Презентация по биологии на тему Уровни организации живой материи


ГОУ «Калужский базовый медицинский колледж» Лекция №1 Тема: «Уровни организации живой материи» предмет: биология подготовил: преподаватель биологии Сафонова В.М. 2015г. ЦЕЛИ: познакомить с задачами биологиисформировать знания о методах исследования в биологиисформировать знания об уровнях организации живой природы ВОПРОСЫ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ: Что изучает биология?Какие биологические науки вам известны?Каких ученых-биологов вы знаете?Чем наука отличается от искусства?Какие методы исследования, применяемые в биологии, вы знаете? План: Краткая история развития биологии: 1. биология как наука, 2. основные направления развития современной биологии, 3. развитие биологии как науки;Методы исследования биологии;Уровни организации живой материиЗначение практической биологии. I. Краткая история развития биологии:1. биология как наука Жан Батист Пьер Ламарк (1744-1829). Французский естествоиспытатель, изучал медицину, ботанику, зоологию, палеонтологию. Предложил термин «биология» и создал теорию развития живой природы. Биология – наука о жизни (греч. bios - жизнь, logos - наука). Термин ввел в 1802г. Ж.Б.Ламарк Предметом исследования биологии является: многообразие ныне существующих и вымерших организмов, их происхождение, эволюция, распространение, строение, функционирование и индивидуальное развитие, связи друг с другом и с окружающей их неживой природой. Задачами биологии являются: изучение общих закономерностей развития живой природы,раскрытие сущности жизни,систематизация живых существ. 2. Основные направления развития современной биологии классическая биологияэволюционная биологияфизико-химическая биология Александр Иванович Опарин (1894-1980) Чарлз Дарвин (1809-1882) 3. Развитие биологии как науки Гиппократскульптура III в. до н.э. Аристотель (384-322 до н.э.) Клавдий Гален (ок.130 - ок.200) Теофраст (372-287гг.до н.э.), настоящее имя Тиртам,древнегреческий философ и естествоиспытатель Мальпиги Марчелло (1628-1694гг.),итальянский биолог, врач – микроскопические исслед-ияанатомии животных и растений Карл Линней (1707-1778) Ж.Б.Ламарк (1744-1829) Луи Пастер (1822-1895) Роберт Кох (1843-1910) И.И.Мечников (1845-1916) Грегор Мендель (1822-1884) II. Методы исследования в биологии описательныйсравнительныйисторическийэкспериментальныймоделирования Уильям Гарвей (1578-1657) III. Уровни организации живой материи: молекулярный клеточныйорганныйорганизменныйпопуляционно-видовойбиогеоценотический (экосистемный)биосферный Иван Петрович Павлов (1849-1936) Молекуластероидноготоксиназеленой жабы БИОСФЕРНЫЙБиосфера — оболочка Земли, развивающаяся под воздействием живых организмов ЭКОСИСТЕМНЫЙЭкосистема — совокупность живых организмов и среды обитания, связанных между собой обменом веществ, энергии и информации ПОПУЛЯЦИОННО - видовойПопуляция — совокупность особей одного вида, обла­дающих общим генофондом и занимающих определенную территорию.Виды существуют в форме популяций ОРГАНИЗМЕННЫИОрганизм — отдельное живое существо, относительно самосто­ятельно взаимодей­ствующее со средой обитания КЛЕТОЧНЫЙКлетка — основная структурная и функциональная единица живых организмов, элементарная живая система МОЛЕКУЛЯРНЫЙОрганические и неорганические молекулы, входящие в состав живых систем, а также их разнообразные комплексы IV. Значение практической биологии Соотношение урожайности кукурузы современных и древнихсортов выражено размерами початков интродукция (акклиматизация) - преднамеренный перенос особейили вида в область с новыми условиями инсулин, соматотропин,интерферон, вакцины бионика (bion- элемент жизни, живущий) Не навреди, человек, ни березе, ни морю,влажной тропинке и птице, летящей во тьму.Вместе со всею немыслимой мощьюНе навреди ненароком себе самому… Р.Рождественский Понятия: биологические системы – биологические объекты различной сложности, состоящие из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (клетка, молекула, организм, популяция, биоценоз, биосфера)биотехнология – использование живых организмов и биологических процессов в производстве (хлебопечение, виноделие, сыроварение – исп. Микроорганизмы в процессах брожения; очистка сточных вод, получение лекарственных препаратов, защита растений от вредителей и болезней)биофизика – наука о различных физических и физико-химических процессах, протекающих в биологических системах, о влиянии на них физических факторов (проведение нервного импульса, взаимодействие солнечного света с хлоропластами, передача возбуждения в органах зрения) генная инженерия – раздел молекулярной генетики, связанный с целенаправленным созданием in vitro (в стекле, пробирке) новых комбинаций генетического материала, способного размножаться в клетке-хозяине и синтезировать конечные продукты обмена (лечение многих наследственных заболеваний)культура – творческое отражение и преобразование природы в человеческой деятельности, ступень общественного сознанияорганизм, особь, индивидуум – носитель жизни, подверженный экологическим воздействиямпопуляция – совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определенную, относительно ограниченную территориютаксон – единица классификации организмовуровни организации живой материи – форма и способ существования биологических систем любой сложности организации ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА: 1. Какие направления в развитии биологии вы можете выделить?2. Какие великие ученые древности внесли вклад в развитие науки?3. Почему современную биологию считают комплексной наукой?4. Среди названных уровней организации живого уберите «лишнее»: а) молекулярный, г) элементарных частиц, б) атомарный, д) организменный, в) биосферный, е) клеточный.5. Как связаны строки из стихотворения Роберта Рождественского с главным постулатом клятвы Гиппократа «не навреди», до настоящего времени признанным врачами всего мира? Задание на дом: Правила написания синквейна: 1- понятие (слово); 2- прилагательное (2 слова); 3- глаголы (3 слова); 4- предложение (из 4 слов); 5- существительное (одно слово). Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение - иметь смысловой характер. Пример: 1. Биология. 2. Интересная, значимая. 3. Открывает, изучает, экспериментирует. 4. Помогает понять живую природу. 5. Наука.