Презентация к семинару Одаренный ребенок — кто он?


Семинар-практикум учителей истории и обществознания «Система работы с одаренными детьми как отражение перспективных направлений развития исторического, обществоведческого и правового образования» «Одаренных людей немного, но на них держится весь прогресс» В.А. Акиндинов Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, необычных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми Одарённый ребенок. Кто он? Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Сегодня одаренными детьми называют: детей с интеллектом выше среднего;детей с высоким уровнем творческих способностей;детей, достигших успехов в опреде-ленных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность). Большинство психологов признает… что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности(природных задатков) социокультурной среды Особенности одаренного ребенка: ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬСВЕРХЧУСТВИТЕЛЬНОСТЬ К ПРОБЛЕМАМВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯЛЮБОВЬ К ВОПРОСАМ И ЗАДАЧАМОРИГИНАЛЬНОСТЬ И ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯЛИДЕРСТВО И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТЬТВОРЧЕСКОЕ ВОПРИЯТИЕЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УЯЗВИМОСТЬ ПРОДУКТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯЛЕГКОСТЬ АССОЦИИРОВАНИЯВЫСОКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯСПОСОБНОСТЬ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ОТЛИЧНАЯ ПАМЯТЬСПОСОБНОСТЬ ДАВАТЬ ОЦЕНКУОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВСТЕРМЛЕНИЕ ВСЕ ДЕЛАТЬ НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ АВТОНОМНОСТЬ Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» «одаренные дети встречаются крайне редко» Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Под влиянием смены возраста,образования,освоения норм культурного поведения,типа семейного воспитания «угасание»признаковдетской одаренности При равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия. В практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «ребенок с признаками одаренности». ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ: ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ: ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ: ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ: ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ: Выявление, поддержка и развитие одаренных детей – долгая и кропотливая забота, педагогов, психологов, родителей. Психолого-педагогический мониторинг в данной деятельности должен отвечать требованиям:Комплексный характер оцениванияДлительность процесса наблюденияАнализ поведения и достижений в тех сферах, которые особенно интересны ребенкуОценка продуктов творчества и деятельностиВыявление признаков одаренности и в зоне ближайшего развитияМногократность и многоэтапность обследования Принципы обучения одаренных детей Развивающего и воспитывающего обученияИндивидуализации и дифференциации обученияУчета возрастных особенностей Цели обучения детей с общей одаренностью Развитие духовно-нравственных основ личности, понимания высших духовных ценностейСоздание условий для развития творческой личностиОбеспечение глубокой и разносторонней общеобразовательной подготовки Четыре основных подхода к разработке содержания программ для одаренных детей Для работы с одаренными детьми требуется педагогический персонал, отвечающий повышенным требованиям: Высокие интеллектуальные способности учителяКомпетентность в вопросах развития школьниковГлубокие знания в предметной областиСпособности к творческой деятельностиПостоянное повышение квалификации и педагогического мастерстваПсихологические способности в создании ситуации успеха Умение составлять особые программы Направления работы по выявлению и поддержке одаренных детей Обучение кадров системе работы с одаренными детьмиПсихолого-педагогический мониторинг по выявлению одаренных детей, пед.поддержка талантливых детейИндивидуальная работа с детьми на уроках и вне их по предметамВыделение специальных часов для работы с одаренными детьми через факультативы, доп. образование и т.д., чтение спец. курсовПроведение олимпиада, конкурсов, конференцийСотрудничество учреждений общего и дополнительного образованияСоциальное партнерство. Работа с родителями Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся. Дисциплинированный.Неровно успевающий.Организованный.Выбивающийся из общего темпа.Эрудированный.Странный в поведении, непонятный.Умеющий поддержать общее дело.Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).Занятый своими делами (индивидуалист).Быстро, «на лету» схватывающий.Не умеющий общаться, конфликтный.Общающийся легко, приятный в общении.Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю. Каких «+» у Вас больше? Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. Если же вы не попали в эту категорию не расстраивайтесь, психолог всегда рад прийти Вам на помощь. Рекомендации учителям: Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься . Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно . Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний .