Презентация опыта работы по теме Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации
Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации Из опыта работы преподавателя ГБПОУ РО «ЗимПК» Плотниковой Н.В. Проблема Обеспечение всестороннего развития человека, его склонностей, творческих способностей.Формирование учебного успеха с использованием модальностей. Ведущая идея опыта: Входя в класс, учитель имеет дело с визуалами, аудиалами и кинестетами, которых, строго говоря, обучать следует по-разному. Данное обстоятельство с неизбежностью заставляет нас вновь обратиться к проблеме методов обучения. Задачи Провести анализлитературы по проблеме Рассмотретьразличные подходык проблеме
Изучение методики построения образовательного процесса с учетом модальности Диагностика учащихся по определению ведущей сенсорной системы (модальности) Создание учебного успеха на уроках с использованием аудиальных, визуальных, кинестетических, полимодальных методов Основная цель педагогической деятельности Создать условия для развития интереса учащихся к предмету биологии на основе активизации их познавательной деятельности в учебно-воспитательном процессе Технологии педагогической деятельности игровые технологиитехнология проблемного обучения От чего зависит учебный успех Я Зависит от моей системы ценностей Я сам Я с другими Зависит от моей природы ХОЧУ ЗНАЮ МОГУ УМЕЮ Согласно исследованиям ученых, всего у трети всех людей генетически определено предпочтение какой-либо модальности. В основной массе человечество обладает одинаковым уровнем развития способности работать в разных модальностях. Однако сам этот уровень развития может быть различным, и зависеть не только от наследственности, но и от того, насколько часто востребуется данный канал для восприятия информации. Методы обучения Аудиальные методы Звуковая информация(аудиальный канал). * К этой группе относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция. * Эффективность усвоения звуковой информации визуалами и кинестетами можно повысить, используя определенные сказуемые визуальной и кинестетической модальностей, а также жесты и темп речи, позволяющие включать и удерживать внимание обучаемых всех групп. * Работу на уроке целесообразно организовывать таким образом, чтобы и аудиалы, и визуалы, и кинестеты имели возможность высказаться. Визуальные методы Информации в виде изображения. Это демонстрация натуральных объектов и изобразительных пособий, а также работа со всеми видами печатной или письменной информации.В чистом виде эти методы рассчитаны на визуалов, поэтому они обязательно должны сопровождаться устными текстами (для аудиалов и кинестетов), содержащими сказуемые кинестетической модальности, а также жестами, удерживающими внимание и облегчающими восприятие информации кинестетами. Кинестетические методы Прикосновение как способ воздействия.Передачу и восприятие информации с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела. Полимодальные методы Передача информации по нескольким каналам восприятия. К этой группе следует отнести часть наглядных и все виды практических методов.* Аудиовизуальные методы (демонстрации),* Визуально-кинестетические (графические и письменные работы, работа с компьютером)* Аудиально-кинестетические (прослушивание с последующим описанием)* Аудиовизуально-кинестетические (проведение опытов, экспериментов, демонстрация, работа с компьютером. Послушайте и вы забудете,Посмотрите и вы запомните, сделайте и вы поймете.Конфуций Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания. Результаты диагностики на основе имитационной игры Учащихся Игровые задания и игры для аудиалов Слушая список животных, обозначить хлопком в ладоши только беспозвоночных. * Определите допущенные биологические ошибки:А эта веселая птица –синица,Которая часто ворует пшеницуКоторая в темном чулане хранитсяВ доме который построил Джек(Ошибка: синица питается насекомыми, но даже в стужу, при отсутствии насекомых клюет семена подсолнуха или конопли, но не пшеницы.) Игры: «Третий лишний». «Подсказки», «Шифровка» Игровые задания и игры для визуалов * Игра «Гусеница»Пример: соколибрибисойканарейказаркайральбатрососедроздрофазанандудодубоносорокакаду(найдите названия птиц)* Игра «Экскурсия», «Сделай фоторобот»* Игра «Домино» (Правильно соедини блоки и получишь задуманные слова) хвост рог кол нос о Игровые задания и игры для кинестетов Собери цепь РНК, которая соответствует последовательности аминокислот:Аланин – валин – глицин – лизин – тирозин(используя цветные канцелярские скрепки) А У Ц Г Формы работы в помощь ученикам-кинестетам Для формирования навыка визуализации:* Выполнение схематических рисунков; * Составление схем;* Составление опорных конспектов;* Составление таблиц;* Использование немых рисунков* Цветовое кодирование рисунка. Приложение.Педагогические наблюдения по определению ведущей модальности учащихся Ведущая модальность при приеме информации Наблюдения за учеником Визуальная Часто смотрит вверх, когда я рассказываю, как будто представляет все. Когда я читаю текст в учебнике, всегда следит по тексту. Её (его) тетрадь очень аккуратная, записи чистые, исправлений нет (обязательно замазывает ошибки). Придаёт большое значений своему внешнему виду и порядку на парте. При написании диктантов может пропустить два-три слова. Хорошо воспринимает информацию, представленную на плоскости: схемы, рисунки, видеофрагменты. На уроке чаще спокоен, редко включается в возникающий конфликт. Аудиальная Когда читает текст, для лучшего понимания проговаривает текст про себя. Гораздо чаще отвлекается, чем его визуальные соседи. Обычно — хороший имитатор, может повторить слово в слово, что говорил учитель, даже если, казалось, не слушал. Хуже вычисляет в уме, ему нужно проговорить вслух чтобы осознать вопрос. Лучше работает сам, когда в классе тишина, или когда он сидит отдельно от других. В письменных работах может страдать слог и пунктуация. Он лучше расскажет, чем напишет. Кинестетичес-кая Он постоянно ищет возможность прикоснуться к разным вещам на парте, к соседу. Если за одной партой сидят два кинестетика, то за урок будет минимум две потасовки. Хорошо работает с моделями, составляет слова из слогов на карточках, предложения из слов. Всегда готов включиться в игру, в которой правила или законы осваиваются через движение, осязание. Литература Галеева Н.Л. Сам себе учитель: Курс занятий по формированию успешности ученика. – М.: 5 за знания,2006.«Урок парадоксов» Н.А. Сикало, ж-л «Биология в школе» 3/2004«Классификация методов обучения. Новый взгляд» И.Л. Садовская, ж-л «Биология в школе» 8/2005