Урок русского языка на тему: Корень. Однокоренные слова. 3 класс Школа России.
« Корень. Родственные слова. Два признака родственных слов ».3 класс. «Школа России»Учитель начальных классов Письменская О.М. МБОУ СОШ №14
Цели и задачи :Дать определение понятию «родственные слова».Выделить два основных признака родственных слов.Закрепить понятие «корень слова».Ознакомить с алгортмом нахождения корня в слове.Упражнять в нахождении родственных слов среди слов, похожих по написанию.
КореньПодземная часть растенияВнутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтяЧасть словадомик
Моя родня Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня. И сестрёнка родня, и братишка, И щенок лопоухий Тишка. Я родных своих очень люблю. Скоро всем подарки куплю … Я. АкимПрочитай стихотворение Якова АкимаОказывается, не только у людей, но и у слов тоже есть родственные связи!
Как-то много лет назадПосадили странный сад.Не был сад фруктовым –Был он только словом.Это слово, слово-корень,Разрастаться стало вскореИ плоды нам принесло –Стало много новых слов.Вот из сада вам рассада,Вот ещё посадки рядом.А вот садовод, с ним садовник идёт.Очень интересноГулять в саду словесном!Е. ИзмайловПрочитай стихотворение «Как растут слова» вслух. Прислушайся к звучанию слов, выделенных красным цветом.
Слова сад, посадили, рассада, садовод, садовник похожи по звучанию. По написанию они тоже похожи. Все эти слова имеют общую часть – САД. Такие слова называются родственными1. Родственные – это слова, у которых есть общая часть.Например: море, морской, моряк.
2.Родственные слова должны быть близкими по смыслу. Сад – это группа посаженных фруктовых деревьев. Посадки – это посаженные растения. Садовник – это человек, ухаживающий за растениями в саду. Садовод – это хозяин сада. Рассада – это молодые растения.
1. Все эти слова связаны по смыслу со словом сад. 2. У всех есть общая часть – сад.ЭТИ СЛОВА РОДСТВЕННЫЕ
Горка, горевать, горчица, гористый, гора, пригорок, горный.Спиши только родственные слова
Правильный ответ:Горка, гористый, гора, пригорок, горный.Если все слова выбраны правильно, то ты – молодец !Если нет, вернись на предыдущую страницу и определи смысловое значение каждого слова ещё раз.
Запиши родственные слова в столбикиСтол, двор, столик, дворник, столовая, дворик, дворовый, столяр.
столстоликстоловаястолярдвордворникдворикдворовый Проверь себя:
Так же, как и у кустов,Корень слова есть у слов.Будь внимателен к словам,Отыщи в них корень сам:Лес, лесок, лесной, лесник.Цвет, цветок, цветной, цветник.Лётчик, самолёт, полёт.Ледяной, ледовый, лёд.Сад, посадка, посадил.Род, родители, родил.Ходит, выходка, ходы.Трудовой, трудись, труды. Прочитай стихотворение. Вспомни, что такое корень слова.
Встретились однажды корень куста и корень слова. – Здравствуй, я корень, а ты кто?– Я тоже корень.– Я в земле живу. А ты где живёшь?– А я в словах живу.– Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень как корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?– Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня:ГОРА, ГОРКА, ГОРНЫЙ, ГОРИСТЫЙ, ГОРНЯК– Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!– А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!- Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые словавырастить можно. Прочитай сказку. Запомни, что корень объединяет родственные слова
КОРЕНЬ СЛОВА – это общая часть родственных слов.Например: хлеб, хлебный, хлебец.Слова с одним и тем же корнем называются ОДНОКОРЕННЫМИ или РОДСТВЕННЫМИ.
Чтобы найти в слове корень, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть. Правило:Алгоритм нахождения корня: 1 шаг: подбор родственных слов и их сравнение по смыслу 2 шаг: выделение общей части – корня.
Ученье – свет, а неученье – тьма.Думай, да чтобы не передумывать.Битый небитого везёт.Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.Назови однокоренные слова. Объясни, что обозначают пословицы.
Ученье – свет, а неученье – тьма.Думай, да чтобы не передумывать.Битый небитого везёт.Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.Проверь себя:
Нарисуй словесное дерево с корнем лес.ЛЕС
Проверь себя:ЛЕСНИКЛЕСКЛЕСОКПРОЛЕСОКЛЕСНОЙЛЕСНИЧИЙ
Добрый, чуткий, доброта.Учитель, школьник, ученик, учение.Шиповник, шипеть, шипы.Водный, вода, водитель.Подчеркни лишнее слово
Добрый, чуткий, доброта.Учитель, школьник, ученик, учение.Шиповник, шипеть, шипы.Водный, вода, водитель.Проверь себя:
глазок больнойбольница глазищеглазастый глазуньязубастый глазнойзубной зубокболеть
ЗАЯЦ-ХВАСТАОчень забавно хвастал заяц. Хихикнули зайчата, прикрыв мордочки лапками. Засмеялись старушки зайчихи. Улыбнулись старые зайцы. Всем было весело. Зайцы стали прыгать, скакать, бегать по полянку. Все забыли про зайца-хвасту.Выпиши из текста родственные слова
хваста , хвастал заяц, зайчата, зайчихи, зайцыПроверь себя:
- Что мы повторили сегодня на уроке?- Чему научились?Какие слова называются родственными?- Почему эти слова называются однокоренными?- Как выделить корень в родственных словах?
Спасибоза урок !