Внеклассная работа как одна из форм привития интереса к предмету
Киселёва И.Г.учитель русского языка и литературыМБОУ Большеполянская средняя общеобразовательная школаАлексеевский муниципальный район Республика Татарстан Внеклассная работакак одна из форм привития интереса к предмету Главная задача внеклассной работы - развитие у школьников интереса к русскому языку и литературе, воспитание потребности изучать их. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку и литературе оказывается столь важным для учащихся. Интерес, по мнению методистов, - это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке». Выделяются три уровня познавательного интереса. Элементарным уровнем принято считать «открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке». Более высоким считается интерес к познанию существенных свойств явлений и предметов. Этот уровень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, догадками. Наиболее высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, установлению общих принципов явлений, действующих в разных условиях. Задачи: Воспитание коммуникативной культуры школьников; Расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции; Выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся; Поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку и литературе; Развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний. Принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету:принцип добровольного участия школьников во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников.Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко используется во внеклассной работе и слово учителя, и беседа, и самостоятельная работа ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе. Формы организации внеклассной работы по русскому языку разнообразны: беседы, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции, олимпиады и т. д. Участие в конкурсах Всероссийские мероприятия 1 Ноябрь, Конкурс сочинений «Скажем коррупции «Нет!», Иванова Т. 7кл. 2 Ноябрь, Конкурс сочинений «Будущее моей страны в моих руках», Герасимов А. 11 класс 3 Ноябрь, Конкурс «Русский Медвежонок – языкознание для всех». Алекберова А. 2 место 4 Декабрь. Мультитест«Олимпус» по русскому языку.Алекберова А.- призёр, Кислова М. и Алекберова Х.-лауреаты 5 Январь, «Онегинские чтения», Алекберовы, участие. 6 Март, конкурс «Родное слово». 7 Март. «Русский медвежонок для учителей». Спортивный зачёт. Республиканские мероприятия 1 Октябрь, Интернет-тур межрегиональной олимпиады КФУ по русскому языку. Алекберова Х. 56%, Герасимов А. 100% 2 XI республиканская научно-практическая конференция школьников имени Л.Н. Толстого. «Созвучье полное в природе». Чичирова Е. 3 Апрель. X республиканские Кирилло-Мефодиевские юношеские научные чтения.Исследовательская работа по литературе: «Казанская тропа Г.Р.Державина»Иванова Т. ученица 7 класса Районные мероприятия 1 Ноябрь, Олимпиада по литературе.Алекберова А. 9 кл., участие 2 Ноябрь, Олимпиада по русскому языку, Алекберова Х. 9кл., 3 место 3 Ноябрь, Олимпиада по русскому языку, 11 класс, участие 4 Февраль, VI Фестиваль «Любознательные исследователи окружающего мира»Творческий проект по литературе «Созвучье полное в природе»ученики: ГерасимовА.11 кл.,Чичирова Е. 8 кл. 5 Февраль, VI Фестиваль «Любознательные исследователи окружающего мира»Тема: «Времена года» ученики: Алекберова А., Алекберова Х. уч. 9 класса, поощрительный приз