Народнопоэтическая основа женских образов в поэме А.С. Пушкина Руслан и Людмила


Народнопоэтическая основа женских образов в поэме А.С.Пушкина“Руслан и Людмила” В первой четверти XIX века на смену классицизму и сентиментализму приходит романтизм. На Западе романтизм возникает в конце XVIII века на почве разочарования, которое постигло лучшие умы Европы после недолгого торжества идей французской революции. В России романтизм формируется в 10-е – 20-е годы XIX века под воздействием общественного подъема, связанного с событиями Отечественной войны 1812 года, кризисом феодально-крепостнической системы и обострением недовольства передовых людей существующими порядками в стране. Важнейшей особенностью романтизма явилось особенное внимание к истории и устному народному творчеству. Под влиянием фольклора создаются произведения поэзии и прозы. Впервые мы встречаемся с Людмилой за свадебным столом. А когда лампаду зажигает Лель, мы узнаем о похищении невесты. Мотив похищения встречается и в восточном фольклоре. В поэме “Руслан и Людмила” отчетливо прослеживается переплетение восточного и русского. В одеяниях Людмилы присутствуют восточные драгоценности. На брови. Прямо. Набекрень. И задом наперед надела. Она безмолвна и уныла. Она гуляет по садам. Три девицы под окномПряли поздно вечерком. Раз царевна молодая, Милых братьев поджидая,Пряла, сидя под окном… Традиционно в поэме само колдовство, совершаемое над Людмилой. Девушка засыпает глубоким сном. “Спящая красавица, братьев Гримм”. Русская народная сказка “Морозко”. В сказках “Спящая красавица” и “Морозко” колдовство исчезает при помощи поцелуя любимого человека. Сказочным является момент похищения Людмилы у Руслана на обратном пути. Двенадцать дев, к которым попадает Ратмир. Русская народная сказка “Дикие лебеди”. В поэме присутствует еще один очень интересный персонаж. Это Наина. В русских народных сказках часто за красотой скрывается зло и уродство. Н.В. Гоголь “Вий”. Но, как в любой сказке, силы добра и любви побеждают зло и насилие.