Повышение профессиональной компетентности педагогических работников МБОУ ДОД «Детская Экологическая станция» в области исследовательской деятельности


Повышение профессиональной компетентности педагогических работников МБОУ ДОД «Детская Экологическая станция» в области исследовательской деятельностиг. Новый Уренгой2015 г. С 5 по 10 ноября 2013 года МБОУ ДОД "Детская Экологическая станция" организовала и провела курсы повышения квалификации педагогических работников по теме: "Обновление содержания и методика преподавания предметов естественнонаучного цикла", посвященных исследовательской деятельности учащихся в эколого-гуманитарном направлении. Преподаватели курсов:Смирнов Иван Алексеевич (к.б.н., методист ГБОУ ДПО "Городской методический центр", г. Москва ). Обухов Алексей Сергеевич (профессор, к.пс.н., зав. кафедрой психологии образования Московского педагогического государственного университета, г. Москва) Курсы проходили на базе МБОУ Гимназия. Участниками курсов стали 45 педагогических работников из школ № 3, 4, 8, 9, 12, 13, 17, Земля родная и Гимназия г. Новый Уренгой, (р-н Лимяяха), школы №3 г. Губкинский, школы № 2 г. Муравленко; педагоги дополнительного образования детей МБОУ ДОД "Детская Экологическая станция" и МБОУ ДОД "Дом детского творчества " г. Новый Уренгой. СОДЕРЖАНИЕ курсов повышения квалификации№Наименование разделов, тем1.Методология организации учебно-исследовательской деятельности1.1Виды творческой деятельности1.2Соотношение понятий проект и исследование1.3Организация проектно-исследовательской деятельности1.4Формы представления итоговой работы школьника1.5Положение о конференции учебно-исследовательских работ школьников1.6Рецензирование итоговой работы школьника1.7Тренинг "Написание рецензии на учебно-исследовательскую работу школьника"1.8Критерии оценки учебно-исследовательских и проектных работ школьников1.9.Организация экспертного сообщества и работы конкурсной комиссии1.10Тренинг "Работа экспертами на мини-конференции" 2.Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в естественно-научной и гуманитарной сферах2.1Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в эколого-биологическом направлении2.2Использование сенсорно-измерительных систем при организации исследовательских работ школьников2.3Методы изучения птиц2.4Методы изучения млекопитающих 2.5Методы геоботанических и ботанических исследований2.6Методы изучения насекомых2.7Организация биологического мониторинга2.8Тренинг – выбор темы. Постановка цели и задач исследования. Выбор методики.3.Организация учебно-исследовательской деятельности в гуманитарной сфере3.1Исследование как способ развития образа мира и образа себя в мире3.2Образование как форма диалога с миром, с другим, самим собой3.3Направления исследования человека в пространстве культуры3.4Методы исследования в гуманитарной сфере3.5Проблемы построения и проведения исследований в гуманитарной сфере3.6Особенности проведения исследований в гуманитарной сфере на разных этапах организации3.7Моделирование исследований в области психологии3.8Моделирование исследований в области этнологии и социальной антропологии3.9Моделирование исследований в области краеведения3.10Методы визуальной антропологии 4.Психолого-педагогические основы организации и сопровождения учебно-исследовательской деятельности учащихся4.1Построение исследовательской деятельности учащихся с учетом психологических детерминант развития4.2Возрастно-нормативная модель развития исследовательской деятельности учащихся на разных ступенях образования4.3Развитие одаренности и способностей учащихся в условиях исследовательского обучения4.4Моделирование социального пространства образования в рамках исследовательской экспедиции4.5Моделирование социального пространства образования в рамках исследовательской школы и на конференции5.Итоговая аттестация в форме конференции5.1Анализ выполнения учебной программы «Обновление содержания и методики преподавания предметов естественнонаучного цикла в современной школе». В рамках курсов состоялась научно-практическая конференция "Исследовательская деятельность учащихся - реалии и перспективы«, на которой свой опыт обобщили и представили педагоги Детской Экологической станции: Трубникова А.С., Никитина С.В., заместитель директора Хабибулина А.Р., директор Липецкий Г.В. Всем слушателям курсов были выданы удостоверения ГАОУ ДПО Ямало-Ненецкого автономного округа «Региональный институт развития образования». 1 марта 2014 года в рамках III Ямало-Ненецкого окружного тура Всероссийских Чтений им. В.И. Вернадского состоялся окружной семинар "Компетентностный и субъектно-деятельностный подходы в образовании: перспективы развития исследовательской деятельности учащихся "Семинар проходил на базе МБОУ Гимназия. В работе первой части семинара приняли участие 117 человек (заместители директоров и учителя общеобразовательных учреждений, педагоги дополнительного образования детей) из Нового Уренгоя, Надыма и Надымского района, Ноябрьска, Губкинского, Муравленко, Салехарда, Красноселькупа, Пуровского, Тазовского и Ямальского районов. Семинар начался с лекции А.В. Леонтовича, в ходе которой были рассмотрены специфика предметных, метапредметных, личностных результатов обучения, различия в компетентностном и субъектно-деятельностном подходе к образованию, а также принципы диагностики личностных результатов обучения.А.В. Леонтович – канд.псих.наук, директор ДНТТМ МГДД(Ю)Т В рамках практического занятия «Педагогическое проектирование исследовательской деятельности учащихся на примере работ-победителей конференций исследовательских работ» , состоялись выступления педагогов (всего было заслушано 8 сообщений) – руководителей исследовательских работПедагоги активно участвуют в обсуждении, задают вопросы, консультируются По итогам окружного семинара и III Ямало-Ненецкого окружного тура Всероссийских юношеских Чтений им. В. И. Вернадского состоялся круглый стол, который собрал всех экспертов Чтений и педагогов-руководителей исследовательских работ, на нем произошел конструктивный обмен мнениями по особенностям программы Чтений, порядку проведению рецензирования и экспертизы. Круглый стол явился важнейшим элементом в формировании единых представлений на проведение конференции.Круглый стол (эксперты отвечают на вопросы, дают рекомендации и т.п.) Всем участникам семинара были выданы электронные сертификаты участников, заверенные печатью Ямало-Ненецкого окружного отделения Общероссийского общественного Движения творческих педагогов "Исследователь" . 16 апреля в Детской Экологической станции города Новый Уренгой состоялся окружной учебно-исследовательский практикум эколого-биологической направленности «Узнай! Исследуй! Сохрани!», в котором приняли участие 22 учащихся из МБОУ СОШ №7 города Ноябрьска, МБОУ ДОД «Детская Экологическая станция» и МБОУ Гимназия города Новый Уренгой. Мероприятие было организовано и проведено в рамках плана деятельности МБОУ ДОД «Детской Экологической станции» и Ямало-Ненецкого окружного отделения Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» с целью повышения интеллектуального и личностного развития обучающихся ЯНАО, участвующих в исследовательской деятельности, а также формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений, обучающихся, педагогов и ученых ЯНАО. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Владимир Солодков прочитал лекцию на тему: «Жизнь и творчество В.И. Вернадского – формирование позиции современного исследователя», в которой раскрыл удивительный образ ученого и гражданина своей страны, путь мысли, широту взглядов, смелые идеи и планы которого должны стать образцом для подражания, предметом обсуждения и частичкой культурного багажа молодого поколения. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Невооруженным глазом невозможно разглядеть удивительный мир, который на самом деле окружает нас постоянно, так считает педагог ДЭС Светлана Никитина, которая провела практикум «Мир под микроскопом лишайников» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}На практикуме «Морфология высших растений» Анна Хриптун познакомила юных исследователей с методикой определения морфологических признаков высших растений.Практикум «Зоология позвоночных» под руководством Анны Трубниковой был посвящен изучению особенностей экстерьера домашних и декоративных животных. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Просмотр Детской Экологической сказки «Сон в зимнюю ночь»Общение за чашкой чая {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Учебно-исследовательский практикум «Узнай! Исследуй! Сохрани!» – мини-конференция мини - конференцияПо итогам семинара всем участникам были вручены сертификаты.Экскурсия в музей истории ООО "Газпром добыча Уренгой"