Презентация к Проекту Народные промыслы Нижегородского края
Проект «Народные промыслы Нижегородского края» Паспорт проекта Вид проекта: информационно-творческий.Продолжительность: 1 учебный год.Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели ДОУ, родители воспитанников, музыкальный руководитель
Содержание проекта 1.Актуальность2.Цель3.Задачи4.Планируемые результаты5.Системная паутинка6.Перспективный план 7.Интеграция образовательных областей8.Деятельность воспитателя в реализации проекта9.Этапы реализации проекта10.Итоговый результат Актуальность Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.В Нижегородском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика Нижегородского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества. Цели проекта Вызвать у детей интерес к народным промыслам Нижегородской области.углубить знания о декоративной росписи родного края (хохлома, дымковская, городецкая, семеновская и особое внимание уделить познанию росписи нашего района Полховско-майданская).формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство. Для реализации цели решается следующий комплекс задач:Обучающие задачи:Познакомить детей с истоками искусства мастеров, краткой историей;Познакомить с характерными элементами, колоритом, типичным для этих узоров;Формирование специальных навыков и умений для достижения определенных результатов;Учить детей предварительному замысливанию декоративного узора;Учить последовательности анализа: самые крупные и мелкие элементы и их месторасположение в общей композиции;Формирование у детей устойчивого желания к дальнейшему совершенствованию полученных навыков; Воспитательные задачи:Формирование способности к анализу, самооценке при выполнении работ;Формирование коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению;Приобщение детей к общечеловеческим ценностям народной культуры;Формирование потребности вносить красоту в окружающую среду, в различные виды творческой деятельности, в учение, труд, досуг, во взаимоотношения со сверстниками. Стремление сочетать внешнюю и внутреннюю эстетическую культуру. Развивающие задачи:Развитие креативного мышления детей посредством ознакомления их с различными методами и приемами, используемыми в декоративно-прикладном творчестве;Развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность;Развитие творческого потенциала;Развитие активности, самостоятельности, общения;Развитие устойчивого внимания, наблюдательности, аккуратности;Развитие интереса к наследию прошлого, путем ознакомления с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Системная паутинка Нижегородские промыслы Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическоеразвитие Физическое развитие Социально-коммуникативноеразвитие Просмотры фотоальбомов беседы Презентации Рассказы воспитателя Чтение худ.литературы Разучивание стихов, пословиц, поговорок и мирилок СРИ ДИ Подвижные игры Рисование, аппликация, лепка Разучивание песен. Музыкальные игры Спортивный досуг Сенсорные игры, математические игры Гимнастика Этапы работы с детьми Обследование знаний детей Определение проблемы Содержание работы по реализации проекта ↓ Подготовка теоретического материала Подготовка практического материала Н.О.Д. Сбор материала и оформление альбома Занятия по художественной литературе Организация выставок детского творчества Беседы с привлечением родителей. Изготовление наглядного материала Дидактические игры Продуктивная деятельность Праздники, развлечения Презентация проекта «Народные промыслы Нижегородского края Этапы реализации проекта Подготовительный этап.-Беседы о народных промыслах, для выявления знаний детей; -Работа с родителями: знакомство родителей с предложением об участии их, совместно с ребенком в проектной деятельности «Народные промыслы нижегородского края»; -Подборка материалов о Нижегородских народных промыслах;-Разработка НОД Основной этап: реализация проекта-Проведение бесед с детьми-Прослушивание музыкальных произведений, заучивание песен и стихотворений, танцев.-Показ детям презентаций, проведение бесед с детьми.-Самостоятельная продуктивная деятельность детей.-Участие в конкурсе поделок и рисунков-Экскурсии в музей и библиотеку Итоговый этап.-детские проекты; -выставка рисунков и поделок «Народные промысла Нижегородского края»; -рисунки, поделки-Проведение итогового мероприятия, праздника;-Обобщение полученных знаний и представлений детей Задачи: Дать детям первоначальные представления о народных промыслах родного края, приобщать их к родной культуре.Познакомить с историей возникновения Городецкой, Семеновской и Хохломской росписи, с особенностями росписи.Развивать положительные мотивации, активный интерес к народным промыслам родного края.Формировать художественно-творческих способностей у детей.Воспитание у детей чувства гордости за родной край. Перспективный план по теме: народные промыслы Нижегородского края Познавательное Речевое Социально-коммуникативное Художественно-эстетическое Физическое сентябрь Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» - уточнить представления детей о народном искусстве, его видах; Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов; Дидактические игры: «Народные промыслы», «Собери узор», «Сувенир из России», «Вернисаж», «Русские узоры» ;Лото «Чудо узоры» - формирование интереса к декоративно-прикладному искусству. Пение песенок «Мы веселые матрешки», «Матрёшки»,«Матрешка на окошке»; Комплекс утренней гимнастики «Матрёшки, «Заводные игрушки»; Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством октябрь Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи) НОД: «История хохломской росписи»,Лото «Чудо узоры» - формирование интереса к декоративно-прикладному искусству. НОД по рисованию: «Роспись силуэта матрешки по мотивам Хохломской росписи», «Укрась тарелочку. Хохлома» Подвижные игры «Бегите к матрёшке» История Хохломской росписи ноябрь Просмотр презентаций «Золотая хохлома», Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов; Дидактические игры: «Народные промыслы», «Собери узор» аппликация из соломки в стиле Хохломской росписи Речь с движением «Матрёшка, где ты?» «Золотая Хохлома» Декабрь Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью; Народные промыслы родного края. Экскурсия на выставку в Вознесенскую районную библиотеку. НОД: «Знакомство с Городецкой росписью» «Купавка» декоративное рисование по мотивам Городецкой росписи, «Городецкий узор на кухонной доске»; Комплекс бодрящей гимнастики «У матрешки – теплые ладошки» Знакомство с Городецкой росписью январь Просмотр презентации «Весёлый Городец» Речевые игры: «Матрешки», «Матрешка, ты где?» Сюжетно – ролевые игры: «К нам пришли гости», «Магазин промыслов» декоративная лепка «Городецкие узоры сколько радости для глаз»; Спортивный досуг «Веселые матрешки» «Веселый Городец» февраль Просмотр фотоальбома «Народное искусство» Экскурсия в Вознесенский историко-краеведческий музей НОД «История Пол-Майданской росписи. «Две Матрёны, три Матрёшки и ещё Матрёшечка.» Лепка «Русская матрешка» - Познакомить с историей русской матрешки, научить лепить форму матрешки и украшать ее узором; Подвижные игры «Шли матрешки по дорожке» Знакомство с Полх-Майданской росписью март Знакомство детей с презентацией «История русской матрешки», Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов; Чтение стихов: Л. Гулыга «Пёстрый хоровод» Сенсорные игры: «Трехцветная матрешка», «Сказка про матрешек»; Пение песенок «Мы веселые матрешки», «Матрёшки»,«Матрешка на окошке»; Танец с ложками Комплекс утренней гимнастики «Матрёшки» ,«Заводные игрушки»; «Полх-Майданские узоры» апрель Просмотр презентации «Семёновские сувениры» Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки» НОД «История Семеновской росписи» НОД по рисованию: «Семёновские сувениры» Подвижные игры «Матрешка в гостях у ребят» Семеновская роспись май НОД «Русские матрешки»; Проблемные ситуации «Что случилось у матрешки»; Семейное развлечение «Ярмарка»; Выставка рисунков и поделок «Народные промысла Нижегородского края»; Театрально-игровая деятельность: показ театра матрёшек по русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Репка». Спортивный досуг «Народные промыслы на веселой ярмарке». Подведение итогов Интеграция образовательных областей Реализацию проекта планируется осуществляться в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях. Образовательная область познавательное развитие Просмотр презентаций «Золотая хохлома», Знакомство детей с презентацией «История русской матрешки», «Весёлый Городец», «Семёновские сувениры»;Просмотр фотоальбома «Народное искусство»;Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» - уточнить представления детей о народном искусстве, его видах; Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки Семёновская, Полх-Майданская);НОД «Русские матрешки»;Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи;Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью; Образовательная область речевое развитие Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов; Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Золотая хохлома»;Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи)Чтение стихов: Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».Народные промыслы родного края. Экскурсия на выставку в Вознесенскую районную библиотеку.Экскурсия в Вознесенский историко-краеведческий музей;Проблемные ситуации «Что случилось у матрешки»;Речевые игры: «Матрешки», «Матрешка, ты где?»; Образовательная область социально-коммуникативное развитие Дидактические игры: «Народные промыслы», «Собери узор», «Сувенир из России», «Вернисаж», «Русские узоры» Цель: знакомство с характерными особенностями народных промыслов;Лото «Чудо узоры» - формирование интереса к декоративно-прикладному искусству.Сюжетно – ролевые игры: «К нам пришли гости», «Магазин промыслов»;НОД: «Знакомство с Городецкой росписью»НОД: «История хохломской росписи»НОД «История Пол-Майданской росписи. Две Матрёны, три Матрёшки и ещё Матрёшечка.»НОД «История Семеновской росписи»Семейное развлечение «Ярмарка»;Сенсорные игры: «Трехцветная матрешка», «Сказка про матрешек»; Математические игры: «Одна и много», «Помоги матрешке найди свои игрушки»; Образовательная область художественно-эстетическое развитие НОД по рисованию: «Семёновские сувениры», «Полх-Майданские узоры», «Роспись силуэта матрешки по мотивам Хохломской росписи», «Укрась тарелочку. Хохлома» «Купавка» декоративное рисование по мотивам Городецкой росписи, «Городецкий узор на кухонной доске»;Лепка «Русская матрешка» - Познакомить с историей русской матрешки, научит лепить форму матрешки и украшать ее узором; декоративная лепка «Городецкие узоры сколько радости для глаз»; Аппликация на ткани «Город мастеров», аппликация из природного материала с элементами Городецкой росписи; аппликация из соломки в стиле Хохломской и Полх-Майданской росписи;Выставка рисунков и поделок «Народные промысла Нижегородского края»;Пение песенок «Мы веселые матрешки», «Матрёшки»,«Матрешка на окошке»; Танец с ложками; Театрально-игровая деятельность: показ театра матрёшек по русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Репка». Образовательная область физическое развитие Комплекс утренней гимнастики «Матрёшки» ,«Заводные игрушки»;Комплекс бодрящей гимнастики «У матрешки – теплые ладошки» Подвижные игры «Бегите к матрёшке», «Шли матрешки по дорожке», «Матрешка в гостях у ребят»;Речь с движением «Матрёшка, где ты?» Спортивный досуг «Народные промыслы на веселой ярмарке», «Веселые матрешки» Работа с родителями Родителям предлагалось:Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;Помочь детям разучивать стихи;Рекомендация в выходные дни посетить с детьми Вознесенский историко-краеведческий музей;Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему:«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»Привлечь родителей к созданию мини – музея русского быта, народной утвари. Предполагаемый результат: Иметь представление о народных промыслах (городецкая, хохломская, семеновская, Полх-Майданская);Уметь различать изделия разных народных промыслов;Выделять характерные средства выразительности элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный узор композиции;Рисовать узоры по мотивам изделий народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта;Уметь самостоятельно провести анализ рисунка и изделия по народному декоративно-прикладному искусству.
К концу реализации проекта дети: Эмоционально воспринимают содержание произведения;Запоминают и узнают знакомые народные игрушки и росписи;С помощью средств выразительности создают образ композиции;Оценивают то, что получилось;Отмечают выразительность формы, линий, цветового сочетания, симметричность декоративного узора;У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе. Продукт проектной деятельности В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом. :
Выставка детских поделок «Русская матрешка» «Русские красавицы- всем нам очень нравятся» Выставка детских рисунков «Хохломские чудеса». Настольная игра «Собери узор». Цель: развитие быстроты мышления, памяти.
Дидактические игры Лото «Чудо узоры»Цель: формирование интереса к декоративно-прикладному искусству. Спасибо за внимание!