Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках физической культуры как средства повышения качества образования


Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках физической культуры как средства повышения качества образования Составитель: Митрофанов Василий Анатольевич должность: учитель физической культурыМБОУ СОШ №98 первая квалификационная категорияЕкатеринбург2016 год «Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и наглядности». Я. Коменский. «Золотое правило дидактики» Человеческая деятельность существует в форме действия или цели действий. По словам психолога С.Л. Рубинштейна, произвольное действие человека – это осуществление цели, и, прежде чем действовать, надо осознать цель, для достижения которой действие предпринимается. Учебная программа по предмету «Физическая культура» для 5-9 классов, разработанная на основе проекта: «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию. Программа предложена академиками РАО А.А. Кузнецовым, М.В. Рыжаковым и членом-корреспондентом РАО А.М. Кондаковым. В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре. Результативность оценивается по трем составляющим: метапредметным, предметным, личностным результатам . Согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования:личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания по предмету;метапредметные результаты – через формирование универсальных учебных действий (УУД).УУД в широком смысле – это «умения учиться», т.е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса . Усвоение материала учащимисяПрактическая педагогика: 99 схем и таблиц/авт.-сост. Н.П. Наволокова, В.Н. Андреева. - Ростов н/Д: Феникс, 2014{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Степень вовлеченности учащихся в процесс обучения Усвоение Слушание5%Чтение10%Вербальное восприятие20%Демонстрирование30%Демонстрирование с пояснением40%Групповое обучение50% Самостоятельное, активное обучение70%Обучение других, немедленное применение90% В течение предыдущего межаттестационного периода 2011-2016 года по результатам аттестации была присвоена первая квалификационная категория и рекомендовано в течение последующего межаттестационного периода уделить особое внимание на уроках физической культуры на обучающихся с III группой здоровья и освобожденных от уроков физической культуры на длительное время, поэтому методической темой моей работы стала: «Организация самостоятельной деятельности на уроках физической культуры как средство повышения мотивации и качества образования обучающихся» Объект - процесс формирования общеучебных умений и навыков в процессе использования технологии организации самостоятельной деятельности обучающихсяПредмет - условия реализации самостоятельной деятельности школьника на уроках физической культуры Таким образом, актуальность работы обусловлена:Знания, умения, убеждения нельзя передать от преподавателя к обучающемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений, навыков и понятий.Необходимостью в формировании основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся, является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями.Необходимость взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования учащимися освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, в режиме дня и самостоятельных занятиях физическими упражнениями. По данным опроса обучающихся разных годов обучения о влиянии субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих их к самостоятельным занятиям и к активной физкультурно-спортивной деятельности, можно судить по данным следующей таблицы:Субъективные факторыКлассIVVIIIXXIУдовлетворение57,850,143,516,8Соответствие эстетическим вкусам51,72,330,421,9Понимание личностной значимости занятии37,624,017,58,3Понимание значимости занятий для коллектива34,022,814,19,6Понимание общественной значимости занятий30,921,312,67,4Духовное обогащение13,210,45,63,1Развитие познавательных способностей12,99,87,16,2 Цель аналитической деятельности: Создание условий для определения степени эффективности используемых приемов технологии организации самостоятельной деятельности обучающихся 5-11 классов для повышения качества знаний на уроках физической культуры Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:Изучить нормативно-правовые документы регламентирующие внедрение ФГОС; Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования; Определить уровень сформированности навыков самостоятельной работы на уроках физической культуры; Исследовать степень самостоятельности учащихся в овладении знаниями и умениями, формировании своего мировоззрения; Исследовать способность учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания, умения, навыки в учении и практической деятельности; Выбрать и апробировать приёмы организации самостоятельной работы обучающихся; Проанализировать результаты работы. Помимо основной цели самостоятельная работа направлена на решение следующих дидактических задач: Мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;Повысить ответственность обучающихся за свою учёбу;Научить обучающихся самостоятельно добывать знания из различных источников;Совершенствовать способность развитию навыков и умений самообразовательной, исследовательской и творческой деятельности обучающихся;Формировать у обучающихся системное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных творческих заданий по учебным дисциплинам и т.п. Успех самостоятельной учебной работы учащихся зависит от соблюдения следующих дидактических требований:1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. 2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. 3. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы.4. Для самостоятельной работы в большинстве случаев нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениям и навыками различным учащимися требуется разное время.6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. 7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс.8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание и изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний и умений.




Приемы организации самостоятельной деятельности:Физорг самостоятельно проверяет готовность класса перед урокомСамостоятельно сформулировать тему урока, составить план занятия (с помощью учителя)Самостоятельно провести разминку (разминка зависит от темы урока, проводит один, по кругу с каждого по одному упражнению на разминку и т.д.)Самостоятельное занятие по группам (в зависимости от темы урока), индивидуально (ДЦП, 3 гр., ОВЗ) Самостоятельно подготовить и провести урок физической культурыСамостоятельное судейство на урокеСамостоятельная оценка выполнения упражнений других обучающихсяСамостоятельное планирование, организация и проведение физкультурно-спортивных мероприятий, соревнованийСамостоятельная проектная деятельность (доклады, рефераты, презентации)Домашнее задание Приемы организации самостоятельной деятельности:Проведение урока в 10-11 классеУтренняя зарядка по пятницам Внеурочная деятельность:Согласно ФГОС НОО и ООО: «Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в ходе организованных занятий по спортивно-оздоровительному направлению».Создание ШСК «Победитель» МБОУ СОШ №98: внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую, познавательную и физическую активность, реализовывать свои лучшие личностные качества. 18Познавательный Сформированность регулятивных и коммуникативных действий элементы целеполаганияконтроль своих и чужих действий планирование общей работы умение услышать партнера распределение обязанностейследование замыслу и планувыбор средств, в т.ч. ИКТпредставление работыоценка работыразрешение конфликтапоиск, отбор и обработка информации из нескольких источ-ников, постановка вопросов, привлечение личного опытаКонструкторскийСоциальныйИсследовательскийнавыки конструкторской деятельности, отбор информации,привлечение личного опытаначальные формы рефлексии, рассуждение, обобщение,эмпатия, установление связей, привлечение личного опытапостановка вопросов, фиксация, обработка и визуализацияданных, привлечение личного опыта








Овладение системой учебных действийс изучаемым учебным материаломспособность к решениюучебно-познавательных иучебно-практических задач личностные:самоопределениесмыслообразованиеморально-этическая ориентацияметапредметные:саморегуляциякоммуникацияпознавательная деятельность предметные:освоение системати- ческих знаний, преобразование, при- менение и самостоя- тельное пополнение знаний Результативность деятельности обучающихся представлена через участие в олимпиадах, соревнованиях и спортивных мероприятиях: 2013 г. участие в «Смотре строя и песни-2014» среди 6 классов Железнодорожного района г. Екатеринбурга, 1 место; 2014 г. участие в «Смотре строя и песни-2014» среди 6 классов Железнодорожного района г. Екатеринбурга, 1 место; 2015 г. участие в соревнованиях среди учащихся Свердловской области по спортивному туризму «Героическая эстафета», 1 место; 2015 г. участие в Лыжном биатлоне среди сборных команд обучающихся Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, 1 место; 2015 г. участие в соревнованиях Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга по футболу «Футбольная страна-2015», 2 место; 2016 г. участие в Лыжном биатлоне среди сборных команд обучающихся Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, 1 место; 2016 г. участие в городских соревнованиях «ЕМК: умный и спортивный» по Дартсу на призы ГАПОУ СО «ЕМК», 1 место; 2016 г. участие в городских соревнованиях «ЕМК: умный и спортивный» в городских соревнованиях по баскетболу на призы ГАПОУ СО «ЕМК», 1 место; 2016 г. участие в соревнованиях по легкой атлетике среди учащихся 10-х классов Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, 1 место. Качество знаний по физической культуре за 2011-2016 учебные годы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Учебный годКоличествоучащихсяУспеваютНеуспеваютКачество знаний2011/2012Кол.1431430 %1000762012/2013Кол.1501501 %99,30,7782013/2014Кол.1441440 %1000882014/2015Кол.1481471 %99,60,4902015/2016Кол.1541540 %100091 Качество знаний по физической культуре за 2011-2016 учебные годы Доля обучающихся (выпускников в %) получивших положительные отметки по итогам года Доля обучающихся (выпускников в %) умеющих извлекать информацию из различных источников Доля обучающихся (выпускников в %) умеющих осознавать необходимость доброго, уважительного и спортивного отношения между партнерами Доля обучающихся (выпускников в %) принимающих участие в физкультурно-спортивных мероприятиях и соревнованиях Для оценки уровня сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности учащихся использованы диагностические таблицы Жильцовой Е. И. (Результаты мониторинга первого этапа эксперимента по модернизации структуры и содержания общего образования). Собственная деятельность представлена:Активно участвую в работе школьного методического объединения учителей естественнонаучного цикла; Создал свой раздел на сайте МБОУ СОШ № 98; Организовал ШСК «Победитель» МБОУ СОШ № 98;Организовал и провел городской семинар для учителей физической культуры на тему: «Организация работы школьного спортивного клуба как фактор развития здорового образа жизни и привития навыков к систематическим занятиям физической культурой и спортом у обучающихся и их родителей» в 2016 году; Опубликовал на сайте «Инфоурок» методическую разработку «Алгоритм создания Школьного спортивного клуба (свидетельство № ДБ-087954 от 18.05.2016 г), Опубликовал на сайте «Мультиурок» статью «Алгоритм действий и нормативная документация по созданию Школьного спортивного клуба» (свидетельство № MUF422425 от 22.06.2016 г.). В работе по методической теме было сделано следующее: Созданы условия для определения степени эффективности используемых приемов технологии организации самостоятельной деятельности, подобраны формы, методы и приемы взаимодействия с обучающимися, обеспечено широкое использование ИКТ и внеурочной деятельности обучающихся 5-11 классов для повышения качества знаний на уроках физической культуры.Выделены критерии оценки эффективности предлагаемой системы, такие как: положительная динамика качества знаний по предмету, уровень сформированности познавательных учебных действий школьников. Имею награды:- 2014 г., Диплом Отдела образования Администрации Железнодорожного района «Достойные сыны отечества - 2014»;- 2014 г., Грамота Управления образования Администрации г. Екатеринбурга;- 2014 г., Грамоты Президиума Орджоникидзевской районной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ;- 2015 г., Грамота ГАУДО СО «Дворец молодежи»;- 2016 г., Благодарственное письмо ГАПОУ СО «ЕМК». Сведения о повышении квалификации:- 2016 г., Профессиональная переподготовка в ООО Учебный центр «Профессионал», г. Москва, по программе «Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации», учитель физической культуры, 600 ч.;- 2016 г., ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», «Формирование метапредметных и предметных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования», 24 ч.;- 2014 г., ГБОУ ДПО СО «ИРО», «Преподавание предмета «Физическая культура» в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования», 108 ч. Цели на следующий межаттестационный период: Создание условий для успешного развития личности каждого учащегося с учетом его возможностей, интересов и склонностей Формирование сознания важности и необходимости сохранения и укрепления здоровья Формирование компетентности учащихся и их социальное развитие Выработка креативности – способности к творческому решению проблем, возникающих в различных опасных и чрезвычайных ситуациях Развитие инициативности обучающихся Развитие познавательной мотивации обучающихся к предмету



Задачи на следующий межаттестационный период:- изучение современных педагогических технологий и возможности их применения на уроках физической культуры- развитие познавательной и творческой активности с использованием современных педагогических технологий и ИКТ-технологии (использование презентаций, электронных образовательных ресурсов различных типов и видов, видеоматериалов, Интернет-ресурсов);- продолжение систематизации накопленных материалов к урокам; Приобщение школьников к физической культуре – важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье. Спасибо за внимание!