Педсовет: Интерактивное обучение – способ реализации дифференцированного подхода к личности ребенка


Педсовет Инновационные технологии:Интерактивное обучение – способ реализации дифференцированного подхода к личности ребенка Школа будущего – это школа саморазвития педагога и ребенка, где главным условием успеха становится не только функция учителя как преподавателя отдельного предмета и даже не как воспитателя, сколько его способность раскрыть возможности ребенка, увидеть его будущее;Школа будущего - это когда ребенок не только пассивно усваивает информацию, но самостоятельно приобретает новые знания;Школа будущего – это школа сотрудничества педагогов, родителей и общественности по созданию творческого коллектива как среды общения;Школа будущего – это школа социального самоопределения подростка, умеющего выдвигать свою точку зрения, ставить реальные и конкретные цели, планировать свои действия и прогнозировать их последствия; Уметь учиться в течение всей своей жизни;Уметь аргументированно доказать свою точку зрения;Быть информационно компетентным;Быть поликультурно компетентным человеком;Вести здоровый образ жизни;Знать свои гражданские права и уметь их реализовывать, уважать свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей; Уметь осмысленно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их, обладать чувствомсоциальной ответственности, быть патриотом; Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или с кем-либо (с ребенком). Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Цели: создание комфортных условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.Суть интерактивного обучения: учебный процесс организован таким образом, что Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают;Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями;Обучение происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и переводит ее в форму сотрудничества Понять природу игры - значит понять природу детства. Детство - особое психологическое состояние человека. Среди разнообразных приёмов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры. Игры помогают сделать процесс интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлечённости и снимают усталость детей. Игровые ситуации приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навыки общения, способствуют эффективной отработке языкового  программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить- этот вопрос обостряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Технологии интерактивного обучения 1) Работа в парах. 2) Большой круг. 3) Карусель. 4) Работа в малых группах. 5) Аквариум.6) Незаконченное предложение.7) Мозговой штурм.8) Диаграмма Венна.9) Дерево решений.10) Суд от своего имени.11) Метод недостаточной информации.12) Ролевая (деловая) игра. 13) Метод «пресс».14) Экскурсия.15) Игры – тренинги.16) Развитие критического мышления.17) Говорите «Да» «Нет».18) Лови ошибку.19) Деловая игра.20) Театрализация.21) Вопрос к тексту.22) Вертушка.23) Проблемный метод.24) Круглый стол. Наиболее применяемые технологии учителями нашей школы Работа в группахКласс разбивается на группы или малые группы. Им дается задание учителем или они сами его себе выбирают. Работу они выполняют за довольно короткое время. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или спикер (руководитель группы) оглашает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают. В случае, если группы получили разные задания, то они отчитываются перед классом, или спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой. «Лови ошибку» Данный метод может быть применен учителем на любом уроке.1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда можно детям «подсказать» интонацией или жестом (малышам). Научите учащихся мгновенно пресекать ошибки каким-либо знаком. Учите детей реагировать на ошибки. Поощряйте их внимание.Планируя ошибку, планируйте и ее убедительность.2. Ученик получает текст или задачу со специально допущенными ошибками.Т.о. ученик может «поработать» учителем.3. Учащиеся ищут ошибку группой, совещаются. Придя к определенному выводу, группа выбирает спикера, который передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед классом. Перед этим учителю необходимо определить время для выполнения этого задания, чтобы его решение не затянулось. Группы могут получать задачи или примеры со смысловыми ошибками, тексты с ошибками, чертежи или рисунки с ошибками. Т.е. любой учитель-предметник может применять этот метод в работе. «Мозговой штурм» Этот метод позволяет решать творческие задачи в группах. Нет такого предмета, на котором было бы нецелесообразно его применение. Учитель предлагает тему для обсуждения (задачу). Этапы «МШ»:Создание банка идей: цель – наработать как можно больше идей, решений(даже фантастических). Если есть возможность они записываются на доске (≈ 20 мин.).Анализ идей: все идеи рассматриваются и критикуются группами, но при этом желательно найти в каждой идее рациональное зерно, если есть возможность, усовершенствовать идею.Обработка результатов: отбирается 2-5 самых интересных решений, а из них выбирается самое практичное.«МШ» пройдет интереснее, если, допустим, задача, имеет большое число возможных решений. «Аквариум» Применяя этот метод, учитель развивает у учащихся умение вести дискуссию (литература, история, ЧиО).Учитель делит учеников на 2-3 группы, предлагает им задания и необходимую информацию. Одна из групп располагается в центре класса, остальные вокруг.Участники этой группы начинают обсуждение предложенной учителем проблемы. Остальные молча наблюдают, слушают и не имеют права вмешиваться в ход обсуждения. Группа, которая работает в центре, должна 1.Вслух прочитать свое задание;2. Обсуждение провести в виде дискуссии;3. Найти общее решение.На эту работу дается приблизительно 3-5 минут. Затем группа занимает свое место в круге, а учитель задает классу вопросы: согласны ли они с мнением группы; была ли она хорошо аргументирована?Затем место в «Аквариуме» занимает другая группа и обсуждает следующую проблему, ситуацию. Все группы должны побывать в центре и все проблемы должны быть обговорены. «Диаграмма Венна» Это техника графического представления информации, которая используется при обсуждении двух идей или текстов, между которыми существуют общие и отличительные черты. Информация подается в виде двух или нескольких кругов, которые накладывают друг на друга пропорционально к общим и отличным чертам, выявленным в процессе обсуждения.Учитель предлагает тему для обсуждения, сравнивая ее с другой, уже известной;Индивидуально, в парах, в группах ученики рисуют круги и пишут необходимую информацию или слова;Часть кругов, которые совпадают, можно выделить. На них пишут аспекты совпадения. Ученики комментируют все случаи разногласия относительно диаграммы. Технология проектного обучения Проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие, отвечает требованиям профильного обучения, а также допрофильной подготовки, так как оно побуждает учащихся проявлять способность: к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода: социального, личностного, связанного с познавательным интересом, с жизненными и профессиональными планами; к самообразованию и самоорганизации; к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников; видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения; делать выбор и принимать решения Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Основная задача метода: обучение по этому методу является исследованием учащимися вместе с учителем окружающей среды. Все, что учащиеся делают, они должны делать сами( единолично или в группе): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понять, зачем они это сделали.Исследуемый предмет может быть: монопредметным – выполняется на материале конкретного предмета; межпредметным – смежная тематика нескольких предметов(география-экономика); надпредметным – выполняется в ходе факультативов, курсов, творческих лабораторий.Проект может быть: итоговым – по его итогам оценивается определенная учебная тема; текущим – оценивается небольшая часть темы. Основные этапы выполнения проекта Этап Задача Деятельность учащегося Деятельность учителя Начало Определить тему, уточнить цели, выбрать группу. Уточнить информацию, обсудить задание. Мотивировать учащегося, объяснить цели проекта, наблюдать. Планирование Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, распределение ролей в группе. Уточняют информацию, выбирают и обосновывают критерии успеха. Помогать в анализе (по просьбе), наблюдать. Принятие решения Сбор и уточнение информации, «Мозговой штурм», выбор оптимального варианта, уточнение планов. Работают с информацией, анализ идей, выполняют исследование Наблюдать, консультировать. Выполнение Выполнение проекта. Выполняют исследования и работают над проектом, оформляют. Наблюдать, советовать. Оценка результатов Анализ выполнения проекта: успехи, неудачи. Причины этого. Анализ достижения поставленной цели. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. Наблюдать, направлять процесс анализа. Защита проекта Подготовка доклада, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка. Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта. Участвовать в коллективном анализе и оценке результатов проекта. В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:* коммуникативные, когда обсуждаются творческие задания, организуются консультации с учителем, защищаются в общении со сверстниками самые смелые идеи;* личностные: самобытность и гибкость мышления, фантазия, любознательность, здоровые творческие амбиции;* социальные: способность к коллективной деятельности, готовность соблюдать самодисциплину, терпимость к мнению других;* литературно-лингвистические: описание идеи, разработка рекламного прайс-листа, импровизация в процессе защиты;* математические: расчет затрат, сочетание формы и объема, пространства и времени и т.д.;* художественно-соматические: дизайн работы; * манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и приспособлениями;* технологические: наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление и др. Компьютерное обучение Проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина этому – неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг. Использование компьютерной техники в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей жизни. Нельзя не учитывать, что для большинства учеников их будущая профессия станет преимущественно компьютерной. Компьютер предоставляет учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учащимися. Основные функции учителя:1.Отбор учебного материала и заданий;2.Планирование процесса обучения;3.Разработка форм предъявления информации;4.Контроль обучения;5.Коррекция процесса обучения. Методы обучения:Объяснительно-иллюстративный;Репродуктивный;Проблемный;Исследовательский. Обучение с помощью компьютера может быть разным: оно может заменять живого преподавателя или дополнять традиционную лекцию, чтобы усовершенствовать образовательный процесс. Существует четыре характерных черты систем обучения с помощью компьютера, которые отличают их от традиционных систем обучения. Во-первых, они индивидуализированы. Традиционное урочно-лекционное обучение предполагает, что ученик в основном слушает. В процессе такого обучения трудно оценить, насколько хорошо понимается материал. Более того, темп обучения, как правило, определяется темпом самого медлительного ученика. В противоположность этому обучение с использованием компьютера позволяет обучающемуся взаимодействовать с компьютерной системой в своем темпе. После того как учащийся прорабатывает компьютеризованный материал, ему предлагаются контрольные вопросы, тесты, корректность ответов на которые определяет, можно ли ему перейти к следующему уроку. Индивидуализация ведет к эффективности, поскольку учащиеся продвигаются вперед каждый в своем темпе. Вторым отличительным свойством систем обучения с помощью компьютера является их интерактивность. Традиционные уроки-лекции по природе своей являются пассивной формой обучения. Обучение с помощью компьютеров, напротив, подразумевает обязательное усвоение урока: это делается нажатием клавиш для перехода к другому окну, с помощью ответов на вопросы и т.п. В противоположность традиционным лекциям, когда учитель сам определяет место и время встречи с учащимися, обучение с использованием компьютера требует интерактивности и следовательно, способствует активному обучению, которое лучше мотивирует учащихся. Третья отличительная черта — управляемость некоторых элементов. Подобно взаимодействию с обычным преподавателем, обучение с использованием компьютера может быть построено таким образом, что по ответам учащегося можно определить, какие трудности возникают при обучении. Это позволяет «подогнать» процесс обучения к индивидуальным потребностям человека. Так управляемое обучение дает возможность повысить эффективность обучения, например, сложный для какого-нибудь учащегося вопрос изложен более подробно. И наконец, системы обучения с использованием компьютера являются средством, а не методом обучения. Те методы обучения, которые используются живыми учителями, могут быть запрограммированы для использования в системе обучения с помощью компьютера. К интерактивному обучению нельзя относиться как к универсальному способу преподавания и желать перевести весь процесс обучения на «интерактивные рельсы. Если применение Вами интерактивных технологий в конкретном классе ведет к противоположным результатам, необходимо пересмотреть Вашу стратегию и бережно подойти к применению подобных технологий.