Использование методик профессионального самоопределения в работе классного руководителя по профориентации учащихся 8-х классов.
Использование методик профессионального самоопределения в работе классного руководителя по профориентации учащихся 8-х классов. Выполнила:Учитель первой квалификационной категорииМБОУ Лицей №159 Советского района г.КазаниПакшинцева Ольга Александровна Тестирование позволяет:определить свои профессиональные склонности и способностивыявить свойства характера и личностные качества;прояснить уровень развития своих способностей;выбрать отрасль профессиональной деятельности.Профориентационные тесты расширяют кругозор учащихся в мире профессий и определяют его возможное место в нём. предназначен для определения интересов и склонностей человека.Е.А. Климов в своих работах выделяет пять объектов труда, к которым относятся:природа, техника, человек, знаковая система, художественный образ. Субъектом труда является человек. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова «Человек - Природа»;«Человек - Техника»;«Человек - Человек»;«Человек - знаковая система»;«Человек - художественный образ». Существует пять профессиональных категорий: все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством Человек - Природа Агроном; Агрохимик;Микробиолог; Зоотехник; Лесовод; Цветовод; Садовод;Животновод; Пчеловод; Ветеринар. Возможные профессии: Хорошая зрительная память; Наблюдательность; Терпеливость; Готовность работать вне коллективов, и в трудных погодных условиях. Психологические требования все профессии, связанные с созданием, монтажом, ремонтом, сборкой технических устройств Человек - Техника Слесарь;Сборщик;Техник;Механик;Инженер;Электрик;Сварщик. Возможные профессии: Хорошая координация движений; Точное зрительное, слуховое, восприятие; Развитое техническое мышление и воображение; Умение концентрировать внимание;Наблюдательность. Психологические требования все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением Человек - Человек Врач;Продавец;Юрист;Военнослужащий;Милиционер;Экскурсовод;Учитель;Юрист;Тренер. Возможные профессии: Общительность; Доброжелательность, отзывчивость;Умение сдерживать эмоции;Умение улаживать разногласия между людьми; Умение организовывать работу людей. Психологические требования все профессии, связанные с цифровыми и буквенными знаками Человек – Знаковая система Экономист;Программист;Радист;Редактор;Бухгалтер;Финансист;Телефонист. Возможные профессии: Хорошая оперативная и механическая память; Способность к длительной концентрации внимания; Усидчивость; Терпение; Логическое и математическое мышление. Психологические требования все творческие специальности Человек – Художественный образ Возможные профессии: Художник;Фотограф;Музыкант;Дизайнер;Певец;Актер;Архитектор. Художественные способности;Развитое зрительное восприятие; Наблюдательность;Зрительная память; Творческое воображение. Психологические требования Теоретической основой опросника профессионального самоопределения служит теория профессионального выбора, разработанная американским профессором Дж. Голландом. Её суть в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия условия типа личности и типа профессиональной среды. Опросник позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями. 1. реалистический или практический2. интеллектуальный3. социальный4. конвенциальный или стандартный 5. предприимчивый6. артистический. У профессионалов данного типа, в большей степени, преобладают математические способности. Но способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее. Чаще всего люди этого типа выбирают профессию механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Профессионалы данного типа обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических. абстрактных задач.Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Межличностные отношения в структуре деятельности играют незначительную роль. Профессионалы данного типа обладают хорошей реакцией, координацией, развитым восприятием. В достаточной степени развиты коммуникативные способности. Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью. Профессионалы данного типа обладают хорошими вербальными способностями, готовы входить в контакт с людьми (нуждаются в большом количестве контактов). Математические способности развиты слабее.В основном, люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми. Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, обладают хорошей энергией, ориентированы на социальные нормы. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношении мeжду числами, системами условных знаков: бухгалтер, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но обладают достаточно высокими исполнительскими качествами. Профессионалы данного типа обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями.Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочтительной является деятельность, позволяющая проявлять энергию, организаторские способности. Сюда относятся профессии товароведа, директора, журналиста, телерепортера и другие, связанные с руководством, управлением и общением в разных ситуациях с разными людьми, влиянием на убеждения людей. ФИО ученика Профессион. категория (по Климову) Профессион. тип (по Голланду) Выбранные предметы на ОГЭ Олимпиады по предметам Дополнительные занятия, кружки 1. Паракин Александр Человек-знаковая система 80% Интеллектуальный 79% ХимияФизика Химия (победитель)ФизикаГеографияОбщество Увлекается химией, физикой.В планах с 9 класса посещать малый химфак при КФУ. 2.Зайнулина Динара Человек-человек 77%Человек-природа 70% Социальный 76% ОбществоХимия МатематикаБиологияХимияТатарский язык ___ 3. Гайфутдинов Искандер Человек-техника 80% Реалистичекий 79% ФизикаГеография МатематикаФизикаИнформатика
___