Народнопоэтическая основа женских образов в поэме А.С. Пушкина Руслан и Людмила
Народнопоэтическая основа женских образов в поэме А.С.Пушкина“Руслан и Людмила”
В первой четверти XIX века на смену классицизму и сентиментализму приходит романтизм. На Западе романтизм возникает в конце XVIII века на почве разочарования, которое постигло лучшие умы Европы после недолгого торжества идей французской революции. В России романтизм формируется в 10-е – 20-е годы XIX века под воздействием общественного подъема, связанного с событиями Отечественной войны 1812 года, кризисом феодально-крепостнической системы и обострением недовольства передовых людей существующими порядками в стране. Важнейшей особенностью романтизма явилось особенное внимание к истории и устному народному творчеству. Под влиянием фольклора создаются произведения поэзии и прозы.
Впервые мы встречаемся с Людмилой за свадебным столом.
А когда лампаду зажигает Лель, мы узнаем о похищении невесты.
Мотив похищения встречается и в восточном фольклоре.
В поэме “Руслан и Людмила” отчетливо прослеживается переплетение восточного и русского.
В одеяниях Людмилы присутствуют восточные драгоценности.
На брови. Прямо. Набекрень. И задом наперед надела.
Она безмолвна и уныла. Она гуляет по садам.
Три девицы под окномПряли поздно вечерком.
Раз царевна молодая, Милых братьев поджидая,Пряла, сидя под окном…
Традиционно в поэме само колдовство, совершаемое над Людмилой. Девушка засыпает глубоким сном. “Спящая красавица, братьев Гримм”.
Русская народная сказка “Морозко”.
В сказках “Спящая красавица” и “Морозко” колдовство исчезает при помощи поцелуя любимого человека.
Сказочным является момент похищения Людмилы у Руслана на обратном пути.
Двенадцать дев, к которым попадает Ратмир.
Русская народная сказка “Дикие лебеди”.
В поэме присутствует еще один очень интересный персонаж. Это Наина.
В русских народных сказках часто за красотой скрывается зло и уродство.
Н.В. Гоголь “Вий”.
Но, как в любой сказке, силы добра и любви побеждают зло и насилие.