Разработка семинара для учителей на тему: «О приоритете нравственно-духовного образования в современном мире и роли учителя самопознания »
Тема семинара: «О приоритете нравственно-духовного образования в современном мире и роли учителя самопознания »
План Глобальные проблемы современности.Психолого-педагогическаие основы Программы самопознания.3. Три типа учителей.4. Интеграция предмета самопознания.5. Роль учителя самопознания.6. Заповеди учителя.
3Глобальные проблемы современности Во второй половине XX века человечество столкнулось с глобальными кризисами, которые затронули все стороны жизни общества и поставили под угрозу само существование человека .Результаты исследований показали, что глобальные проблемы современности – это не часто экономические, политические или научные проблемы, а прежде всего духовного нравственные проблемы. И их решение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, переориентации людей с мирских ценностей на ценности духовно-нравственные.
Шакарим Кудайбердиев (1858-1931)4
Цитата:«Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны. Из всех профессий профессия учителя – самая благородная, самая трудная и самая важная » Ш. А. Амонашвили
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель. Лев Толстой (1828 - 1910)
Педагогический стильАвторитарный- учитель стоит высоко над учащимися и не признает другую точку зрения кроме своейЛиберальный –требования и контроль учителя недостаточны, в результате чего страдает дисциплина. Гуманный -руководствуется в жизни гуманистическими духовными ценностями, способна выбрать свою точку зрения и делать выбор на её основе, ставить и решать проблемы, помогать.
Гармоническое развитие Интеллектуальное Духовно-нравственное Внешнее Внутреннее (для ума) (для сердца) ЖИВЫЕ ЗНАНИЯ
Истина (правдивость в мыслях, словах, действиях)Праведное поведение (правильное поведение; единство мысли, слова, действия)Покой (внутреннее спокойствие)Любовь (ко всему живому)Ненасилие (не причинение вреда ни в мыслях, ни словом, ни действием).5 общечеловеческих ценностей:
Учитель-душа, носитель и даритель Света.Учитель – это человек, который учит, помогает познать окружающий мир. Учитель
Психолого-педагогическую основу Программы составили исследования гуманистической психологии,которые рассматривали высшие уровни сознания(А.Маслоу, К.Г.Юнг, В.Франкл и др.) Нравственно-духовное образование – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся через включение в содержание образования общечеловеческих ценностей, способствующих, раскрытию высшей нравственно-духовной природы учащегося, и имеющее целью становление человека совершенного характера, живущего в единстве мысли, слова, дела.
Человек должен постоянно духовно развиваться.А для этого нужны знания,как знаниям проникнуть в человеческую душу,остаться там,дать ростки доброго,светлого,прекрасного? Помочь пробудить внутренний дух ребенка,реформировать духовный мир учителя-сегодня возможно благодаря предмету “Самопознание”.“Уважайте чистое,ясное,непорочное святое детство!”(Я.Корчак).Иными словами,принимайте ребенка таким,каков он есть,помогайте ему совершенствовать его лучшие стороны!
З.Фрейд впервые структурировал сознание человека, выделив область бессознательного. Исследуя неврозы, он обнаружил вытеснение из области сознания эмоции и назвал эту область подсознанием. Чувства, эмоции, темперамент закрепляются и накапливаются в подсознании человека. К.Г.Юнг расширил понимание бессознательного, выделив помимо низших, личностных уровней, высшие уровни сознания (сверхсознания). Также он показал, что переживание высших уровней имеет терапевтический эффект и более того облагораживает человека, пробуждая в нем творческую энергию.Процесс обучения, мысли и понимание – все это происходит внутри сознания. Самое главное влияние на сознание происходит через пять органов чувств, два из которых – зрение и слух являются важнейшими путями получения информации и образуют важную часть процесса образования. Через пять органов чувств информация из внешнего мира попадает в подсознание, где приобретает психоэмоциональную окраску.
Структура сознания человека сверхсознаниесознаниеподсознаниеИнтуицияЭмоцииПять органов чувствПравильное адекватное восприятие МИР
Как очистить наше сознание?Сознание современных школьников загрязнено негативной информацией, идущей с экранов телевизоров, компьютеров, а иногда из уст сверстников. Мы не можем сразу убрать эту информацию. Но мы можем вносить свет вечных общечеловеческих ценностей в сознание детей. Когда мы вносим эти ценности в нашу жизнь, то негативные качества теряют свою силу и власть над нами и постепенно исчезают. Способы, чтобы достичь спокойствия и преодолеть наши эмоции:1.Практикуйте позитивный настрой каждый день.2.Попробуйте излучать любовь ко всем людям на протяжении дня. 3.Перед тем как лечь спать, потратьте несколько минут на то, чтобы вспомнить что вы сделали за день, и примите решение достичь большего.4.Контролируйте свой гнев.Когда начинаете чувствовать злость, то:-выпейте стакан холодной воды-посмотрите в зеркало
Вывод: Важнейшим условием нравственно-духовного образования в школе является интеграция нравственно-духовного образования и обучения на основе обогащения содержания образования вечными общечеловеческими ценностями и выявления нравственно-духовной составляющей учебного знания. Важно создать в школах атмосферы, пронизанной высоким духом служения обществу, стране, человечеству, чести, справедливости.
Велика роль Учителя «Самопознания» в воспитании подрастающего поколения, «живущего в единстве мысли, слова и дела». В своём выступлении Ш. А. Амонашвили на 11 международных педагогических чтениях в г. Москве в 2012 году подчеркнул, что «надо реформировать не школу, а духовность учителя».Роль учителя самопознания Слова В. А. Сухомлинского этому подтверждение: «Учитель, до тех пор учитель, пока он учится сам».Рольпомогать
Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение , слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интеграция – это слияние в единое целое нравственно-духовного и интеллектуального развития.
«... пустоцветным будет урок, на котором царят факты, решение задач и различные требования, но не заходят в гости добрые эмоции и возвышенные чувства. Трагедия, когда на уроках естествознания нет места «главному естеству» - человеку. Но если учитель, подобно художнику, творчески соединит ум с сердцем, то даже физика может стать «живой наукой самопознания…» Ирена Стульпинене
Пример интеграции на уроке биологии и самопознания. Пчелы и мухи. «Будьте подобны пчелам, которые собирают везде нектар, а не мухам, которые ищут нечистоты. Ищите хорошую компанию, учитесь видеть во всем хорошее. Где бы вы ни были, ищите общество мудрых, благоразумных людей, учитесь извлекать урок из всего, что вас окружает».
Качества необходимые учителю в нравственно – духовном образовании 1.Скромность,чтобы осознавать свои недостатки.2.Систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня;
Классики об учителяхУчитель – самый важный человек в образовании. Для меня хороший учитель дороже всех драгоценностей мира. Ы.АлтынсаринВоспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних. Сократ
«Человек стал человеком потому, что увидел глубину синего неба, отражение солнца в прозрачных капельках росы… Услышал шепот листьев и песню кузнечика… ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».В. А. Сухомлинский1918-1970гг
И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Толстой Лев Николаевич.
«Нас вдохновляет вера, что под крылом милосердия этот мир станет еще лучше и добрее»Сара Алпысовна
Проверяй все сердцем.Спасибо за внимание!!!
Список литературы:Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. Кн.1,2-М.: Амрита-Русь, 2012г.«Самопознание» и др. учебные предметы возможности интеграции содержания и методов обучения. Стульпинене И. Физика языком сердца. Донецк -2008г.2. Мукажанова Р.А.,Омарова Г.А., Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе: учебно-методическое пособие для учителей.-Алматы:ННПООЦ «Бобек», 2013.-176 с. 3. «Самопознание: педагогика любви и творчества» материалы международных педагогических чтений.