварии возможна утечка топлива. Достаточно маленькой искры и произойдёт взрыв.
При стихийном бедствии (сход лавины, наводнение, лесной пожар и т. д.) надо предпринять все усилия для выхода в безопасную зону. Оказавшись в безопасном месте, прежде всего необходимо успокоиться. Нельзя добиться успеха, начав лихорадочно метаться, заражая своей нервозностью товарищей. Наступит всеобщая паника.
Надо успокоиться и незамедлительно оценить обстановку (схема 1).
Проверить, нет ли раненых. Если необходимо, оказать пострадавшим первую помощь. Посмотреть, что из продуктов, снаряжения, средств медицинской помощи имеется. Всё, что найдено, надо сохранить, укрыть от дождя и ветра.
Потом надо решить, оставаться на месте или выходить к населённому пункту, на дорогу (схема 2).
Выход к населённому пункту нужно предпринять, если никто из взрослых не знает вашего предполагаемого местонахождения, а у вас нет средств радиосвязи, сотового телефона, т. е. вы не уверены, что скоро придёт помощь к месту вашего нахождения. При этом нужно оценить свои силы, состояние ослабленных, больных и их количество
Если же есть уверенность в том, что помощь скоро придёт, или нет возможности двигаться, то надо остаться на месте и готовиться к ночлегу. Даже первую ночёвку нельзя проводить без укрытия. Если мало времени для оборудования настоящего лагеря, делать аварийный лагерь. Всё зависит от того, в какое время суток случилось происшествие и что имеется для постройки временного жилища
При оборудовании аварийного лагеря должны быть соблюдены следующие условия:• возможность укрыться от осадков, ветра и солнца;• возможность сосредоточить в одном месте все необходимые вещи и продукты питания;• возможность установить охрану, назначив одного или двух дежурных.
Обязательно надо распределить обязанности между членами группы. Для этого выяснить, кто из них знаком с охотой и рыбалкой, знает съедобные растения и способы их приготовления, умеет оказывать первую помощь, собирать и готовить дрова, поддерживать костёр, строить жилище, ремонтировать и изготавливать снаряжение, производить разведку местности и определять своё местоположение, подготовить средства сигнализации.
Надо сделать так, чтобы работал каждый член группы. Это, кроме прочего, поможет всем отвлечься от горестных мыслей. И последнее: любая группа работает эффективно, если в ней есть руководитель, командир. Это должен быть наиболее опытный и уравновешенный человек. Если такой уже есть хорошо. Если нет, договоритесь сообща, кому можно доверить руководство. После этого надо выполнять все его распоряжения.
Командир должен планировать действия группы, распределять обязанности между всеми её членами с учётом способностей и возможностей каждого и контролировать их выполнение.
Не менее важная обязанность командира поддержание нормальных отношений между членами группы. Неожиданно возникшая экстремальная ситуация, нависшая опасность, голод и холод, жажда и многие другие возникшие обстоятельства вызывают большое нервное напряжение, раздражительность. Как следствие, между членами группы могут возникнуть конфликты, зачастую даже из-за мелочей.
ЗАПОМНИТЕ: в экстремальной ситуации нельзя конфликтовать, ведь в конфликте не бывает победителей и побеждённых – проигрывают и конфликтующие, и вся группа в целом. Необходимо сдерживать себя, даже если что-то не нравится. Говорить ровным, спокойным голосом, не придираться к мелочам. Если назревает разногласие в серьёзном вопросе, то попросить командира обсудить этот вопрос на общем собрании, объективно.
В результате конфликта группа может разделиться на несколько частей, что недопустимо. Это только усугубит положение. При таком делении каждая часть группы будет выходить к населённому пункту по своему маршруту. Это значительно увеличит район поиска и добавит работы спасателям. Итак, благополучное завершение автономного существования в природе в первую очередь зависит от участников похода.
Надо усвоить простую истину: при автономном существовании всё придётся делать самим. Никто не поможет и ничего за членов группы не сделает. Нельзя опускать руки! ЗАПОМНИТЕ: выдержка, самообладание, дисциплинированность, физическая подготовка, а главное, стремление и умение выжить – вот определяющие качества, которые помогут победить.
Действия при потере ориентировки
Потеря ориентировки бывает и тогда, когда человек заблудился в лесу, и тогда, когда он оказался в незнакомой местности в результате аварии.Находясь на тропе, не сходить с неё, возвращаться по своим следам
Почувствовав, что заблудились, нужно остановиться, успокоиться и оценить ситуацию. Находясь на какой-то тропе, ни в коем случае не сходить с неё, возвращаться по ней.
Если в соответствии с советами, данными в учебнике, удалось познакомиться с местностью заранее, то можно смело выбирать направление на линейный ориентир и выходить на него.
Положение будет гораздо сложнее, если местность совсем неизвестна. Но не надо впадать в уныние! Есть хороший помощник – наша память. Даже если специально не запоминать путь своего движения, это делает непроизвольно наш мозг. Теперь важно не «стереть эту запись» волнениями, тревогой и паникой.
Постараться вспомнить свой путь, характерные детали местности, рельефа, направления. Если есть часы, определить, сколько времени двигались. Так, спокойно гуляя в лесу, в среднем за час человек проходит не более двух-трёх километров.
Вряд ли под рукой в этот момент окажутся карандаш и бумага. Постараться нарисовать свой маршрут на земле. Отметить на нём запомнившиеся ориентиры, повороты. Это поможет выбрать примерное направление выхода. Возможно, помогут звуки машин на шоссе или поездов на железной дороге.
Эти звуки нарастают по мере приближения машины или поезда и затем слабеют. Полезно запомнить, что звуки от механизмов, работающих на ферме или каком-либо другом предприятии, как правило, ровные.
Постараться изобразить свой маршрут на земле
Если тропы нет, вернуться по своим следам
Если же тропы нет, попытаться вернуться по своим следам. Если присмотреться, можно увидеть примятую при ходьбе траву (легче увидеть след на траве, если лежит роса или прошёл дождь). Возвращаться назад надо рядом со своими следами, а не по ним. Если не удаётся найти свои следы, следует прекратить движение.
Ситуация похожа на ту, в которой оказывается человек, впервые попавший в незнакомый район города. И выход из ситуации примерно такой же. Надо определить, где находитесь, а затем – каким путём, в каком направлении надо идти в нужное место. Разница лишь в том, что в городе на эти вопросы помогут ответить прохожие, а в лесу надо решать эти задачи самостоятельно.
Надо иметь в виду, что в лесу определить направление распространения звука довольно сложно, так как звук там неоднократно отражается. Вот почему в лесу крики «Ау!» мало помогают. Гораздо проще определить направление распространения звука в поле.
Можно оценить примерное расстояние до источника звука, зная, что:• шум поезда слышен примерно за 10 км;• паровозный или пароходный гудок, сирена за 7-10 км;• выстрел из ружья – за 2–5 км;• автомобильный сигнал – за 2–3 км;• лай собаки, ржание лошади – за 2–3 км;• шум грузовой машины – за 0,5–1,5 км;• крик человека – за 1–1,5 км.Эти расстояния значительно сокращаются, если местность всхолмленная и небо ясное.
Могут помочь и источники света. Так, ночью свет от костра виден на расстоянии до 8 км, свет карманного фонарика – до 1,5 км.Отдельные постройки видны в хорошую погоду на расстоянии 5–7 км, столбы линии электропередачи до 1 км, человек на расстоянии до 0,5–0,7 км.
Поможет также маркировка туристских маршрутов. Металлические таблички прикрепляют на деревья на уровне роста человека. Они раскрашены в три горизонтальные полосы (белая синяя – белая или белая – красная белая). Располагаются таблички довольно часто, и они выводят на хорошие тропы, дороги или к туристским приютам.
Надо помнить, что вокруг больших и малых городов сейчас довольно много садовых участков. К ним ведут дороги. Значит, существует большая вероятность выйти на эти дороги и далее к людям.
Помогут определить направление выхода встретившиеся дороги и тропы.Попав на тропу, надо внимательно изучить её. Нехоженая, заброшенная тропа начинает зарастать травой, на ней совсем не видно следов.На тропе, по которой ходят, можно увидеть следы (чаще на сырой земле, возле луж), иногда сломанные веточки, фантики от конфет, окурки и другие предметы.
Надо пройти по тропе вперёд-назад. Постараться определить по ней направление к населённому пункту. Дело в том, что ближе к жилью тропа становится шире, лучше утоптана, от неё отходят более мелкие тропки. Стрелка, образованная основной и боковой тропой, показывает направление к населённому пункту.
Ни в коем случае не сходить с тропы, даже если кажется, что можно срезать её изгиб и пройти более коротким путём. Как правило, тропа выведет к жилью. Если произошла ошибка и где-то тропа кончилась, надо идти в противоположную сторону: значит, жильё там.
Мечта каждого заблудившегося взлететь, как птица, и посмотреть на местность с высоты, конечно, несбыточна. Но иногда можно найти возвышенное место с хорошим обзором. Если есть такая возможность, ею надо воспользоваться. Только не следует пытаться залезть на дерево в равнинном лесу. Во-первых, деревья имеют примерно одинаковую высоту, на самую вершину забраться не удастся, а значит, ничего и увидеть не получится. Во-вторых, можно упасть с дерева и получить травму
Надо ещё иметь в виду следующее: ручьи, которые могут встретиться, впадают в реки. О наличии ручья или реки подскажут попадающиеся овраги. На реках, как правило, и селятся люди. Если нет другой возможности определить направление выхода, надо идти вдоль ручья вниз по течению до реки. А там и до жилья может быть недалеко.
Возможен случай, когда ручей впадает в болото. Если оно небольшое, можно попробовать, обходя его, найти продолжение ручья. Если это сложно, то лучше оставить эту попытку.
Заблудившись зимой во время лыжной прогулки, надо искать лыжню, которая выведет к населённому пункту. Найдя лыжню, необходимо решить, в каком направлении по ней идти. Если лыжня хорошо накатанная, то, встретив других лыжников, можно у них узнать, как выйти к ближайшему населённому пункту.
Возможно, попадётся свежая лыжня, проложенная одним или двумя лыжниками. Такую лыжню легко определить: около неё мало отпечатков от палок, она слабо укатана. Если лыжня была проложена утром, то надо идти в направлении, противоположном тому, в котором прошёл лыжник. Вечером надо идти вслед за прошедшим лыжником. Почему? Утром человек идёт от дома, а вечером возвращается.
Как определить направление движения лыжника? Обратите внимание на следы лыжных палок. Сначала палка оставляет след от штыря, затем от кольца. Права русская пословица «Беда одна не приходит». Вполне возможно, что в тот момент, когда человек поймёт, что заблудился, пойдёт густой снег, разыграется метель.
В такую погоду и хорошо накатанную лыжню легко потерять. Следует продвигаться медленно, внимательно следя за лыжнёй. Можно почувствовать, когда она теряется: снег под лыжами станет рыхлым и лыжи начнут в него проваливаться. Надо повернуть вправо-влево, и как только под ногами появится твердый снег, лыжня найдена. Таким способом можно найти засыпанную лыжню даже после сильного снегопада.
Что нужно делать, заблудившись и не найдя свои следы
Заблудившись, Категорически НЕЛЬЗЯ
Вторая характерная ситуация турист отстал от своей группы. В такой ситуации главное правило – не уходить с тропы, по которой шла группа. Помнить: как только руководитель группы обнаружит исчезновение человека, он организует поиск.
Если отставание от основной группы небольшое, то можно попытаться нагнать её. Но если на пути развилка троп, дорог или лыжни? Как быть, по какой из них идти? Можно попытаться, если это возможно, найти следы своих товарищей. Если это не удалось, лучше подождать, когда они вернутся.
Так же надо поступить, если получена травма или резко ухудшилась погода. Постараться развести костёр (вот почему каждому члену группы надо иметь хорошо упакованный, защищенный от влаги коробок спичек), построить временное укрытие. Приготовиться некоторое время провести в одиночестве.
Домашнее заданиеП.7, 8. Стр. 46-61Вопросы и задания в конце параграфов.