Презентация по химии на тему:Теория электролитической диссоциации(10 класс)
* Бозаджи Н.,учитель химии,высшая дид.категория 10 класс I.А Самостоятельная работа Задача №1. Рассчитайте массу сахара и объем воды которые нужно взять для приготовления 600 г сиропа с массовой долей сахара в нем 10%.Задача №2. Определите массу растворенного вещества, содержащегося в растворе объемом 500 мл с молярной концентрацией КОН 0,1 моль/л. Задача №3. В какой массе воды нужно растворить 125 г медного купороса СuSО4* 5Н2О, чтобы получить 8% раствор сульфата меди (ll)? * «Мышление начинается с проблемной ситуации»С. Л. Рубинштейн * Жил один кристалл ионный,Для ионов дом огромный,Был красивый он и ровный,Но случилась с ним беда.Капля на него упала,И кристалла вмиг не стало:На ионы распластала Его ловкая вода.Все семейство удивилось:«Что снаружи приключилось?» * Тема урока : 19.04.2015 Давать определение понятиям: электролит, неэлектролит, ЭД, степень ЭД катион и анион. 2.Сравнивать вещества по электропроводимости. 3.Различать сильные и слабые электролиты.4.Рассматривать механизм ЭД.5.Рассмтривать ЭД кислот, солей и оснований6.Определять роль электролитов в процессах жизнедеятельности7.Осуществлять рефлексию своей деятельности В результате изучения темы, вы будете способны: Что такое электрический ток ? Электрический ток – направленное движение заряженных частиц Задание № 2.Все ли вещества могут проводить электрический ток ? II. Задание №1. * Задание № 3.Видео вопрос: Какие вещества проводят ток , а какие нет? в каком состоянии находятся вещества? * Задание № 4. Проводят ли вещества ток? * + + + + - - - - Анионы Катионы Анод Катод - + * * Задание № 6. Используя таблицу растворимости приведите примеры электролитов (по одной формуле). Анод Катод - + * * Задание № 7. «Дай мне название» * Задание № 8. Используя таблицу растворимости приведите примеры 2 неэлектролитов. * * II.Электролитическая диссоциация. ТЭД
* II.1 Электролитическая диссоциация. ЭД 1положение. При растворении в воде или расплавлении электролиты диссоциируют на ионы: положительные и отрицательные NaCl = Na+ + Cl- CaCl2 = Ca2 + + 2Cl- * Задание № 9. Какие заряженные частицы - ионы вы знаете? КАТИОНЫ АНИОНЫ + - Для двух подруг подарков грузВзвалил cебе Ион на плечиДля Кати он несет свой плюс(+)Для Ани он несет свой минус(-) это положительно или отрицательно заряженные частицы, в которые превращаются атомы или группы атомов в результате отдачи или присоединения электронов ИОНЫ – Натрия Хлора -е атом ион Образование иона +е атом ион реагирует с водой имеет желто-зеленый цвет, резкий запах, ядовит не реагирует с водой не имеют цвета, лишены запаха, неядовиты молекула Классификация ионов Задание № 10. Задания к I-му положению ТЭД 1.Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?2.Назовите по два вещества, которые являются электролитами и неэлектролитами.3.Укажите вид связи и принадлежность данных веществ к электролитам и неэлектролитам: KCl, O2 , HNO3 ,CuO.3.Назовите из перечня веществ электролиты (не забудьте воспользоваться таблицей растворимости !): BaCl2 , CaO, H2 SO4 , NaOH, Cl2 , Zn(OH)2 2 положение: Причиной диссоциации электролита является его гидратация с молекулами воды и разрыв химической связи в нем ИОНЫ (по наличию водной оболочки) ГИДРАТИРОВАННЫЕНапример: В растворах икристаллогидратах CuSO4 * 5H2O Na2SO4* 10H2O НЕГИДРАТИРОВАННЫЕНапример:В безводных соляхCu2+SO42-Na+NO3- «Капля воды и камень точит» * 104,50 Вода участвует в процессе гидратации 2.Электролиты и неэлектролиты + - Раствор + - + - + - NaCl = Na+ + Cl - + - + - + - + - + - + - + - + - - + NaCl + - + - + - + - + - + - + - Cl- Na+ + - + - + - + - + - + - + - + - Сl- H2O 3.Механизм ЭД + - - + + - + - Na+ - + - + - + + - + - - - + + - - + + - - + + Раствор + - + - + - HCl = H+ + Cl - + - + - + - + - + - + - + - + - - + HCl + - + - + - + - + - + - + - Cl- H+ + - + - + - + - + - + - + - + - Сl- H2O 4.Механизм ЭД + - - + + - + - Н+ - + - + - + + - + - HCl Вывод: Механизм ЭД: Веществ с ионной связью:1.Ориентация диполей воды 2.гидратация 3.диссоциация. Веществ с ковалентной связью:1.Ориентация диполей воды 2. гидратация3.ионизация4.диссоциация Задание № 11. Задания ко II-му положению ТЭД Сформулируйте второе положение ТЭД. Что такое электролитическая диссоциация?Что является причиной ЭД?Каков механизм ЭД: а)веществ с ионной связью, б) веществ с ковалентной связью?Назовите частицы: а) H, H2 , H+ ; б) Cl2 , Cl, Cl- .Назовите катионы и анионы в соединениях, формулы которых: CuCl2 , AgNO3 , Ca(OH)2 , H3 PO4 . 3 положение. Под действием электрического тока положительно заряженные ионы движутся к положительно заряженному источнику тока – к катоду, поэтому их называют катионами, а отрицательно заряженные ионы движутся к аноду, поэтому их называют анионами. Сумма положительных ионов равна сумме отрицательных ионов, поэтому эти растворы электронейтральны. NB! 4 положение. Процесс диссоциации- обратимый процесс для слабых электролитов Наряду с процессом диссоциации в растворах слабых электролитов протекает обратный процесс -ассоциация, т.е. соединение ионов, поэтому, при диссоциации слабых электролитов в уравнении ставят не знак равенства, а знак обратимости НNО2 Н + + NО2- * Задание № 12. Укажите процессы описанные в этом стихотворении и назовите тип ХС вещества . Жил один кристалл ионный,Для ионов дом огромный,Был красивый он и ровный.Но случилась с ним беда.Капля на него упала,И кристалла вмиг не стало:На ионы распласталаЕго ловкая вода.Все семейство удивилось:«Что снаружи приключилось?» Это рядом появилась вдруг молекул череда,Подбежали шумным роем,Окружили плотным строем:«Предложить хотим героям нашу дружбу навсегда…»Водородом к анионам,Гидроксидом к катионам,Не уйти от них ионамНи туда и ни сюда. Гидратация Диссоциация Ребята, берегите зрение! Ребята, берегите зрение! * + + + + + + + + + + + + Сильные и слабые электролиты От чего зависит сила электролита? 5 положение: Не все электролиты в одинаковой мере диссоциируют на ионы. * α = n N NB! Сильные электролиты α > 30%NB! Слабые электролиты α< 30% Сильные (α >30%) (Р) Слабые (α < 30%)(М) Соли Все растворимые Hg2Cl2 , cоли тяжелых металлов Основания МеОН р МеОН р I и II групп гл.подгрупп водный раствор аммиака –нашатырьNH4OH МеОН н - все Кислоты бескислород HI, HBr, HCl HF(8,5%), H2S кислородосодержащие HClO4 H2SO4(50%), HNO3 H2SO3, H2CO3 (0,17%), H2SiO3, Н3РO4, CH3COOH и др. 1.Сильные и слабые электролиты (!!!ТР) ЭЛЕКТРОЛИТЫ(по характеру образующихся ионов) КИСЛОТЫ ОСНОВАНИЯСОЛИ 6 положение. Химические свойства растворов электролитов определяются свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации. *
Нn R → + R n- Н2SO4 = IV.1 Кислоты в свете ТЭД n H+ НCl = H+ + Cl - Задание № 11. Напишите уравнения диссоциации следующих кислот: 2 H+ + SO4 2- р р Многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато H3PO4 (фосфорная кислота)1) Образование дигидрофосфат-ионовH3PO4 ↔ H+ + H2PO4-2) Образование гидрофосфат-ионовH2PO4- ↔ H+ + HPO42-3) Образование фосфат-ионов HPO42- ↔ H+ + PO43-H3PO4 ↔ 3H+ PO43- Задание №13. Напишите уравнения диссоциации следующих щелочей: KOH = Ca(OH)2 = *
Мe(OH)n Men+ n IV.2 Основания в свете ТЭД K + + OH- Ca 2+ + 2OH- р Ошибка? Многокислотные основания диссоциируют ступенчато Ca(OH)2 (гидроксид кальция)1) Образование гидроксо-ионов кальцияCa(OH)2 ↔ OH- + СaOH +2) Образование ионов кальция CaOH+ ↔ Ca2+ + OH - Ca(OH)2 ↔ Ca2+ + 2OH - K2SO4 = *
NaCl = Al(NO3)3 = Na+ Al3+ 3NO3 - Сl- SO 2-4 IV.3 Соли в свете ТЭД МenRm nMe+ mR + Задание №14. Напишите уравнения диссоциации следующих солей: Ошибка? + + 2К+ * V.Значение электролитов Э * Ионы Типичный симптом Са2+ Замедление роста скелета Mg2+ Мускульные судороги Fe2+ Анемия, нарушение иммун-ной системы Zn2+ Повреждение кожи, замедление полового созревания Mn2+ Учащение депрессий, дерматиты Ca(OH)2 VI.1.Оценочная рефлексия Задание № 15. «Угадай меня» VI. 2.Оценочная рефлексия Задание № 16. Тест «Незаконченное предложение» * * атомы ионы молекулы электроны Электролитическая диссоциация в растворах – это процесс распада электролита на __________ . * электрического тока катализатора молекул растворителя температуры Электролитическая диссоциация электролитов в растворах протекает под действием __________ . * KCl HNO3 NaOH H2S Слабым электролитом является _______ . * оксиды кислоты соли щелочи Электролитами не являются ________ . Д.И.Менделеев С.Аррениус М.В.Ломоносов М.Фарадей Основные положения электролитической диссоциации сформулировал ученый ______. * Сравните свои ответы 2 3 4 5
B A D A B VII.Эмоциональная рефлексия 1.На уроке я работал…2.Своей работой на уроке я…3.Урок для меня показался…4.За урок я…5.Мое настроение…6.Материал урока мне был… активно, доволен, коротким, не устал, полезен, стало лучше, понятен, интересен, легким. * 1. § 5.6.1 - 2 стр. 119-123 2. конспект, знать определения 3.Написать уравнения диссоциации 2-4* кислот, щелочей и солей Хоть выйди ты не в белый светА в поле за околицей,-Пока идешь за кем-то вслед,Дорога не запомнится.Зато, куда б ты ни попалИ по какой распутице,Дорога та, что сам искал,Вовек не позабудется.Н.Рыленков * Спасибо за сотрудничество