Урок-игра Кладоискатели .Систематизация и обобщение изученного материала по разделу Лексика 5 класс.)
Кладоискатели Станция первая «Противоположная». Задание №1. Посмотрите на предложенные пары рисунков. Придумайте прилагательные, которые характеризуют предметы или существа, сложите их попарно и дайте ответ на первый вопрос. Каким словом можно назвать получившиеся пары? толстый - тонкий злая - добрая Антонимы- это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Задание №2. Подберите антонимы к следующим словам: рано бледныйутрорассветдалекийширокий поздно румяный вечер закат близкий узкий Задание №3. Заполните горизонтальные строчки антонимами к указанным ниже словам, и в вертикальном выделенном столбце вы прочитаете общее название таких слов. горькийначинатьбурясложныйтрудолюбивыйкороткийзабывать ь т и н м о п й ы н н и л д й ы в и н е л й о т с о р п е ь ш и т а з ь т а ч н о к й и к д а л с Станция вторая «Одинаковая». Задание №1. Посмотрите на экран, какими двумя словами можно назвать это животное? Дайте полное определение этому явлению. крокодил–аллигатор Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, номогут отличаться друг от друга оттенкамилексического значения. Умный- Быстро Задание №2. Подберите как можно больше синонимов к данным словам. мудрый, неглупый, рассудительный, смекалистый. - мгновенно, стремглав, скоро, стремительно, мигом. Панда – млекопитающее семейства енотовых (лексическое значение).Панда – существительное женского рода, единственного числа, именительного падежа (грамматическое значение). Станция третья«Значительная». Задание №1. Посмотрите на экран, что изображено здесь? Определите лексическое и грамматическое значение этого слова. (Бормотать). (Визжать). (Кувыркаться). (Семенить). (Корчевать) (Сочувствовать). Задание №2. Угадайте слова по их лексическим значениям. 1.Говорить тихо, неразборчиво.2.Пронзительно, резко кричать.3.Перевертываться через голову.4.Идти, делая частые, мелкие шажки.5.Вырывать вместе с корнями пни, деревья.6.Относиться с участием, состраданием к чьему-либо горю. Задание№3 .Замените выделенные лексические значения на слова так, чтобы получился текст. Улетели (покрытые перьями и пухом позвоночные животные с крыльями) за море, Миновало время (уборки зерновых). На (имеющем низкую температуру, не нагретом, не дающем или не содержащем тепла) сером мраморе Листья (цвета яичного желтка) лежат. (Д.Кедрин.) птицы жатв холодном желтые сентябрь Это месяц (календарный) и месяц (небесный). Многозначность – свойство слов употребляться в разных значениях. Станция четвертая«Многозначная». Задание№1. Посмотрите на рисунки и скажите, как называются оба изображенных предмета. Как в науке называют такое явление? Задание №2. Приведите все лексические значения указанного ниже слова. корень 1.Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. 2.Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, ногтя, зуба. 3.Начало, источник чего-нибудь. 4.В языкознании основная значимая часть слова. Острое копье (отточенное, хорошо режущее)Острый нос (суживающийся к концу)Острая шутка (отличающаяся остроумием)Острый соус (сильно действующий на вкус или обоняние)Острая боль (сильно, ярко выраженная)Острый глаз (проницательный, хорошо воспринимающий) Задание №3. Придумайте как можно больше словосочетаний со словом «острый», но так, чтобы значение его не повторялось. Когда говорят, что у человека колючий взгляд или колючий язык, то употребляют слово «колючий» в переносном значении (колючий – «язвительный, насмешливый, злой»). Станция пятая«Переносная» Задание№1.Почему иногда говорят, что у человека колючий взгляд или язык? Разве у взгляда и языка могут быть такие же колючки, как у ежа? Задание №2. Из приведенных ниже словосочетаний выберите те, в которых имеются слова, употребленные в переносном значении. потерять терпение горький перец горячий спор легкий характер ласточкино гнездо хлебнуть горя Станция шестая«Одинаково-разная». Задание№1.Почему лошадьидет рысью, аона сидит надереве? Кактакое явлениеназывается внауке о языке? Это омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. Задание №2. Объясните очень кратко, но точно смысловые различия между следующими омонимами: барыня – барыня - петрушка – петрушка - русская пляскапомещица корнеплодкукла Станция седьмая«Решающая». Задание. Назовите как можно больше видов словарей. Толковый словарьОрфографический словарьОрфоэпический словарьЭтимологический словарьСловообразовательный словарьСловарь синонимовСловарь антонимов Лексика «Не забывай на праведном пути то, что старик Марк Твен сказал когда-то: ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата.» (А.Гитович.) Использованная литература Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. Под ред.Крысина Л.П., М., Просвещение, 1995.Книгина М.П., Русский язык 5 класс. Тесты, Изд-во «Лицей», 2006.Лебедев В.А. Поурочные разработки. К учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык 5класс», М., «Дрофа», 2001.Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2004.