Презентация Анализ стихотворения Б. Пастернака Снег идет


Анализ стихотворения«Снег идёт» Выполнила: Стряпунина Евгения, ученица 9 Б классаУчитель: Дьякова Светлана Геннадьевна МБС(К)ОУ «С(К)ОШ V ВИДА» Березники 2015 Борис Леонидович Пастернак (1890 – 1960), крупнейший поэт двадцатого века, лауреат Нобелевской премии, внёс незаменимый вклад в русскую и мировую поэзию. В литературу Пастернак вошёл как поэт, обладающий даром нового зрения, уникальной сложности. Три стихии – живопись, музыка и философия – развивали его поэзию, формировали неповторимость и индивидуальность его творческого стиля, помогая лучше выразить чувства. Марина Цветаева так писала о Борисе Пастернаке: «Его грудь заполнена природой до предела… Кажется, с первым вздохом он вдохнул, втянул её всю – и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает её, но никогда не выдохнет». «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Зима», «Зимнее небо», «Метель», «Первый снег», «После вьюги»… Этот ряд можно продолжать ещё и ещё. Все стихотворения принадлежат замечательному поэту Борису Леонидовичу Пастернаку. Объединяет их тема зимы. Почему зима? Я думаю, автор любил это время года, оно было сродни его характеру, его судьбе.Стихотворение «Снег идёт» было написано в 1957 году и входит в сборник «Когда разгуляется». Название стихотворения заявляет его тему – снегопад. Однако, кроме пейзажной зарисовки зимнего снегопада, стихотворение содержит философские размышления о скоротечности жизни, поэтому его можно по праву отнести к пейзажно-философской лирике. В Московский снегопад Пастернак воспринимает как волшебный полет, увлекающий за собой людей, тротуары, перекрестки и лестницы. Поэт легко рисует картину зимнего дня, олицетворяя снегопад с живым существом: «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод». Читателя завораживает своей красотой преображение мира, которое сравнивается со встречей неба и земли. Эти картины дарят нам, читателям, ощущение праздника. В центр произведения Пастернак помещает проблему времени и человека в течении этого времени.Особую роль в этом играет лирический герой. Читатель вместе с ним ощущает смятение в душе – ведь с каждой снежинкой убегает отпущенное нам драгоценное время, а настоящее мгновенно становится прошлым, пережитым. Смятенье передается через «удивленные растения», идущего по жизни «убеленного пешехода» (снегом или прожитыми годами?) и «поворот перекрестка», который воспринимается как поворот судьбы, где у человека возникает выбор жизненного пути. Снегопад заставляет лирического героя взглянуть на обыденные вещи по-иному, понять и прочувствовать Время. Борис Пастернак заставляет нас задуматься над тайной – относительность течения времени : «с ленью той или с той же быстротой?». Вечное, непрерывное движение снега, создаваемое динамическим повтором «Снег идет», становится символом времени, которое невозможно остановить даже на мгновение. Интересна звуковая организация стиха. Стихотворение состоит из 8 строф, имеющих разное количество строк: первые пять строф – четверостишия, шестая и восьмая строфы удлиняются на одну строку, седьмая строфа, напротив, укорочена до трех строк. Для создания произведения Пастернак использовал четырехстопный хорей и сочетание различных видов рифмовки – охватной (в первой, третьей, четвертой и пятой строфах) и перекрестной (во второй строфе). Аллитерация звуков с, г, б, т передает полет снежинок. Ассонанс звуков о, а, э придает произведению удивительную мелодичность и музыкальность. Такая необычная, музыкальная организация стихотворения заставила меня выбрать в качестве музыкального сопровождения «Вальс до-диез минор» Фредерика Шопена, ведь Борис Пастернак восторгался произведениями двух великих композиторов – Фредериком Шопеном и Александром Скрябиным. Фредерик Шопен Александр Скрябин Особая выразительность произведения достигается за счет разнообразия используемых изобразительных средств: метафор (к белым звездочкам в буране), сравнений (словно с видом чудака), олицетворений (сходит наземь небосвод), эпитетов (убеленный пешеход, удивленные растения, заплатанном салопе).Стихотворение насыщено фигурами поэтической речи. Рефрен «снег идет» передает падение тяжелых хлопьев, подчеркивая динамичность и бесконечность снегопада. Риторические вопросы (…проходит время? Или как слова в поэме?), усиленные «может быть», акцентируют главную мысль стихотворения о быстротечности времени. Пастернак использует также такие стилистические приемы, как инверсию («Снег идет, густой-густой») и антитезу (белый снег – черной лестницы ступени). Спасибо за внимание! Читая стихотворение Бориса Пастернака, мы, читатели, задумываемся над своей жизнью, своим местом в ней, над своими словами и поступками…. Этот величайший философ в поэзии заставляет ценить нас каждую прожитую минуту… Свое выступление я хотела бы закончить музыкальной пьесой Георгия Свиридова «Снег идет».