Презентация Методика медленного чтения


Творческая лаборатория учителя русского языка и литературы«Медленное чтение как технология работы с текстом»Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №26 Рыжков И.П. Термин «медленное чтение» принадлежит литературному критику М.О. Гершензону (1869–1925), который считал, что необходимо «видеть сквозь пленительность формы видение художника» и что литературное произведение при медленном чтении «вызывает в читателе сложные реакции вкуса, чувствительность и воображение».   "Всякую содержательную книгу надо читать медленно, особенно медленно надо читать поэтов…» (М.О Гершензон, 1926 г.) О «медленном чтении» писали и другие методисты, учёные и литературоведы ХХ века.   Д.С. Лихачев неоднократно говорил о необходимости учиться читать медленно, глубоко и вдумчиво. «Очень важно читать детям вслух. Чтобы учитель пришел на урок и сказал: «Сегодня мы будем читать «Войну и мир». Не разбирать, а читать с комментариями. Так читал нам в школе наш учитель словесности Леонид Владимирович Георг. Чаще всего это происходило на тех уроках, которые он давал вместо своих заболевших коллег-педагогов. Он читал нам не только «Войну и мир», но и пьесы Чехова, рассказы Мопассана. Показывал нам, как интересно учить французский язык, рылся при нас в словарях, подыскивая наиболее выразительный перевод. После таких уроков я одно лето занимался только французским. Самое печальное, когда люди читают и незнакомые слова их не заинтересовывают, они пропускают их, следят только за движением интриги, за сюжетом, но не читают вглубь. Надо учиться не скоростному, а медленному чтению. Пропагандистом медленного чтения был академик Щерба. Мы с ним за год успевали прочесть только несколько строк из «Медного всадника». Каждое слово представлялось нам, как остров, который нам надо было открыть и описать со всех сторон. У Щербы я научился ценить наслаждение от медленного чтения.Стихи же вообще нельзя прочитать с первого раза. Сперва нужно уловить музыку стиха, затем уже читать с этой музыкой – про себя или вслух». Технология медленного чтения используется  для пробуждения у детей и подростков  интереса к чтению. Специфика её  заключается в том, что, читая текст, ребенок знакомится с ним медленно, постоянно возвращаясь к предыдущей информации, анализируя ее, сопоставляя не только с тем опытом, который представлен автором, но и со своим личным. Цели:- развить навыки медленного, вдумчивого чтения;- заинтересовать самим процессом;- сформировать средствами чтения мышление более высокого уровня - критическое мышление. Основные принципы методики «медленного чтения»:1. Постепенное погружение в смысл литературного произведения, поэтапная работа с текстом и ключевыми словами.2. Работа с «непонятными словами». Использование различных словарей, справочников и энциклопедий.3. Работа над художественными деталями произведения, в том числе и предметно-бытовыми.4. Работа над изобразительными средствами языка (эпитетами, метафорами, сравнениями, гиперболами, олицетворениями и т.д.)5. Особое внимание к названию произведения, его подзаголовку, эпиграфу, первому абзацу и концовке произведения, особенно – лирического. Основные принципы методики «медленного чтения»:6. Работа с именами (фамилиями, именами и отчествами) литературных персонажей, особенно – в драматических произведениях.7. Изучение мимики и жестов героев. Вербальный и невербальный способ передачи информации.8. Особое внимание к пунктуации в произведениях писателей, в том числе и к пунктуации авторской.9. Работа с литературными реминисценциями.10. Использование комментариев, исследований русских и зарубежных критиков и литературоведов.11. Работа с черновиками художественных произведений. К основным методологическим принципам «медленного чтения» относятся:1) выбор ценных, культурно значимых текстов, преимущественно небольшого размера;2) формулирование вопросов – поиск непонятных, противоречащих сочетаний, фраз;3) комментирование – поиск ответов на поставленные вопросы;4) замедленный темп работы;5) предпочтительна групповая работа, в ходе которой происходит сопоставление интерпретаций;6) предпочтительно привлечение экспертов (озвучивание мнений специалистов относительно выбранного для анализа текста).  Какой же должна быть книга для медленного чтения?Во-первых, небольшой по объему, чтобы ее можно было прочитать вместе с учащимися на уроке и обсудить.Во-вторых, она должна быть либо непредсказуемой (с точки зрения сюжета), спорной, неоднозначной в своей трактовке, либо эмоциональной, впечатляющей, разрушающей привычные стереотипы мышления и поведения, чтобы вызвать интерес и эмоциональный и интеллектуальный отклик у учащихся. В-третьих, такая книга должна способствовать выработке творческих идей, предлагать новый взгляд, новое прочтение или понимание.Текст должен иметь динамичный, событийный сюжет  Структура результатов «медленного чтения» зона непонятного, зона приближения и зона знания. Маркеры зоны непонятного: формулирование вопросов (без ответов), игнорирование какого-либо отрезка текста либо признание того, что он является непонятным (непонятно; трудно распознать смысл, заложенный в этой строке; для меня осталось так и не разгаданным, какой внутренний смысл несут эти слова). Маркеры зоны приближения:противоречивые эмоции, ассоциации без учета контекста, вопросы с попыткой ответить на них, модальность предположения (видимо, наверное). Маркеры зоны знания: ассоциации с учетом контекста. Там, где капустные грядкиКрасной водой поливает восход,Клененочек маленький маткеЗеленое вымя сосет. РябинуРубилиЗорькою.Рябина -СудьбинаГорькая.Рябина -СедымиСпусками.Рябина!СудьбинаРусская. Залетевшая в комнату бабочка бьётсяО прозрачные стёкла воздушными крыльями.А за стёклами небо родное смеётся,И его не достичь никакими усильями.Но смириться нельзя, и она не сдаётся,Из цветистой становится тусклая, бледная.Что же пленнице делать ещё остаётся?Только биться и блекнуть! О, жалкая, бедная!