Презентация к факультативу Введение в историю- Афанасий Никитин
ГКОУ « Кувшиновская школа- интернат»План- конспект развивающего урока для детей школьного возраста с отклоняющимся психическим развитием.« Хождение за три моря»У рок для факультатива « Введение в историю» .Авторы : Михеева Н.А.
(игра – путешествие)Игра - путешествие
Цели: - показать отличия между исторической и географической картами, их условными обозначениями; - познакомить с исторической личностью 15 века Афанасием Никитиным; - познакомить ( кратко) с традициями ,культурой, флорой и фауной Индии; - развивать познавательный интерес учащихся; - развивать зрительные ощущения с помощью цветотерапии; - развивать умение копировать образец; - развивать мышление; - воспитывать интерес к предмету и другим странам.Оборудование: -план – конспект урока (презентация), раздаточный материал ( бланки и карточки, листы с маршрутом).
Ход урока: Организационный момент. - Здравствуйте ребята! Вы любите путешествовать? А почему люди путешествуют? Цели. - Отгадайте загадку. Море есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя. Что это ?Собираясь в незнакомые страны или города человек должен взять её с собой. - Правильно, это карта. Цель нашего урока сегодня увидеть отличия исторической карты от географической .
Основная часть Рассказ учителя Сегодня мы повторим путь тверского купца Афанасия Никитина.
Весной 1468 года тверской купец среднего достатка Афанасий Никитин, снарядив два судна, отправился Волгой на Каспий со своими земляками торговать. Под Астраханью на них напали татары и все разграбили. Но Никитин продолжает свое путешествие, не смотря ни на что. Из Баку он отплыл в Мазандеран. Проведя в Иране около двух лет, он двинулся дальше на юг. По дороге Никитин узнал, что в Индии ценятся породистые жеребцы и там же можно дешево купить дорогие на Руси товары. Приобретя коня, в апреле 1471 года Никитин приплыл в порт Чаул. Там он выгодно продал жеребца и под видом богатого «хаджи» путешествует по разным городам Индии. Около трех лет Афанасий Никитин пробыл в Индии. Его путевые записи уточняют индийские хроники 1471 -1474 гг.В январе 1473 года Никитин сел в Дабхоле на судно, которое доставило его в Ормуз. Торгуя пряностями, Никитин прошелЧерез Иранское нагорье к Тебризу, посетив кочевых туркмен, пересек Армянское нагорье и осенью 1474 года достиг Трабзона. 5 ноября А.Н. прибыл в Феодосию.
Посмотрите на карту. Как вы думаете, это историческая или географическая карта? Докажите.- Какие условные обозначения вы заметили?- Правильно, это историческая карта. Путь Афанасия Никитина указан стрелками, но названия городов другие, того времени. Работа с картойКопирование по образцу-Ребята, давайте попробуем скопировать маршрут Афанасия Никитина, у кого получится точнее.( В условиях интерактивной доски можно « спрятать»настоящий путь, а дети маркером проведут путь так, как запомнили.) У кого точнее?
Работа с географической картойРебята, рассмотрите другую ( географическую ) карту. Чем она отличается от исторической карты?Правильно, на карте другие названия рек, морей, городов и стран.
Анализ картИтак, давайте сделаем вывод. Каковы отличия между исторической и географической картами? Есть ли отличия в условных обозначениях ?ЦветотерапияИндия… Какая это страна? Почему русский купец решил отправиться туда, что его привлекало?Сейчас вы посмотрите слайд – шоу об Индии. Какие люди там живут, какие растения и животные там встречаются, какие праздники любят?
Анализ просмотренногоРебята, что вам понравилось? Расскажите.Игра «Найди пару»Ребята, сейчас мы поиграем в игру. Среди карточек вы должны найти пары. Посмотрим какая у вас память и мышление.Понравилась вам игра? А Индия? Чем? Итог урокаАфанасий Никитин , к сожалению не дошел до дома. Он умер в Смоленске, а его открытие осталось для нас.
В память о нем в Твери и в Феодосии поставлены памятники.Итак, понравилось вам наше путешествие за три моря?С кем и чем вы познакомились? Чем отличаются историческая и географическая карты? Спасибо за внимание,до свидания. Урок окончен.