Презентация по географии ЯНАО Демографическая ситуация, система расселения в ЯНАО
Демографическая ситуация, система расселения в ЯНАОподготовилучитель географии МБОУ «ООШ № 2» п. ХанымейА.А. Овчинников
Демографическую ситуацию характеризует половозрастная структура и движение населения – естественное и механическое.
Естественный прирост – разница между рождаемостью и смертностью.ЕП = Р - С
Естественный прирост может быть положительным, равен 0, отрицательным (естественная убыль)
Естественный прирост, рождаемость, смертность могут выражаться в абсолютных цифрах или в промиллях (на 1000 жителей)
На территории округа нет естественной убыли населения, что связано с прибытием молодых людей и отъездом пенсионеров.
Естественный прирост населения ЯНАО в промиллях
Миграционный прирост – разница между количеством прибывших и количеством выбывших.МП = П – В
Наибольшее сальдо миграции наблюдалось в 1994-1996 годах (до 20000 человек в год). С 1998 по 2010 год наблюдалась миграционная убыль населения.
В 2011 году миграционная убыль сменилась миграционным приростом населения (6249 человек).
Возрастная структура населения
В ЯНАО на 100 женщин приходится 109 мужчин.В трудоспособном возрасте 100 женщин приходится 117 мужчин.В пенсионном возрасте 100 женщин приходится 33 мужчины.
Система расселения – совокупность населённых пунктов.а) традиционнаяб) современная
Системы расселения в ЯНАО начали формироваться еще в период колонизации края русскими. Для опорных пунктов казаками и служивыми людьми выбирались точки с лучшим географическим положением, находящиеся на высоких мест подверженных наводнениям половодье и продуваемых для уменьшения гнуса летом. Центром систем расселения являлся острог — огороженное тыном место, в котором находился небольшой гарнизон. Постепенно остроги становились не только военно-административными центрами, но и очагами торговли и культуры. Сюда съезжались люди по разным делам, обменивались товарами и новостями.
Традиционная система расселения в округе замыкалась на Обдорске (Салехард), где «сидел» воевода — фактический наместник всего края, представитель царя. Здесь же проводились самые крупные торги, и товар расходился по менее крупным поселениям, где им торговали вновь.
Но нефтегазовое освоение полностью изменило ее. Во-первых, появилась более современная транспортная сеть - авто- и железнодорожная, на которую начали ориентироваться жители существующих населенных пунктов. Во-вторых авиация, благодаря строительству современных аэропортов, стала более современной и скоростной, старые АН-2 были постепенно вытеснены новыми воздушными судами. Аэропорты стали важным звеном в формировании новых центров систем расселения, так как авиационное обслуживание построено по принципу «велосипедного колеса». «Втулкой» является крупный порт, а «спицы» тянутся к аэродромам местного значения, откуда пассажиры доставляются легкомоторной авиацией и вертолетами. В-третьих, поселки и города нефтегазового комплекса предлагали больший ассортимент товаров и услуг, чем существовавшие центры, специально создаваемые для этой цели. И, наконец, нефтяники и газовики сформировали собственную систему расселения.
В настоящее время на территории округа действуют традиционная и сформированная нефтегазовым комплексом системы расселения, со временем все более взаимодействующие и интегрирующиеся в единую.
Салехардская локальная система. В неё входят и город Лабытнанги, являющиеся крупным речным портом и железнодорожной станцией
В Надымскую локальную систему расселения с центром в Надыме входят поселки Пангоды, Старый Надым и населенные пункты при газоперекачивающих станциях магистральных газопроводов. К Надыму сейчас тяготеют и национальные поселки (Ныда, Нори), входящие в Надымский район.
Новоуренгойская локальная система расселения населения с центром в Новом Уренгое включает перспективные поселки Коротчаево, Лимбяяха, Ямбург и ряд мелких населенных пунктов
Ноябрьская система — г. Муравленко, поселки Вынгапуровский и Холмы
В самую молодую— Губкинскую - входит поселок Пурпе. С ней интегрируется центр традиционной системы расселения населения Пуровского района - г. Тарко-Сале.
Дальнейшее развитие системы расселения округа идет по пути интеграции локальных систем в единую. Реально этот процесс может быть осуществлен через создание надежных наземных путей сообщения. И если до перестройки в качестве каркаса транспортной сети рассматривались железные дороги, то сейчас явный приоритет отдается дорогам автомобильным. И поэтому для округа имеет стратегическое значение постройка автомобильных дорог Губкинский – Новый Уренгой (уже построена) и трассы федерального значения Тюмень- Сургут - Новый Уренгой - Надым – Салехард
Спасибо за внимание!