Презентация Взаимодействие и сотрудничество дошкольников с ОВЗ в условиях разновозрастной группы


«Взаимодействие и сотрудничество дошкольников с ОВЗ в условиях разновозрастной группы для детей со сложной структурой дефекта»Составили: учитель-дефектолог О.Н.Кузнецова Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Оболенский детский сад комбинированного вида «Лесная сказка» Цель:формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Преимущества разновозрастной группыобщение ребенка с детьми разного возраста способствует усвоению некоторых правил социального поведения и в значительной степени определяет социальные установки ребенка в будущем, изучение особенностей межличностного взаимодействия разновозрастных детей в условиях совместной деятельности может дать возможности для формирования новых подходов к воспитанию таких важнейших личностных качеств как толерантность, нравственность, способность считаться с другими и сотрудничать с непохожими людьми и пр.

Преимущества разновозрастной группыразновозрастная группа дошкольников - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различные положения. Дети в этом возрасте проявляют различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении,дети старшего дошкольного возраста, которые в группе сверстников могли бы иметь обедненные межличностные отношения и невысокий социальный статус, находят свою нишу среди младших детей, с которыми они легко налаживают дружеские и игровые отношения, среди которых занимают определенную лидерскую позицию. 

Возможные трудностиосновная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп,младшие, как правило, интересуются занятиями старших и хотят играть с ними. Старшие дети часто воспринимают взаимодействие с малышом безразлично. Их вполне удовлетворяет взаимодействие со сверстниками — партнёрами с относительно одинаковым уровнем развития деятельности и общения.

Возможные трудностимногие из детей старшего дошкольного возраста плохо ориентируются в потребностях и возможностях младших, поэтому неохотно идут на контакт с ними. Значительное количество старших дошкольников, контактируя с малышами, стремятся реализовать своё преимущество (например, достичь лёгкого выигрыша в игре за счёт младшего партнёра). Они не учитывают позицию младшего ребёнка, который не обладает ещё таким уровнем развития.
Направления работы Стиль воспитания должен быть направлен на становление отношений сопричастности у детей разного возраста, сочетать в себе: — высокую включенность, позволяющую понимать актуальные запросы развития каждого ребенка; — организацию разновозрастного сообщества детей с учетом этих запросов;— поддержку детской активности, инициативы для возможности проявления индивидуальности и творческого начала каждого ребенка;


Направления работы- формировать у старших детей потребность в общении с малышами, - создавать условия для положительных эмоций в процессе общения. - научить старших детей быть учителем для младших,- научить младших детей принимать старших в роли учителя.


Организация образовательного процессазанятия по подгруппам (что позволяет каждому ребёнку непосредственно участвовать в образовательном процессе)совместные фронтальные занятия позволяют старшим детям применить полученные знания, выступить в роли учителей.



Организация совместной деятельности детей разного возраста является эффективной как для младших, так и для старших дошкольников. Участие в процессе совместного обучения способствует умственному и социальному развитию детей в условиях разновозрастной группы.
Спасибо за внимание! Список литературы 1. Аванесов В. Н. Воспитание детей в разновозрастной группе. М.: 1979.2. Минкина М. В. Методика работы в разновозрастной группе детсада. Минск, 1977.3. http://dohcolonoc.ru/ 4. http://nsportal.ru/ 5. http://litfile.net/