Презентация на тему: Нравственные и философские искания в романе Война и мир.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20Исследовательский проект по литературе:«Нравственные и философские искания в романе «Война и мир»Л.Н.Толстого» Учитель русского языка и литературы Никитина Ольга Валентиновна. Липецк. СОДЕРЖАНИЕ: 1. Введение. 2. История создания романа «Война и мир».3. Нравственные и философские искания Л.Н. Толстого:а) система образов в романе «Война и мир»;б) любимые герои Толстого, их нравственные искания;в) военная тема;г) “мысль народная”;д) философские итоги романа.4. Значение «Войны и мира» в мировой литературе. 1. ВВЕДЕНИЕ. «Есть две стороны жизни вкаждом человеке: жизньличная, которая тем болеесвободна, чем отвлеченнее ееинтересы, и жизнь стихийная,роевая, где человекнеизбежно используетпредписанные емузаконы».Л.Н. Толстой «Война и мир». Русский писатель ЛевНиколаевич Толстой оставилпосле себя мудрое великоенаследие. Родился он в Яснойполяне 9 сентября 1828 года. Вся жизнь Толстого была полна мучительных инапряженных исканий. Его творческий путь начинается с 1852 года, когда былинапечатаны его первыепроизведения "Детство","Отрочество", "Юность". «Это талант новый и, кажется, надежный», —так отозвался на появление нового писателяН.А. Некрасов. Тургенев отмечал, что первое местосреди литераторов принадлежитТолстому по праву, что скоро«одного только его и будут знать вРоссии».Н.Г. Чернышевский, рецензируяпервые сборники писателя,определил суть его художественныхоткрытий двумя терминами:«диалектика души» и «чистотанравственного чувства». Произведение Л. Н. Толстого “Война и мир” было задумано как повествование о жизни некоторых вымышленных героев из высшего общества, но постепенно оно превращалось в эпопею, включающую не только описания реальных событий начала XIX века, но и целые главы, задача которых — донести до читателя философские воззрения автора. Обращаясь к изображению истории, Толстой был вынужден знакомиться с разнообразными материалами по интересующей его эпохе. 2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. В 1860 году Толстой начинает писать роман «Декабристы»,задуманный как история декабриста, возвращающегося из ссылки.Именно этот роман послужил началом к созданию «Войны и мира». Работа над романом «Война и мир» продолжалась 7 лет (с 1863по 1869 годы). Толстой начинает свой роман с 1805 года. Оннамерен был провести героев через исторические события 1805,1807, 1812, 1825 годов и закончить его 1856 годом. То есть романдолжен был охватывать большой исторический период. Однако впроцессе работы писатель постепенно суживал хронологическиерамки и так пришел к созданию нового произведения. В этой книгеслились важнейшие изображения исторических событий иглубокий анализ человеческих душ. И хотя хронологические рамкибыли сужены с 1805 по 1820 годы, Толстой вышел за пределыличной судьбы героев и создал грандиозную эпическую картинурусской жизни начала XIX века. 3. НРАВСТВЕННЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО. Толстой начинает свой роман с изображения двух стихий:одна воплощенная в Ростовых, Пьере, Андрее Болконском,другая светское общество, которое является символомлживости, притворства. Любимым женским образомТолстого является также княжнаМарья. Тяжело ей живется в домеотца, потому что он не понимаетее. Рассуждения о правилахрационального воспитаниямешают ему проникнуть во внутренний мир дочери. Душакняжны Марьи полна религиозным восторгом, а отец, к тому же неумелый педагог,заставляет ее заниматься наукой, учить геометрию. Уже само этосопоставление проникнуто тонкой толстовской иронией: точная наука — и вера, разум — и душа.Это несовместимо, это всегда в борьбе. Перед читателями предстает мир Ростовых. На страницах романа появляетсяобаятельный образ Наташи. Толстой такописывает героиню: «Тоненькие,оголенные руки и маленькие ножки вкружевных панталончиках и открытыхбашмачках». Используя ласкательно-уменьшительные суффиксы, писательсоздает образ детскости, радости, любви, счастья. Вот сестра ее Вера — абсолютно правильная девушка. А Наташа, по словам графини, делает бог, знает что: целуется сБорисом, за столом громко спрашивает,какое будет пирожное, заливается смехом, видя, как танцует ее отец. Но Толстой любит Наташу и не любит Веру, Элен. Здесьписатель ставит проблему противоборства интуитивного и рациональногомировосприятий. Наташа приходит в роман не только как воплощение искренности и жизненности, противостоящих лживости имертвенности света, но и как носительницатолстовского идеала жизни без мук и исканий холодного разума. Героиня живет нерассудком, а чувством. Непосредственностьпереживаний, ликующая радость жизни основные черты её характера. Большое место в романе занимает изображение двух войн:1805 года, за границей, и 1812 года, в России. Нельзя былопоказать вторую войну без первой. Толстой говорил: «Мнесовестно было писать о нашем торжестве в борьбе сбонапартовской Францией, не описав неудач и нашего срама…Ежели причина наших неудач и нашего торжества была неслучайна и лежала в сущности характера русского народа ивойска, то характер этот должен был выразиться еще ярче вэпоху неудач и поражений». В романе появляютсяисторические фигуры — Кутузов,Наполеон, Багратион, Мюрат идругие. Образ Кутузова близокавтору, он занимает в романецентральное место. Через его образ Толстойпередает свою неприязнь кпарадности, к пышности одеяний ифраз. Автор хочет, чтобы мы виделиКутузова так, как видит его он сам и каквидят его солдаты — «пухлоеизуродованное раной лицо», «улыбкаглаз» (улыбка мудрого человека). В строю,главнокомандующий видит не серую массуодноликих фигур, а узнает и выделяетотдельных солдат и офицеров. У Толстоговозникает тема единения командующего ссолдатами, тема единения личности смассой. Писатель за каждым событием, за каждой личностью, за каждой жизненной проблемой представляет определённую перспективу. Он никогда не забывает о большой человеческой правде, в нем живет жажда неба. Уже в начальных главах Толстой описывает первые бои. Все времячувствуется, что у него в отношении военных событий намечается дветочки зрения. С одной стороны, очень тепло, даже с любовью показываетсолдатский быт, увлеченно — сражения, а с другой стороны, звучатмотивы ненависти к войне. И эта ненависть связана с одной из главных тем романа, выраженных в восклицании: «Да здравствует весь мир!» Автор указывал: «Вечная тревога, труд, борьба, лишения —это необходимые условия, из которых не должен сметь выйти насекунду ни один человек. Чтобы жить честно, надо рваться,путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться». Таков идеал Толстого, таковы Андрей и Пьер — воплощение этого идеала. Гусарство вытесняет в Николае ростовское начало, гуманистическое по своей природе. Отказ от мысли приводит закономерно к отказу от гуманизма. Князь Андрей и Пьер часто ошибаются, не всегда находят правильный ответ на мучительные вопросы, но их разум всегда в работе, аналитическое мышление столь же свойственно для них, сколько не свойственно для Ростова. Поэтому Николай, попадая в тот мир, который ему казался запутанным, странным и непонятным, вольно или невольно солидаризируется с ним. «Мы солдаты и больше ничего», – говорит он. Так Толстой подводит читателей к мысли, что как бы ни был человек добр, чист, нежен, если у него не развито критическое мышление, он неизбежно приходит к оправданию, защите несовершенных социальных отношений. «Война и мир» — это роман о человеке иистории. Герои романа все время сталкиваются с необходимостьюопределить свое отношение кполитическим событиям, свидетелями иучастниками которых они являются. И нетолько определить свое отношение:Толстой хочет подвести нас к одной изсамых важных мыслей романа — к мысли ограницах свободы человеческой воли.Писатель замечал: «Мысли мои о границахсвободы и зависимости и мой взгляд наисторию — не случайный парадокс,который на минуту меня занял. Мысли эти— плод умственной работы моей жизни исоставляют нераздельную часть тогомиросозерцания, которое Бог одинзнает, какими трудами и стараниямивырабатывалось во мне и дало мнесовершенное спокойствие и счастье …». Какую жизнь он называет настоящей? Настоящая жизнь — это внутренняяжизнь отдельного человеческого «я», это связь с людьми, основанная наподлинных, а не эфемерных чувствах и интересах. А искусственная,ненастоящая жизнь — это политические интриги «высшего петербургскогообщества», искусственная дружба и вражда «двух властелинов мира», это«внутренние преобразования во всех частях государственного аппарата»,ничего по существу не меняющие. Человек счастлив лишь тогда, когда онживет настоящей жизнью, и все несчастья — от попытки принять участие вненастоящей, искусственной жизни. Толстой показывает это на примере князяАндрея, внутреннего его развития. Словно весна, в жизнь князя Андреявходит Наташа Ростова, и в его душу приходит долгожданная гармония. Уженет противоречия между готовностью души к радостному восприятию мира имрачным взглядом на жизнь. И князь Андрей решает ехать в Петербургслужить. Сперанский становится идеалом для Болконского, однако для самогоТолстого он несимпатичен. Писатель замечает у Сперанского ту озабоченную пошлость,которая так сильно отталкивала раньше князя Андрея от государственнойдеятельности. Андрей эту пошлость не сразу увидел, но, как все любимые толстовскиегерои, начал чувствовать раньше, чем понимать. В том, как автор раскрывает этипротиворечивые ощущения (восторг и раздражение), как подводит читателя к самойдорогой своей мысли о степени свободы и зависимости человека, сказывается редкоемастерство Толстого — психолога. Большое место в романе занимаюткартины Отечественной войны1812 года. Изображая военные события,Толстой обращается ко многим важнымпроблемам. Писатель хотел, прежде всего,восстановить правду, но в таком виде, какон — художник, а не историк ее понимал.Правда, войны 1812 года в том, что онавыиграна народом. Так называемыевеликие люди или мешали этой победе(Александр I, Бенигсен), или не мешали(Кутузов). Создавая образы Кутузова иНаполеона, Толстой, как правило, точновоспроизводит внешние обстоятельстваих деятельности, однако рисует этудеятельность по-своему, с позицииотрицания роли личности в истории.Поэтому, с точки зрения историков, образыКутузова и Наполеона не всегдаисторически достоверны, но, имея в видухудожественную идею романа, мы неможем не восхищаться их целостностью ихудожественной законченностью. Всюду в романе мы видим отвращение автора к войне, нет ипоэтизации подвига героической личности. Исключение составляетэпизод Шенграбенского сражения и подвиг Тушина. Описывая войну 1812 года, Толстой поэтизирует коллективный подвиг народа. Изучая исторические материалы, писатель пришел к выводу, что как бы ни была отвратительна война с ее кровью, гибелью людей, грязью, ложью, иногда народ вынужден вести ее. Но, убивая, он не испытывает наслаждения от этого и не считает, что совершил нечто достойное. Толстой раскрывает патриотизм русского народа, не пожелавшего воевать по правилам с французским нашествием Самыми близкими для писателя являются те русские люди, которые, сознавая, что война — дело грязное, жестокое, но в некоторых случаях необходимое, без всякой патетики совершают великое дело спасения Родины и не испытывают, убивая врагов, никакого наслаждения. Это — Кутузов, Болконский, Денисов и многие другие. . С особенной любовью Толстой рисует сцены перемирия и сцены, гдерусские люди проявляют жалость к поверженному врагу, заботу опленных французах (призыв Кутузова к армии в конце войны —пожалеть обмороженных несчастных людей), или, где французыпроявляют человечность в отношении русских (Пьер на допросе у Даву).Это обстоятельство связано с главной идеей романа — идеей единствалюдей. Мир (отсутствие войны) объединяет людей в единый мир (однуобщую семью), война разделяет их. Так в романе идея патриотическаясвязана с идеей мира, идеей отрицания войны. Война — преступление, считал великий писательгуманист. Поэтому он не делит сражающихся нанападающих и обороняющихся. «Миллионы людейсовершали друг против друга такое бесчисленноеколичество злодеяний…, которого в целые века несоберет летопись всех судов мира и на которые, в этотпериод времени, люди, совершавшие их, не смотреликак на преступления». Человек не в состоянии изменить течениероевой жизни. Это жизнь стихийная, а значит, неподдающаяся сознательному воздействию.Свободен человек только в личной жизни. Чемболее он связан с историей, тем менее онсвободен. «Царь — есть раб истории». Раб неможет командовать господином, царь не можетвлиять на историю. «В исторических событиях такназываемые люди суть ярлыки, дающиенаименование событию, которое, так же, какярлыки, менее всего имеют связи с самимсобытием». Таковы философские рассуждения автора. Толстой высказывает своимысли о причинах победыРоссии в войне 1812 года:«Никто не станет спорить, чтопричиной гибелифранцузских войскНаполеона было, с однойстороны, вступление их в позднее время безприготовления к зимнему походу в глубьРоссии, а с другой стороны,характер, который приняла война от сожжения русских городов ивозбуждения ненависти кврагу в русском народе». Двепричины равноправны:ошибка французов и патриотизм русского народа. «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей». Поступок каждого человека случаен, но сумма этих случайностей создает роковую неизбежность, предвидеть которую никто не может, так как невозможно предвидеть все случайности и их влияние на ход истории. Люди, которые пытались понять пути исторического развития и руководить этим развитием, были смешны и своими искусственными поступками, фальшивыми речами в лучшем случае никакой пользы не приносили тому, что должно произойти просто и естественно. Люди безыскусственные не рассуждают о войне и не задумываются о каком-то особенном ее характере. Война 1812 г. стала эпохой и для князяАндрея, заставила его забыть личное горе.Он заботится о своих солдатах и офицерах, ласков и добр с ними. Герой приобщился к новому миру, миру солдат. И этот мир принял князя Андрея. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили. Отношение разных слоев общества к войне строится в романе как пирамида: наверху те, кто пытается как-то воздействовать на ход войны, с тем, чтобы что-то выгадать для себя. Чем ниже, тем проще, безыскусственнее выражение патриотизма и тем меньше попыток сознательного воздействия на события. Чем меньше человек думает об общем ходе дела, чем меньше говорит о подвигах, о героях, о мудрых полководцах, тем больше, по мнению Толстого, онприносит пользы. Писатель показывает, что душевная жизнь людей, ихличные радости и печали продолжают волновать их даже всамые тяжелые исторические моменты.Поглощенные своей любовью Николай Ростов и княжнаМарья не произносят патетических фраз об Отечестве. Ноименно такие люди, без рассуждения, выполнявшиеповседневные дела, стали, как частица роевой жизни, орудиемсудьбы наполеоновской армии. Они близки кутузовскомуначалу, определяющему основную историко-философскуюмысль романа. Изображение русского главнокомандующего тоже помогает понять нравственные и философские позиции автора. У Кутузова был опыт жизни, который научил его верить только в «терпение и время». Убеждение в неотвратимости судьбы, решения которой нужно терпеливождать, определяет все его поведение. Он спокойно созерцает ход событий и уже одним своим видом вселяет в людей спокойствие, уверенность в том, «что все будет так, как должно быть». Кутузов твердо верил в победу России. Толстой утверждает, что военный или политический руководитель может принести пользу, если, почувствовав, как развиваются события, постарается внушить свою веру в благоприятный их исход массам. Эта сила веры и прозрения главнокомандующего связана с его национальным духом. Он родствен всему народу и не случайно в применении к Кутузову часто повторяется слово «отец». Кутузов, Пьер, князь Андрей, другие любимые герои Толстого стоят на пороге великих откровений. К ним их ведет война, Бородино. Так князь Андрей осознает, что только в любви, исключающей всякую ненависть,— путь к единению с народом. Таков смысл его исканий. Не случайно после раскрытия этих мыслей героя о любви как единственной правде жизни Толстой пишет о Наполеоне. Те начала бесчеловечности, жестокости, эгоизма, к отрицанию которых пришел Андрей к концу Бородинского сражения, окончательно раскрываются в Наполеоне, который до конца своей жизни не мог понять ни добра, ни красоты, ни истины. Бородинская битва вскрыла лучшее, что было в князе Андрее, и худшее, что было во французском императоре. На батарее Раевского началось сближение Пьера с народом. Среди солдат он почувствовал себя участником общей семейной жизни. Тема «Пьер и народ» развивается. Герой хотел «войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими». Пьера влекло к народу то, что «они просты, они не говорят, но делают. Простота есть покорность Богу». То, что нужно сделать Пьеру, дается без всякого напряжения Кутузову и Наташе - двум самыместественным героям романа.Их связь с общим настоящая, ачутье народного –врожденное. Жизнь, настоящая жизнь состоит в искании истины, а истина — в единении людей. К осознанию этого любимых героев Толстого приблизила война 1812 года. Она перевернула все их представления о жизни, она была великим испытанием для всей нации. Название эпопеи многозначно: война и мир — два состояния общественной жизни — тесно связаны между собой. В мирное время человек формируется, частично раскрывается; а в военное время, время великого испытания, окончательно определяется его суть. Участие князя Андрея и Пьера в Отечественной войне, осмысление ее характера, выводы, которые они сделали для себя — все это подготовлено их развитием в предвоенные годы. Истинный герой Толстого гармоничен. Автор«Войны и мира» верил в то, чтонравственное усовершенствование человека– единственный путь к справедливости иправде. Сам мыслитель, он делает и лучшихсвоих героев не только глубокочувствующими, но и мыслящими людьми. Роль народа в войне 1812 года — еще одна главная тема романа. По мысли Толстого, участь войны решают не завоеватели, не сражения, а враждебность населения к армии завоевателей, нежелание подчиниться ей. Народ — главная сила, определившая судьбу войны. Толстой приветствует народную войну. Появляются слова, необычные для его стилистики: «величественная сила», «благо тому народу». Писатель воспевает «дубину народной войны», считает партизанское движение выражением справедливой народной ненависти к врагу. «Война и мир» — роман ожизни и смерти, онепокорной силежизненности, заложенной вчеловеке. Толстойраскрывает то особоесостояние души, когдачеловек как бы отрываетсяот земли и видит больше,чем в повседневной,обыденной жизни. В основе «Войны и мира» заключаетсямиросозерцание Толстого. Это вера в вечностьнарода, в вечность жизни, ненависть к войнам,убеждение в необходимости упорных поисковистины, отвращение к культу личности,прославление чистой любви, презрение киндивидуализму, призыв к единению людей. 4. ЗНАЧЕНИЕ «ВОЙНЫ И МИРА» В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Роман Толстого был воспринят как шедевр мировой литературы. Г.Флобер выразил свое восхищение в одном из писем к Тургеневу (январь 1880 г.): «Это перворазрядная вещь! Какой художник, и какой психолог! Два первых тома изумительны. Да, это сильно, очень сильно!» Д. Голсуорси назвал «Войну и мир» «лучшим романом, какой когда-либо был написан». Р. Роллан писал о том, как еще совсем молодым человеком, студентом, он читал роман Толстого: это «произведение, как жизнь, не имеет ни начала, ни конца. Оно — сама жизнь в ее вечном движении». По этой книге весь мир учился и учится Россия. «Война и мир» — одно изнемногих в мировой литературепроизведений, к которому по правуприлагается наименование романаэпопеи. События большогоисторического масштаба, жизньобщая, а не частная составляютоснову его содержания, в нёмраскрыт исторический процесс,достигнут необычайноширокий охват русской жизни вовсех ее слоях, в частностиперсонажей из народной среды. Внём показан русский национальныйбыт и, главное, — история народа ипуть лучших представителейдворянского класса к народу. Герои, созданные Толстым, отражают нравственно-философские искания самого автора. В романерассказывается о событиях, происходящих на трехэтапах борьбы России с бонапартистской Францией. В1-м томе описываются события 1805 года, когда Россиявела в союзе с Австрией войну на ее территории сФранцией. Во 2- м томе – 1806-1807 года, когдарусские войска находились в Пруссии. 3-ий и 4-ый томапосвящены широкому изображению Отечественнойвойны 1812 года, которую Россия вела на роднойземле. В эпилоге действие происходит в 1820 году. «Война и мир» — это итог нравственных ифилософских исканий Толстого, егостремлений найти правду и смысл жизни. Вэтом произведении заключается частица его бессмертной души. Спасибо за внимание! Использованная литература: 1. Бычков С.Н. «Толстой в оценке русской критики». М.: Просвещение. 1995 г.2. Лебединская Л.Е. «Живые герои». М.: Просвещение. 1991 г.3. Ломунов К.Н. «Лев Толстой. Очерк жизни и творчества». М.: Просвещение. 1989 г.4. Сабуров А.А. «Война и мир Л.Н. Толстого». Изд. МГУ. 1996 г.5. Т. Мотылева. О мировом значении Толстого. М., «Советский писатель», 1957 г.