Презентация Технология развития критического мышления на уроках естественного цикла
Технология развития критического мышления на уроках естественных дисциплин, как средство формирования функциональной грамотности.Подготовила: Давтян Жульетта Карленовна МАСТЕР-КЛАСС Учение без мысли - напрасный труд. КонфуцийМышление - это новое сотворение мира. Альбер Камю Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно, если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение. Джек Лондон Толковый словарь Способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам «Критическое мышление» Это американская технология. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться. Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом. Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Результаты ТРКМ формирование нового стиля мышления; развитие базовых качеств личности;формирование культуры чтения и письма;формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;запуск механизмов самообразования и самоорганизации. . Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности, учится решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности т.е. предполагает развитие функциональной грамотности учащегося являющееся требованием времени. Цель технологии Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучаемых в образовательный процесс. Критическое мышление способствует: Облегчает понимание различных «взглядов на мир»Позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности Взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми Создавать базу для новых типов человеческой деятельности. Социокультурный контекст в реальной жизни основой является идея воспитания граждан открытого общества (учебный процесс связывается с жизненными ситуациями, решением тех задач, с которыми человек сталкивается ). Технологический контекст модель из трех стадий: 1)Вызов – актуализация знаний обучаемых перед изучением новой темы; 2)Осмысление – поиск информации для решения поставленной задачи на стадии вызова; 3)Рефлексия – размышление о том, что учащиеся узнали в процессе поиска изучения нового материала. Методический контекст совокупность методик, включающих приемы по видам учебной деятельности независимо от предметного содержания (триединая основа технологии (вызов – осмысление – размышление) задает последовательную структуру занятия и определенное сочетание конкретных методических приемов). Структура технологии Вызов (его присутствие на каждом занятии обязательно), позволяет:Актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающегося знания по данной теме или проблеме;Вызвать устойчивый интерес к изучаемой проблеме, мотивировать к учебной деятельности; побудить обучающегося к активной работе на занятии и вне его. Структура технологии Осмысление позволяет:Получить новую информацию;Осмыслить ее;Соотнести с уже имеющимися знаниями. Структура технологии Рефлексия позволяет оценить:Целостное осмысление, обобщение полученной информации;Присвоение нового знания, новой информации учеником;Формирование у каждого обучающегося собственного отношения к изучаемому материалу. Основной методический прием моего мастер-класса - это прием «Написание Синквейна». На уроках биологии предлагаются следующие способы работы с синквейнами:Составление нового синквейна.Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.Коррекция и совершенствование готового синквейна.Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определениеназвания этого синквейна. «Написание СИНКВЕЙНА» В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Написание синквейна — это рефлексивное осмысление накопленной информации, форма свободного творчества по определенным правилам. Методика синквейна позволяет сформировать четкое представление об определенном понятии, сформулировать свое отношение к нему. СИНКВЕЙН 1. УЧИТЕЛЬ2. Два прилагательных (признаки понятия)3. Три глагола (действия, связанные с понятием)4. Одно предложение, отражающее суть понятия5 С кем можно сравнить? УЧИТЕЛЬОПЫТНЫЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙНАБЛЮДАЕТ, ЗАМЕЧАЕТ, ОТКРЫВАЕТВСЕ САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ И ЛУЧШЕЕ В ГЛУБИНАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИИССЛЕДОВАТЕЛЬ УЧИТЕЛЬЗНАЮЩИЙ И ЛЮБЯЩИЙЗАБОТИТСЯ, ОБЕРЕГАЕТ, ВОСХИЩАЕТСЯДУШЕВНОЙ КРАСОТОЙ РЕБЕНКА, НЕ ОБИЖАЯСЬ НА КОЛЮЧИЕ ШИПЫЦВЕТОВОД УЧИТЕЛЬНАСТОЙЧИВЫЙ И ТЕРПЕЛИВЫЙВЫБИРАЕТ, СОСТАВЛЯЕТ, ФОРМИРУЕТИЗ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ НЕПРОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КРАСОЧНЫЙ КОВЕРТКАЧ Будем вкладывать в слово УЧИТЕЛЬ высокий смысл. Пусть возвышенное представление о нем и не совсем согласуется с повседневным, земным образом учительницы, но не все, же будни, да будничное… УДАЧИ ВАМ ВО ВСЁМ, ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!