Презентация для родительского собрания Профилактика суицидального поведения подростков
МБОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметовРодительское собрание«Профилактика суицидального поведения»г. Сургут 2017 г.Педагог-психолог: Желтухина Татьяна Николаевна
Суицид занимает 13-е место среди причин смерти во всем мире, причем частота этого явления постоянно растет.У подростков в возрасте от 15 до 19 лет среди причин смерти суициды занимают 3-е место.Каждый 12-й подросток совершает попытку суицида.
Суидид – преднамеренные действия человека в отношении самого себя, приводящие к гибели. Суицидальная попытка (парасуицид) – несмертельное умышленное самоповреждение, которое нацелено на достижение желаемых субьектом изменений за счет физических последствий. Суицидальное поведение – стремление человека покончить жизнь самоубийством.
Прямое суицидальное поведение – суицидальные мысли, суицидальные попытки и завершенные суициды.Непрямое суицидальное поведение – подросток бессознательно подвергает себя риску, опасному для жизни, не имея при этом желания умереть. (шрамирование, зацепинг, аутоагрессия, КЛАССИФИКАЦИЯ суицидального поведения:
Возрастные особенности суицидального поведения подростков:Конфликтные отношения с родителями или с учителями;Психическая депривация (Ощущение отсутствия личностных потребностей, смысла жизни и, соответственно, целесообразности существования);Разрыв или ссора с партнером (близкая дружба, первая любовь).
Факторы суицидального риска:Конфликты в семье и распад семьи;Жестокое обращение в семье; Крушение романтических отношений;Семейные мифы: рассказ о родственниках совершивших самоубийство; если бы ни ты, то …; ты появился по глупости… и т. д.Игры в интернет-группах на самоубийство;Употребление ПАВ (психо-активные вещества);Самоубийство из подражания;Депрессивное состояние;Чувство безнадежности;Тревожное состояние;Трудности в усвоении учебной программы;Суицидальные попытки и суицидальное поведение в прошлом;Психическое заболевание и/или расстройство личности.
Признаки суицидального поведения:Уход в себя;Активная предварительная подготовка;Капризность, привередливость;Раздача (своих вещей) подарков окружающим;Депрессия;Агрессивность;Нарушение аппетита, нарушения сна;Психологическая травма;Резкие (контрастные) перемены в поведении;Угрозы.
Способы информирования о намерении суицида:Прямое устное сообщение;Косвенное устное сообщение;Прямое невербальное информирование(частые , беспричинные слезы; нехарактерное поведение: замкнутость).
Поведенческие маркеры (СИГНАЛЫ) то, что является нехарактерным для обычного поведения этого подростка:Склонность к неоправданно рискованным поступкам.Безразличное отношение к себе.Пессимистическая оценка своего прошлого.Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния. Физические изменения в организме (повышенная болезненность, нарушения гигиены).Тревога.Страх.Тоска.Тоскливое (постоянное по поводу и без повода) выражение лица.Капризность.Скука.Брюзжание.Гипомимия (повышенная, часто неестественная мимика).Амимия (отсутствие мимических реакций).Тихий монотонный голос.Ускоренная экспрессивная речь.Общая двигательная заторможенность.Двигательное возбуждение.Активное взаимодействие с окружающими.
Словесные маркеры (высказывания ребенка):Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях:Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;Уверения в своей беспомощности и зависимости от других;Прощание с окружающими; (Скоро всем вам без меня станет лучше, легче…)Самообвинения;Сообщение о конкретном плане суицида.
Степени суицидального риска:1. Незначительный риск – есть суицидальные мысли без определенных планов;2. Риск средней степени – есть суицидальные мысли, план без сроков реализации;3. Высокий риск – есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого.
Что могут и должны увидеть родители: В первую очередь: изменения настроения, питания, изменения сна;изменения в отношении к своей внешности; самоизоляция; интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т.п.);нежелание и отказ посещать кружки, спортивные секции, школу (в том числе учащение прогулов);серьезные изменения в состоянии здоровья (частые головные боли, обмороки, приступы, истерики, частые простуды, и др.).
Что могут увидеть педагоги: Изменение внешнего вида; Самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности;Ухудшение работоспособности; Небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при том, что ранее было бережное отношение);Частые прогулы (отсутствие на определенных уроках);Резкие и необоснованные вспышки агрессии;Рисунки на тему смерти на последних страницах тетрадей;Тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п.Эти же темы в стихах, которые пишет самостоятельно или читает.
Что могут увидеть сверстники: Самоизоляция (перестает общаться с теми с кем общался всегда и со всеми вообще); Резкие перепады настроения (несвойственные подростку ранее);Повышенная агрессивность, аутоагрессия (в том числе в высказываниях); Изменения внешнего вида;Интерес к теме смерти (способам самоубийства);Уныние, изменение интересов…
Интернет-угрозыВ контактегруппа «РАЗБУДИ МЕНЯ в 4:20»«#f57 #f58#тихийдом#рина няпока #киты #морекитов»
Родительский контроль (наименование программ)Kaspersky Safe KidsEset Parental ControlSkyDNS
Подросток нуждается в особом типе взрослого человека, с которым он может общаться, который будет понимать его, даже когда подросток сам не понимает себя, который будет любить его и проявлять к нему терпимость, даже тогда, когда кажется, что его больше никто не любит…
Полезная информацияДетский телефон доверия, работающий под единым общероссийским номером (бесплатно, круглосуточно) 8-800-200-122 «Дети Онлайн» консультирование по вопросам: Как оградить детей от негативного контента, преследования, шантажа, домогательства в Интернете? (Бесплатно, с 09-00 до 18-00 по рабочим дням) 8-800-250-00-15
МКУ «Центр диагностики и консультирования»Запись на консультацию психолога по тел. 52-59-54.Адрес: г. Сургут, ул. Декабристов, 16
МБОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметовКабинет 310/2Педагоги-психологи: Желтухина Татьяна Николаевна рабочие дни 8.00 – 14.30Сайдашева Люция Шайхулловна рабочие дни 11.00 – 17.30Кабинет 212Социальные педагоги:Титаренко Наталья Николаевна рабочие дни 8.00 – 17.00Куликова Людмила Евгеньевна рабочие дни(понедельник, вторник, среда) -12.00 – 18.00
Источники:forum.schoolpress.ru/article/10/704festival.1september.ru/articles/501655/centercep.ru › Статьи › Клиническая психология и психотерапияmednet.ru/images/stories/files/zosh/profilaktika_suizida.pdfnsportal.ru/vuz/psikhologicheskie.../profilaktika-suitsidalnogo-povedeniya-deteygym201s.mskobr.ru/files/programma_profilaktiki_suicida.pdf