Презентация по литературе. 11 класс. Серебряный век русской поэзии. Творчество Александра Вертинского.


Александр ВертинскийПрезентация подготовлена Филимоновой Т. М.,учителем русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 5» г.о. Балашиха. "И в хаосе этого страшного мира,Под бешеный вихрь огняПроносится огромный, истрепанный том ШекспираИ только маленький томик - меня..." А.Н. Вертинский Александр Вертинский Легенда, для многих из нас, ставшая действительностью, но не потерявшая при этом своего очарования. Яркая страница отечественной художественной культуры. Таинственный Пьеро дореволюционных эстрад, поэт и композитор, слагающий изысканно интимные музыкальные новеллы, певец, в эмиграции тоскующий в песнях по родной России, наконец лауреат Государственной премии СССР, перенесший на советскую сцену, на киноэкран свой высочайший артистизм, музыкальность, вкус... В самом начале десятых годов XX века на эстрадных подмостках Петербурга появился артист в гриме и костюме Пьеро – автор и исполнитель песен собственного сочинения Александр Вертинский. Он пел в помещении эстрадного театра “Павильон де Пари”. В ту пору Вертинскому едва минуло 20 лет.С первых же выступлении он обратил на себя внимание неподражаемой, изысканной манерой исполнения, пластической выразительностью жеста, богатством интонаций. На глазах у публики рождался поэт, композитор и певец, создающий новый своеобразный мир интимной музыкальной новеллы. Он с успехом выступал во многих городах России, слава его росла день ото дня. Александр Вертинский родился 9 (21) марта 1889 года в Киеве. Рано оставшись без родителей, жил на попечении родственников. В молодости пытался зарабатывать на жизнь, продавая открытки, работая грузчиком, корректором в типографии, играл в любительских спектаклях. В 1912 году переехал в Москву, начал сниматься в кинофильмах. С 1915 года выступал на эстраде, создавая сценический образ Пьеро, исполнял песни на свои собственные стихи и стихи поэтов Серебряного века (Марина Цветаева, Игорь Северянин, Александр Блок). Ещё до Февральской революции завоевал известность в России. Каждую песню превращал в небольшую пьесу с законченным сюжетом и одним-двумя героями. Вёл богемный образ жизни, участвовал в скандальных выступлениях футуристов, злоупотреблял кокаином. Во время Первой мировой войны стал медбратом в санитарном эшелоне. "Дитя двадцатых годов", Вертинский впервые появился на эстраде в 1915 году, воспевая одиноких бедных деточек, кокаином распятых на мокрых бульварах Москвы. Он начал с выступлений в костюме Пьеро, от которого постепенно осталась лишь загримированная белоснежная маска-лицо и ярко-алые губы. Видимо, от стилистики костюма Пьеро и произошла удивительная игра рук артиста: каждый жест не просто дополнял слова, но сам по себе нес самостоятельную нагрузку. Маленькие песни Вертинского назывались "ариетками" или "печальными песенками Пьеро". И самого артиста поначалу называли русским Пьеро. Еще до революции к Вертинскому пришла известность, а затем и слава. Его песни не просто нравились - их запоминали и передавали из уст в уста. У него было множество поклонниц, и он с легкостью завязывал романы. С 1923 по 1927 год Вертинский жил в Польше и постоянно ездил с гастролями по всей Европе. В Сопоте он познакомился с девушкой Ирен, и вскоре она становится его женой. Правда, брак их продолжался недолго. Из Польши Вертинский перебрался во Францию, а затем отправился в США. После удачных гастролей он снова вернулся во Францию, но не остался там надолго, перебравшись оттуда в Китай. Там он женился второй раз, и вскоре у него родилась дочь. Чтобы прокормить семью, артисту пришлось много работать - давать по два концерта в день. Естественно, что в эти годы творчество Вертинского сильно изменилось. Изменились и его песни. Они превращаются в маленькие баллады. Если раньше его героями были капризные дамы в шикарных манто и клоуны, лорды и бродяги, пажи и кокаинисты, то теперь ими становятся обычные люди. Они неутомимо стремятся к счастью и искренне горюют, потерпев неудачу. В тридцатые годы и годы войны он начинает сочинять песни и на стихи советских поэтов. Из Польши Вертинский перебрался во Францию, а затем отправился в США, где общался с Марлен Дитрих и Чарльзом Чаплином. После удачных гастролей снова вернулся во Францию, но вскоре переехал в Шанхай, Китай, где проживала большая русская колония. Там в 1935 году он познакомился с поэтессой Лариссой Андерсен, в которую одно время был безответно влюблён и высоко оценивал её творчество. В Шанхае он женился второй раз - на Лидии Циргвава-, разница в возрасте с которой составляла 34 года. Вскоре у него родилась первая дочь — Марианна. Чтобы прокормить семью, артисту приходилось давать по два концерта в день.Вертинский многократно просил разрешения вернуться в СССР, в 1943 году разрешение было получено (во время Великой Отечественной войны было разрешено вернуться и некоторым другим деятелям культуры). Вертинский поселяется в Москве, гастролирует на фронте, исполняет патриотические песни. В СССР значительная часть репертуара артиста была запрещена, ему не разрешали выступать в престижных концертных залах, не издавали пластинки не транслировали его песни по радио, в газетах не было рецензий на его концерты. Вертинский много гастролировал по стране, побывал в городах Средней Азии, Сибири, Урала, выступая в клубах, на заводах, на стройках, в шахтах. Снимается в фильмах «Заговор обречённых», «Анна на шее» и др. В Москве рождается вторая дочь Анастасия.Артист скончался 21 мая 1957 года в гостинице «Астория» в Ленинграде, куда приехал на гастроли. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А. ВЕРТИНСКОГОТворчество А.Вертинского многогранно. Сборники стихов и песен Вертинского в разные годы выходили в Париже, Вашингтоне, Шанхае. К сожалению, на Родине поэта только начинается работа по сбору стихов Вертинского. Тематика его стихов разнообразна. Это и проникновение стихи о любви (“Пани Ирена”, “Мадам, уже падают листья”, “Ваши пальцы пахнут ладаном”, и др.); кричащие стихи, направленные против социальных пороков (“Кокаинеточка”, “Безноженька”); а также стихи, в которых раскрывается широта творческой натуры Вертинского. (“В степи молдавской”…) Кроме лирических песен на собственные слова, А.Вертинский создал немало произведений на стихи Блока, Есенина, Сологуба, Анненского, Ахматовой, Гумилева, Северянина, Теффи, Инбер, Антокольского и других русских поэтов. Я СЕГОДНЯ СМЕЮСЬ НАД СОБОЙЯ сегодня смеюсь над собой:Мне так хочется счастья и ласки,Мне так хочется глупенькой сказки,Детской сказки, наивной, смешной.Я устал от белил и румян,И от вечной трагической маски,Я хочу хоть немножечко ласки,Чтоб забыть этот дикий обман.Я сегодня смеюсь над собой:Мне так хочется счастья и ласки,Мне так хочется глупенькой сказки,Детской сказки про сон золотой. 1915 КОКАИНЕТОЧКАЧто вы плачете здесь, одинокая глупая деточка,Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы?Вашу тонкую шейку едва прикрывает горжеточка,Облысевшая, мокрая вся и смешная, как Вы…Вас уже отправила осенняя слякоть бульварная И я знаю, что ,крикнув, вы можете спрыгнуть с ума.И когда вы умрете на этой скамейке, кошмарная, Ваш сиреневый трупик окутает саваном тьма…Так не плачь ж, не стоит, моя одинокая деточка,Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы.Лучше шейку свою затяните потуже горжеточкой И ступайте туда, где никто Вас не спросит, кто Вы.1916 ВАШИ ПАЛЬЦЫ(Королеве экрана – Вере Холодной.)Ваши пальцы пахнут ладаном,А в ресницах спит печаль.Ничего теперь не надо нам,Никого теперь не жаль.И когда Весенней ВестницейВы пойдете в дальний край. Сам Господь по белой лестницеПоведёт Вас в светлый рай.Тихо шепчет дьякон седенький,За поклоном бьет поклон,И метет бородкой реденькойВековую пыль с икон.Ваши пальцы пахнут ладаном,А в ресницах спит печаль.Ничего теперь не надо нам,Никого теперь не жаль.1916 Желтый ангелВ вечерних ресторанах,В парижских балаганах,В дешевом электрическом раюВсю ночь ломаю рукиОт ярости и мукиИ людям что-то жалобно пою.Звенят, гудят джаз-баныИ злые обезьяныМне скалят искалеченные рты.А я, кривой и пьяный,Зову их в океаныИ сыплю им в шампанское цветы.А когда наступит утро, я бреду бульваром сонным,Где в испуге даже дети убегают от меня.Я усталый старый клоун, я машу мечом картонным,И в лучах моей короны умирает светоч дня.Звенят, гудят джаз-баны,Танцуют обезьяныИ бешено встречают Рождество.А я, кривой и пьяный,Заснул у фортепьяноПод этот дикий гул и торжество.На башне бьют куранты,Уходят музыканты,И елка догорела до конца.Лакеи тушат свечи,Давно замолкли речи,И я уж не могу поднять лица.И тогда с потухшей елки тихо спрыгнул желтый АнгелИ сказал: "Маэстро, бедный. Вы устали. Вы больны.Говорят, что Вы в притонах по ночам поете танго.Даже в нашем добром небе были все удивлены".И, закрыв лицо руками, я внимал жестокой речи,Утирая фраком слезы, слезы боли и стыда.А высоко в синем небе догорали Божьи свечиИ печальный желтый Ангел тихо таял без следа. БезноженькаНочью на кладбище строгое, Чуть только месяц взойдет, Крошка-малютка безногая Пыльной дорогой ползет.Днем по канавам валяется, Что-то тихонько скулит. Ночью в траву забирается, Между могилками спит.Старой, забытой дороженькой Между лохматых могил Добрый и ласковый Боженька Нынче во сне приходил.Ноги большие и новые Ей подарить обещал, А колокольцы лиловые Тихо звенели хорал...«Боженька, ласковый Боженька, Что тебе стоит к весне Глупой и малой безноженьке Ноги приклеить во сне?» ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПОЭТАБольшинство стихотворений Вертинского написаны на реальные события жизни. Особенно интересна история создания песни “Концерт Сарасате”.Это было в 1927 году. Будучи в Румынии, Вертинский услышал игру короля цыганского жанра Владеско. Покоренный его талантом, Тоску. Они пришли слушать “свою” песню. Ждать ему пришлось долго. “Концерт Сарасате” стоял последним в программе. “… Весь концерт я пел, стоя точно посреди эстрады, и когда дошел до последней песни, и назвал её, демонстративно резко перешел на правый конец эстрады и остановился против его места в первом ряду. Аккомпаниатор сыграл вступление, я начал: Ваш любовник – скрипач. Он седой и горбатый,Он вас дико ревнует, не любит и бьёт…Но когда он играет Концерт Сарасате,Ваше сердце, как птица поёт… Я смотрел и пел, глядя в упор то в его глаза, то в глаза Сильвии. Он альфонс по призванью. Он знает секреты,И умеет из женщины сделать “зеро”…Но когда затоскуют его флажолеты,Он, как сказочный принц, … как влюблённый Пьеро.Владеско слушал в смертельном испуге. Глаза его, казалось, готовы были выскочить из орбит. Он весь как-то съежился, почти вдавившись вглубь кресла. Я продолжал:Он вас скомкал, сломал, обокрал, обезличил…“Фамм де люкс” он сумел превратить в “фамм де шамбр”,И давно уж не моден, давно неприличенВаш кротовый жакет с легким запахом “амбр”.Ив усталом лице и в манере держатьсяПоявилось у вас и небрежность, и лень…Разве можно так горько, так зло насмехаться?Разве можно топтать каблуками сирень? Мои руки, органически точно повторявшие движения пальцев скрипача, упали… Каким-то Внезапным озарением я бросил наземь воображаемую скрипку и в бешенстве растоптал её....Слезы ручьем текли из его глаз. Дико озираясь вокруг, он точно искал, чем бы ему поклясться.- Лекарство подействовало! - услыхал я за своей спиной.Вот какова сила песни. «Доченьки, доченьки, Доченьки мои! Где ж вы мои ноченьки, Где вы соловьи?..» А. ВЕРТИНСКИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬИмя Вертинского звучит и сейчас. Его стихи-песни открывают глубокие искренние чувства в человеке. Закончить занятие мы хотим словами Бориса Гребенщикова:“Я знаю, что Вертинского не все причисляют к высокому искусству, что его недолюбливала, скажем, Анна Ахматова, однако, если я слышу что-то такое, что меня трогает, я не стану отказываться от своих чувств даже в угоду великим именам”.Вертинский - это живой голос, поющий с той стороны, которую мы столь долго считали вычеркнутой из нашей жизни. Беда в том, что вычеркнув это, мы отказываемся от своей истории, а в итоге от самих себя и осмысленности нашей жизни. БиблиографияВертинский А. Четверть века без Родины. — Киев: Музична Україна, 1989. — 144 с.Вертинский А. Дорогой длинною… / Сост. и подг. текста Ю. Томашевского, послесл. К. Рудницкого. — М.: Правда, 1990. — 576 с. (Воспоминания, стихи и песни, рассказы и письма А.Н. Вертинского.)Вертинский А. За кулисами. Вступительная статья Ю. Томашевского. Библиотека авторской песни «Гитара и слово». Большая серия. Нотное издание. — М.: Советский Фонд Культуры, 1991. — 304 с. (Песни Вертинского, данные в единой композиции с его художественной прозой, интервью корреспондентам газет, письмами к жене, а также воспоминаниями о нём. Более 60 фотографий Вертинского разных лет.)ЛитератураБабенко В. Г. Артист Александр Вертинский. Материалы к биографии. Размышления. Свердловск, 1989. — 144 с.: ил.Песни и романсы А. Вертинского. Песенник. Л.: Советский композитор, 1991. 128 с.Александр Вертинский. Портрет на фоне времени / Анатолий Макаров. — М.:Астрель: Олимп, 2009. — 413,[3]с.: 16л. ил. — (История личности). ISBN 978-5-271-22600-7ДискографияСамые первые грамзаписи Вертинского (48 песен) были сделаны в 1930/31 ггодах фирмами Parlophone (Германия — Англия — Франция) и Odeon (Германия). См. полную дискографию, включающую издания на грампластинках, в отдельной статье. Здесь указаны лишь официальные издания на компакт-дисках.1993 — VERTINSKI (Русский сезон, RSCD 0002; 2000 Boheme Music, CDBMR 007143)1994 — То, что я должен сказать (Мелодия, MEL CD 60 00621)1995 — Песни любви (RDM, CDRDM 506089; 1999 Boheme Music, CDBMR 908089)1996 — VERTINSKI 2CD (Le Chant du Monde, LDX 274939—40)1996 — Желтый ангел (CD-Media, CDM 96—3)1997 — Александр Вертинский. Неизданное (ЦВПИКНО, АВ 97—1)1999 — Легенда века (Boheme Music, CDBMR 908090)2007 — Приватный Александр Вертинский (AML+)