Презентация Формирование мыслительной деятельности на уроках географии через формирование географических образов
Инновационный проект учителя географии МОБУ «Амосовcкая СОШ»Кашкиной Ирины Александровны Географическая культура Методы географического исследования Географическое мышление Географический язык Географическая картина мира Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.Федор Иванович Янкович Формированиемыслительнойдеятельности на урокахгеографии через формирование географических образов Тема: выявить возможности и приёмы развития мыслительной деятельности обучающихся в ходе изучения предмета география Цель проекта: 1. Рассмотреть понятия «географическая культура», «географическое мышление» применительно к школе.2. Разработать приёмы и пути формирования познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.3.Организовать учебную деятельность, так, чтобы обучающийся занимал активную позицию в познавательном процессе (приобретение опыта творческой деятельности, самостоятельный поиск знаний посредством выполнения различных заданий, создания проектов). Задачи: Формирование мотивационно-ценностного отношения к географической среде как культурно-историческому феномену; создание целостного образа географической действительности; сочетание разнообразных форм и методов обучения, включающих средства эмоционального, чувственного отражения географического знания; соотношение усвоения географических знаний с деятельностью. Географический образ Географическое мышление Умение видеть пространственные различия, отражать их на карте Выяснение причины этих различий, соединение их в единый образ Приёмы по формированию ГО направлены на: на активизацию мыслительного процесса;на развитие логического мышления с помощью вопросов географического характера;на развитие аналитических навыков;на активизацию познавательной деятельности через выполнение самостоятельных заданий. ТЕМА «Латинская Америка» (11 класс)«На основе представленных фотоиллюстраций стран Латинской Америки определите отличия в образе жизни населения горных и равнинных стран». а) Ла-Платские страны (Уругвай) б) Адские страны (Перу) ТЕМА «Индия» (7 класс)«В центре Калькутты на улицах и на площадях столпотворение; много автомобилей, дорогу им преграждают большие белые коровы; трамваи, вереницы велосипедистов, тележки, причём седоки сидят на скамеечке спиной к лошади, поток рикш, которые обливаются потом. Огромные здания банков, рядом лачуги. Многие семьи живут на улицах…» ТЕМА «Страны Африки» (11 класс)«Cравните описания стран Северной и Тропической Африки. Определите, какие особенности этих регионов способствовали формированию такого образа жизни». «Как разительно отличается Чёрная Африка от арабской. Арабы мало подвижны и величавы, их жесты скупы, плавны, медленны чаще всего их видишь сидящими в лавках, в мечети или в седле. В сидячей позе они молятся, сидя беседуют шейхи, просят подаяние нищие, сидя работают ремесленники и не встают даром со своих мест дородные торговцы золотом, серебром, коврами. Иные ритмы правят Тропической Африкой. Тут не встретишь всадника, тут все – пешеходы, отмахивают бесконечные мили с тяжёлой ношей на голове. Торговать предпочитают стоя, чтобы сразу принять старт, ибо за покупателем, положено бегать, требуя «настоящей» цены, весь торговый ряд в беспрестанном движении…» ТЕМА «Природа Австралии» (7 класс)Проанализируйте и объясните с точки зрения географии поэтические обороты в данном стихотворении.Австралия – страна наоборот,Она располагается под нами.Там, очевидно, ходят вверх ногами.Там наизнанку вывернутый год.Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июне лето.Там протекают реки без воды,Они в пустыне пропадают где-то.Там в зарослях следы бескрылых птиц,Там кошкам в пищу достаются змеи,Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют.Деревья сами лезут из коры,Там кролики страшней, чем наводненье,Спасает юг от северной жары,Столица не имеет населенья.Австралия – страна наоборот,Её исток на лондонском причале,Для хищников дорогу расчищалиИзгнанники и каторжный народ.Австралия – страна наоборот. Г.Усова ТЕМА: «Население России» (9 класс)Провести опрос у жителей своей улицы 1. Выявить количество проживающих по полу и возрасту.2. Осуществить расчеты.А) сколько мужчин,Б) сколько женщин,В) распределить по возрастам.3. Проанализировать сложившуюся ситуацию по следующим параметрам.А) Кого больше мужчин или женщин, в общем, по отдельным возрастным категориям.Б) ответить на вопрос почему. 1. Представить отдельную страну (регион) с различных позиций:а) туриста; б) бизнесмена; в) эколога; г) политика.2. Составить маршрут экскурсии по одной из стран зарубежной Европы, отражающий основные особенности природы и хозяйственной деятельности населения с использованием дополнительной литературы, открыток, альбомов, слайдов. Составить экскурсионный маршрут по Австралии(Южной Америке), отражающий природные особенности данного материка.3. Какой город США является его «экономической», «автомобильной», «авиаракетнокосмической», «нефтехимической» столицами, «столицей самолётостроения» и «столицей новостей».4. Можете ли вы привести примеры «молочного», «пшеничного», «кукурузного», «ананасового», «яблочного», «хлопкового» штатов. Визитная карточка страны 1) площадь; 2) использование территории; 3) численность населения; 4) где живут люди; 5) где они работают; 6) что страна производит и экспортирует; 7) столица; 8) государственный флаг; 9) форма правления; 10) форма административно-территориального устройства. Использование интерактивных карт «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».В. Ключевский