Презентация по истории Древнерусское государство
Древнерусское государство (IX – первая половина XII вв) Периодизация Древнерусского государства (Киевской Руси) :1) IX – cередина Х в. – время первых киевских князей;2) вторая половина Х – первая половина XI в. – время княжества Владимира I Святого и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы;3) вторая половина XI – вторая половина XII в. – переход к территориально-политической раздробленности, или к удельным порядкам. Причины возникновения государства у восточных славян: экономические социальные политические 1. производство и использование железных орудий труда2. отделение земледелия от животноводства3. развитие торговли и расширение внутреннего и внешнего рынка 1. появление богатых и бедных2. выделение родовой знати3. появление иностранцев 1. противоречия между разными социальными группами2. защита территории от внешнего вмешательства3. ведение захватнических войн Теории возникновения государства у восточных славян: Норманнская Центристская Славянская Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян.Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мираМ.В. Ломоносов,Б.А. Рыбаков Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы.Но! Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства.Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. Г. Байер, XVIIIв. Г. Миллер и А. Л. Шлёцер Н.М. Карамзин, XIXв. С.М. Соловьев В конце VIII—IX веке вооружённые норманнские отряды совершали торговые и завоевательные походы в разные страны Европы. Они вторглись и в северо-западные земли восточных славян. Русы — это та часть норманнов, которая осела в землях восточных славян. Некоторые восточнославянские города стали приглашать к себе за небольшую плату вооружённые отряды русов во главе с военачальниками — князьями.Они обязали население за выполнение своих обязанностей платить им вместо жалованья постоянную и более высокую плату — дань. Согласно «Повести временных лет», в 862 году восточнославянские и финноязычные племена, проживавшие на северо-западе, прекратили платить дань варягам и изгнали их «за море», т. е. в ту землю, откуда они пришли.Однако очень скоро племена рассорились, дело дошло до вооружённых столкновений. А в это время на их земли стали нападать другие враги. И тогда собрались представители всех племён на вече и решили послать своих послов «за море» к знакомым варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда [управления] в ней нет. Да пойдите [приходите] княжить и володети нами». На приглашение откликнулся князь Рюрик. Он обосновался со своей дружиной в городе Ладоге. Так в северо-западных землях возникло крупное объединение (княжество), центром которого стал построенный Рюриком новый город — Новгород. Рюрик стал называться гостомыслом (ум. ок. 860) — легендарный старейшина ильменских словен. В первой трети IX века отряды русов появились и на юге. Знатные воины Рюрика Аскольд и Дир по Великому торговому пути отправились в столицу Византии Царьград. Спустившись вниз по Днепру, они увидели раскинувшийся на трёх холмах город. Это был центр полян Киев, который, по преданию, основали три брата: Кий, Щек и Хорив. Жители Киева платили дань хазарам, к тому же их «обижали» древляне и другие племена. Поляне пригласили в город варяжские дружины (возможно, сначала сюда прибыл Аскольд, а Дир — несколько позже). Русы освободили полян от хазарской зависимости. Так в IX веке сложились два крупных восточнославянских объединения, в которых правили приглашённые князья. В 879 году в Новгороде умер Рюрик. Новгородским князем стал его родственник Олег. В 882 году, собрав большое войско, он двинулся в поход на юг. По пути Олег подчинил себе землю кривичей, на которую претендовали южные князья. Подойдя к Киеву, он хитростью выманил из города князей Аскольда и Дира и убил их. Киев Олег объявил «матерью городов русских», столицей своих земель. В дальнейшем он победил ближайших соседей полян — древлян. Затем князь разгромил хазар и освободил от их зависимости северян и радимичей. В результате объединения двух главных центров восточных славян — южного во главе с Киевом и северного во главе с Новгородом — образовалось государство, получившее название Русь. Поскольку это было первое, самое древнее государство восточных славян, то историки называют его Древнерусским государством или Киевской Русью. 1) Великий киевский князь;2) удельные князья;3) представительный орган – всенародное вече;4) совещательный орган при великом князе – совет старейшин;5) наместники великого князя в городах, посадники (в его полномочия входили суд и расправа в городах);6) волостели – представители Великого князя в селах (они осуществляли судебные полномочия в селах и деревнях). Система государственных органов власти Киевской Руси: Признаки государственной власти в Киевской Руси: 1) она даровалась народом;2) органы власти не имели оформленной структуры и закрепленного объема полномочий;3) органы власти всей Киевской Руси и отдельных ее княжеств значительно между собой отличались, удельные князья формировали собственные органы власти, которые осуществляли свою власть параллельно с органами киевского князя в соответствующем княжестве;4) взаимодействие Великого князя и удельных князей осуществлялось в порядке подчинения всех киевскому князю. Первый князь Древнерусского государства Олег постепенно присоединил к Киеву большую часть восточнославянских земель. Под его властью оказался путь «из варяг в греки». В 907 году Олег совершил грандиозный поход на Царьград. В нём участвовало 2 тысячи судов, на которых размещалось 80 тысяч воинов. Византийцы, узнав о приближении русской рати, замкнули гавань Константинополя огромной цепью и укрылись за стенами города.Тогда Олег повелел вытащить корабли на берег и поставить их на колёса. Попутный ветер погнал парусники русов к стенам византийской столицы. Испуганные греки запросили мира. Князь Олег в знак победы прибил к воротам Царьграда свой щит. Результатом похода стал выгодный для русских купцов торговый договор с Византией, который Олег заключил в 911 году. После смерти Олега киевским князем стал сын Рюрика Игорь. Он начал свою деятельность с возвращения под власть Киева древлян, которые отделились, воспользовавшись смертью Олега.Времена правления князя Игоря характеризуются, как жестокая, кровавая эпоха: постоянные стычки, войны, междоусобные неурядицы. В 912 году князь Игорь начал своё самостоятельное правление на Киевском престоле после смерти князя Олега. Древляне (племя, жившее в украинском Полесье) ранее были подчинены князем Олегом и обязаны платить дань Киеву. Со смертью Олега, они попытались освободиться и отказаться платить. Игорь победил их и наложил большую дань, чем прежде.В 915 году на русскую землю пришли впервые печенеги. Дипломатия Игоря повернула столкновение в сторону мирного договора, но в 920 году войско русское идёт в поход на печенегов, что говорит о воинственной политике Игоря. Результат этого похода неизвестен, но можно предположить о благополучном его завершении, так как нигде в летописях не говориться о потерях и князь Игорь вернулся домой живым, печенеги ещё долго не беспокоили русскую землю и даже были наняты для нападения на Византию в 944 году. В 941 году Игорь совершил большой поход на Константинополь. Но он был неудачным. Византийцы сожгли ладьи русов особой горючей смесью — «греческим огнём».Это поражение не остановило Игоря. В 944 году он вновь пошёл на Византию. Узнав об этом, греки направили к князю посольство с богатыми дарами. Игорь повернул свои дружины назад. Пока киевский князь совершал военные походы, дань с русских земель собирал воевода. Но, вернувшись домой, в 945 году Игорь по настоянию дружины сам отправился за данью к древлянам. Древляне не стали перечить князю. Однако по возвращении Игорю показалось, что плата невелика. Князь отпустил большую часть дружины и вернулся к древлянам с новым требованием дани. На этот раз древляне возмутились — ведь князь грубо нарушил договор о полюдье. Древлянское вече решило: «Если повадится волк к овцам, то унесёт всё стадо, пока не убьют его». Древляне перебили княжеских дружинников и жестоко расправились с князем. После смерти Игоря править государством стала его вдова княгиня Ольга (945-957). Она отомстила древлянам за смерть мужа. А чтобы в дальнейшем исключить события, подобные расправе с Игорем, княгиня установила точный размер дани — уроки и места её сбора — погосты. Дань теперь собирали не сами князья, а специально назначенные ими люди. Это была первая государственная реформа — важное изменение в жизни людей.В 957 году Ольга с пышной свитой отправилась в далёкий Царьград. Здесь она приняла христианство. По возвращении из Византии Ольга передала княжение своему сыну Святославу (957—972). Святослав присоединил к Руси последний восточнославянский союз племён — вятичей, которые до того платили дань хазарам. Из земли вятичей он двинулся на Волгу. Разорив земли волжских булгар, Святослав устремился в Хазарию, которая чинила препятствия русским купцам на Волжском торговом пути, ведущем через Каспийское море в богатые страны Востока.Во время двух походов против Хазарского каганата (965—969) войска Святослава разгромили главные хазарские города — Итиль, Семендер и Саркел. Затем русский князь захватил устье реки Кубань и побережье Азовского моря. На Таманском полуострове было образовано зависимое от Руси Тмутпараканское княжество. Хазарский каганат вскоре после походов Святослава перестал существовать как самостоятельное государство. В 968 году киевская флотилия вошла в устье Дуная. Святослав захватил ряд болгарских поселений, а город Переяславец объявил своей новой столицей. Подобный поворот событий не входил в планы Византии. У её границ появлялся новый сильный противник. Император уговорил своих союзников печенегов напасть на Киев, где находилась престарелая княгиня Ольга с внуками. Святослав с частью дружины поспешил домой и отогнал печенегов от столицы. Но князь заявил своей матери и боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае: там середина земли моей, туда со всех сторон свозят всё доброе: от греков золото, ткани, вина, фрукты разные, от чехов и венгров серебро и коней, из Руси меха, мёд, воск и рабов». Но старая княгиня Ольга не хотела отпускать князя в новый поход. Вскоре она умерла.Весной 971 года против Святослава двинулись лучшие войска Византии. Завязались ожесточённые бои, в ходе которых противники понесли большие потери. Это вынудило их начать переговоры. Византийский император согласился пропустить дружинников Святослава домой в обмен на обещание князя отступиться от Болгарии.В 972 году, когда Святослав с небольшим отрядом возвращался в Киев, печенеги подстерегли его в засаде у днепровских порогов (каменных нагромождений, перекрывающих реку) и убили. Печенежский хан приказал вставить череп Святослава в золотую оправу и использовал его на пирах в качестве чаши. После смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за власть. Победу в этой борьбе одержал Владимир Святославич (980—1015). В годы его правления была создана оборонительная система юго-восточных границ Руси от печенегов (засеки и сторожевые башни). Владимир начал княжение с наведения порядка в собственном государстве.В результате двухлетней войны Владимир возвратил «под руку» Киева вятичей. В 984 году князь разгромил ополчение радимичей. Ещё раньше он покорил Полоцкое княжество на Западной Двине.После этого Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию, которая стала чинить препятствия русской торговле. Одержав победу, Владимир заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях. При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей — только что возникшим государством западных славян. В 981 году Владимир завоевал польские города Червенъ, Перемышль и др., значительно расширив территорию своего государства. В 988 г. Русь приняла крещение по византийскому образцу. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси:1) христианство утверждало идею равенства людей перед Богом, что способствовало смягчению жестоких нравов бывших язычников;2) принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси;3) Русь укрепляла свой международный авторитет тем, что становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились;4) принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, послужило мостом для проникновения на Русь византийской, а через нее – и античной культуры. Русская православная церковь. Через некоторое время после принятия христианства на Руси сложилась чёткая церковная организация. Во главе церкви стоял киевский митрополит, присылавшийся из Константинополя.Русь была разделена на церковные округа во главе с епископами, подчинёнными митрополиту.Духовенство подразделялось на белое и чёрное. К белому относились священники, служившие в городских и сельских церквях. Чёрное духовенство жило в монастырях. Монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитвах. При Владимире был принят церковный устав. Он предоставлял церкви широкие права. Она имела свой собственный суд. Церковные суды судили за преступления против веры — ереси, языческие моления, а также за все проступки нравственного характера. Владимир по примеру отца отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси, чтобы они проводили там его политику. Таким путём он рассчитывал усилить свою власть и укрепить единство державы.Любимыми сыновьями Владимира были Борис и Глеб. Князь Владимир явно желал передать Борису после себя Киевское княжество. Это очень не нравилось двум старшим сыновьям князя — Святополку и Ярославу. Когда умирал Владимир, Бориса не было в Киеве: он выступил в поход против печенегов. У Святополка было немало сторонников среди киевлян, и они признали его своим князем. Но, зная о любви многих на Руси к Борису, Святополк решил избавиться от опасного соперника, а также от брата Глеба, подослав к ним тайных убийц (Борис и Глеб впоследствии Русской православной церковью были причислены к лику святых). Позже Святополк организовал убийство ещё одного брата — Святослава, правившего в древлянской земле. За свои ужасные преступления Святополк был прозван в народе Окаянным. Ярослав, получив известие о смерти отца и убийстве братьев, во главе наёмной варяжской дружины и новгородского ополчения выступил против Святополка. Тот призвал на помощь печенегов. Войска киевского и новгородского князей встретились поздней осенью 1016 года у городка Любеч и почти три месяца простояли на разных берегах Днепра, осыпая друг друга насмешками. Ярослав первым переправился через Днепр и внезапным ударом разбил киевлян. Святополк бежал к отцу своей жены (тестю) — польскому князю Болеславу Храброму. В 1017 году Ярослав вступил в Киев и занял княжеский престол. Святополк Окаянный Ярослав Болеслав Храбрый, стремившийся расширить свои владения, увидел подходящий для этого случай. В 1018 году он пошёл вместе со Святополком на Ярослава и разбил его войско. Овладев Киевом, Болеслав не возвратил его Святополку, а стал править сам. Униженный князь начал подстрекать киевлян выступить против поляков. Болеслав был вынужден вернуться в Польшу. В Киеве вновь утвердился Святополк.В 1019 году по настоянию новгородцев, не желавших платить дань Киеву, Ярослав опять выступил против Святополка и одолел его. Святополк попытался найти приют в Польше, но по дороге умер. Болеслав Время княжения Ярослава (1019—1054) стало эпохой расцвета Древнерусского государства. Князь многое сделал для распространения на Руси христианства. Он строил новые церкви (в том числе выдающиеся соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде), открывал при них школы, поощрял перевод церковных книг с греческого языка на славянский. При нём был основан знаменитый Киево-Печерский монастырь.Ярослав был грамотным и образованным человеком. Он покупал за границей много книг, читал их, по словам летописи, «днём и ночью», хорошо знал Библию. За это он получил в народе прозвище Мудрого. собор Святой Софии в Киеве собор Святой Софии в Новгороде Киево-Печерский монастырь Стремясь установить порядок и законность в своём государстве, Ярослав Мудрый положил начало созданию на Руси письменного свода (сборника) законов, который получил название Правда Ярослава. «Русская правда» предусматривала наказания за побои, нанесение увечий, укрывательство беглого холопа, порчу оружия и одежды. За уголовные преступления «Русская правда» предусматривала штраф (вира) в пользу князя и вознаграждение в пользу потерпевшего (головничество). За тяжёлые преступления по своду правил «Русская правда» забирали всё имущество виновного, изгоняли из общины или лишали свободы. ИЗ ПРАВДЫ ЯРОСЛАВА1. Если убьёт свободный человек свободного, то [за него имеют право] мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого...13. Если кто обнаружит похищенное у него имущество у другого человека, то не должен самовольно забирать его, говоря при этом: «Это моё», но пусть скажет: «Пойди на свод и укажи, где ты взял это»; если подозреваемый в воровстве не пойдёт сразу на свод, то пусть выставит поручителя за себя не позднее пяти дней... 16. Если холоп ударит свободного мужа и скроется у своего господина, а тот не захочет его выдавать, то оставляет холопа у себя и платит оскорблённому 12 гривен; а затем если где встретит ударенный оскорбителя [холопа], то вправе побить его. Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве? Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений? Киевский престол, или, как тогда говорили, стол, после смерти князя передавался по старшинству, т. е. старшему в княжеском роду. Князем мог стать брат или же сын умершего, если он оказывался старше своего дяди. Однако этот порядок часто нарушался. Внешняя политика Ярослава Мудрого:1030 год утвердил свою власть на западном берегу Чудского озера и построил там город Юрьев (своё второе имя — Юрий — киевский князь получил при крещении). 1036 год под Киевом русские войска во главе с князем наголову разбили печенегов, после чего степняки перестали совершать набеги на Русь.1041 год союзный договор с польским королём.1046 год Византия и Русь заключили мирный договор. Со смертью последнего из сыновей Ярослава Мудрого вновь начались усобицы. Наиболее популярным на Руси в то время оказался внук Ярослава Владимир Мономах (1113–1125), который в 1097 г. выступил с инициативой созыва съезда князей в г. Любече. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип «каждый да держит отчину свою». Установление этого принципа закрепляло уже начавшееся разделение Русской земли на отдельные княжества. Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда. В 1113 г. Владимир Мономах был приглашен на киевский престол, на время восстановил ослабевшую власть великого князя, усмирил половцев. Владимир II был просвещенным правителем, автором «Поучения детям». В 1132 г. при сыновьях и внуках Владимира Мономаха Русь окончательно распалась на отдельные княжества. «… Каждый да держит Отчину свою..» – начало раздробленности на Руси. Через несколько дней после своего вокняжения в Киеве Владимир Мономах дал Руси новый свод законов — «Устав Владимира Всеволодовича». Новый закон значительно облегчал положение различного рода должников. Отныне ростовщики не имели права требовать более 20% сверх взятой в долг суммы. Эти положения «Устава» освободили от денежной зависимости многих должников, ограничили произвол ростовщиков. Четко определялись источники холопства: -самопродажа в холопство, -превращение в холопа человека, женившегося без соответствующего договора на холопке,-поступление на службу к господину в качестве тиуна без особо оговоренной в этом случае свободы-холопом становился и сбежавший от господина закуп. В случае если он уходил в поисках денег, чтобы отдать долг, то в этом случае его нельзя было превращать в холопа. Во всех остальных случаях попытки холопить свободных людей пресекались, что было безусловно прогрессивным правилом для того времени. Запрещено было обращать в холопа человека, получившего в долг хлеб. Корона (или шапка), поднесенная великому князю киевскому Владимиру Мономаху послами византийского императора в 1116 г.Все русские самодержцы венчались на царство, надевая на голову Шапку Мономаха. Она являлась символом царской власти.