Презентация выступления на районном семинаре учителей биологии


Формирование у учащихся познавательных УУД посредством освоения предметной информации. Работа с информацией на уроках биологии.Подготовила Лебедева Н.С. Познавательные УУД -общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем. В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.). Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.Действия постановки и решения проблем включают: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Зависимость усвоения информации от способа ее передачи10% от того, что читает сам;26% от того, что слышит;30% от того, что видит;50% от того, что видит и слышит;70% от того, что обсуждает;80% от того, что основано на личном опыте;90% от того, что говорит и делает;95% от того, чему обучает САМ. Формирование познавательных УУД средствами учебниковМетодический аппарат учебников и задания в рабочих тетрадях содержат задания на: формирование логических действий (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, выявление причинно-следственных связей); составление схем по тексту; составление рассказа по схеме, рисункам; задания на извлечение информации из текстов различных жанров, на подбор аргументов; задания по проектной деятельности; задания исследовательского характера. тел тел Тщательно подобранный иллюстративный материал служит наглядной опорой мышления учащихся, позволяет усилить познавательный, идейный, эстетический и эмоциональный аспект учебного материала, обеспечив тем самым его успешное усвоениеРассмотрите диаграммы на стр. 36-37 учебника.Чем различается химический состав тел живой и неживойприроды? Существуют ли элементы, которые встречаются только в живых организмах? Работа по составлению таблицСравнительная таблица «Тип простейшие»ПараметрыАмеба обыкновеннаяЭвглена зеленаяИнфузория туфелькаОкраскабесцветнаязеленая на светубесцветнаяФорма теланепостояннаяпостоянная веретеновиднаяпостоянная веретеновиднаяКоличество ядероднооднодваПередвижениекорненожкамипри помощи жгутиковбиением ресничекПитаниеводоросли, жгутиковые, инфузориина свету – фотосинтез, в темноте – готовыми органическими веществамибактериями при помощи ротового отверстия Сравнительная таблица (9-10 класс)10ДНК1. АЗОТИСТЫЕ ОСНОВАНИЯА- аденинТ-тиминГ-гуанинЦ-цитозин2. УГЛЕВОД - Дезоксирибоза (С5)3. Остаток Н3РО4 РНК1. АЗОТИСТЫЕ ОСНОВАНИЯАУ-урацилГЦ2. УГЛЕВОД - Рибоза (С5)3. Остаток Н3РО4 АЗОТИСТЫЕ ОСНОВАНИЯ СОЕДИНЕНЫ В ДНК ВОДОРОДНЫМИ СВЯЗЯМИ ПО ПРИНЦИПУ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ («ключа и замка»)ДНК – ЭТО ДВОЙНАЯ ПЛЕКТОНОМИЧЕСКИ ЗАКРУЧЕННАЯ СПИРАЛЬ- НАКОПЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИВИДЫ РНК – М(Р) – рнк (рибосомальная) Т – рнк (транспортная) И – рнк (информационная)РНК – ОДНОЦЕПОЧЕЧНАЯ МОЛЕКУЛА КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ОДНОЙ НИТИ ДНК- РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ Обобщающая таблицаНазвание периода Характеристика периода Зародышевый период Растение в состоянии семени Периодмолодости От прорастания семени до первого цветения (плодоношения)Периодзрелости От первого цветения до периода не цветения и плодоношенияПериодстарости не цветение плохо растут и развиваются отмирание органов Алгоритм составления схемы с помощью текста (для 5-6 класса)Внимательно прочитайте текст.Возьмите карандаш и подчеркните одной чертой самые главные слова. Прочитайте еще раз текст, обращая внимание на значение уже выделенных слов.Среди выписанных слов найди самое главное (№ 1) – это будет основа нашей схемы. Ответьте на вопрос: «О чем говорится в тексте?». Ответом и будет главное слово. Найдите несколько слов, которые наиболее полно могут об этом рассказать. Это будут слова № 2.Оставшиеся слова (слова № 3) разбейте на группы. Во главе каждой группы должно стоять слово № 2. Помните, что каждое слово должно соединяться с другим линией.Прочтите схему. Опорная система, используемая на уроках биологии 13 Виды опорных системТаблицыОпорные схемы уроковСхемы Обобщающие Сравнительные На урок На тему Фрагментарные На урокИспользование при изучении нового материала при контроле знаний в качестве домашнего заданияВиды опорных систем Преимущества опорных системАктивизацияпамятиРазвитиелогическогомышленияРазвитиетворчестваРазвитиекоммуника-тивнойкомпетенцииАнализтекстаСамоконтрольопорная системаПомощь в подготовкедомашнегозаданияЭкономиявремениГуманизмобученияИспользованиемульти-медийныхтехнологий 6 класс. Тема: «Строение и свойства живых организмов».Урок : Органы цветковых растений.Текст: с.32-40, глава «Органы цветковых растений» (выборочно)Объем: 52 строки.Время работы: 5-7 минут в зависимости от темпа класса.Цель: Упорядочить научную информацию, изложенную в тексте, закрепить навыки работы с учебным текстом.Ход работы: вариант «цепочка» – пошаговое чтение и анализ отрывков текста с комментариями под руководством учителя. Шаг: 1 учащийся – 1 отрывок текста.Цветковое растениекореньпобегцветокплод---- стебель----- листья----- почки---- околоцвет. (чашечка,венчик)----- главные (пестик,тычинки) Царства живой природыВводный урок.5 класс Другой вариант: Дополните схему, вписав представителей ракообразных в соответствии с предложенными характеристиками этих животных. Представители класса РакообразныхСвободноживущие………….Паразиты………….Обитатели водной среды…………..Обитатели суши…………… Структурно-логические схемы – это оригинальный эффективный инструментарий для активизации всех познавательных способностей учащихсяотносятся:восприятие,воображение,память,представление,мышлениеможно решить следующие задачи в учебной деятельности: Осмысленное усвоение понятий; Получение осмысленных знаний. Развитие различных видов мышления. Повышение интеллектуально – творческого потенциала







Современные педагогические технологии, основанные на деятельностном подходетехнология проблемного, проектного и исследовательского обученияразвивающие технологии (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)коллективные способы обучениятехнология развития критического мышлениятехнология эвристического обученияпедагогические мастерскиеТРИЗигровые технологиикейс-метод (метод коллективного анализа ситуаций)тренинговые технологии социальное проектирование Инновации в проведении урока в росте объема дискуссионных приемов;в увеличении информации о способах и методах познания;в увеличении количества ситуационных учебных задач; в использовании вопросов и заданий, направленных на формирование: компетенций учащихся за счет акцентирования внимания на процедурных и оценочных знаниях;мировоззрения и ценностных ориентаций школьников, что предполагает усиление межпредметного и надпредметного контекстов знаний и формирование рефлексивных знаний;осознанного построения индивидуального способа освоения содержания образования, что предполагает выбор учащимися различных заданий. Из личного опытаКСО – каждый учит каждогоДискуссииРабота в группах, в парахВыполнение заданий творческого характера (у кого что лучше получается)Много, много схем, таблиц: частично заполненных, не заполненных, заполняемых вместе с учителем, составленных самими.Опорные конспекты Спасибо за внимание!