Коплексная система использования ИКТ в работе над коррекцией психологической базы у детей с ОНР
Педагогический проектКомплексная система использования информационно-коммуникационных технологий в работе над коррекцией психологической базы речи у детей с общим недоразвитием речиучитель-логопед МБДОУ ДСКВ №90 «Айболит»Евгения Юрьевна Плехановапервая квалификационная категория***2011 год
преобразование среды обучения «…для достижения нового качества образования будет осуществляться …оптимизация методов обучения…»Компьютерные технологии должны стать в детском саду ядром развивающей предметной средыУсловие повышения качества образования - активное развитие информационного пространства и информационных технологий в обучении.Социальный заказ общества. «Социальный» портрет выпускника ДОУ: любознательный, активный, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности и необходимыми умениями и навыками.Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г.ФГТПриоритетная задача применения ИКТ в дошкольном образованииКонцепция внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г.педагогического проекта Обоснование необходимости
54321Противоречия недостаточной разработанностью Методических аспектов T коррекции психологической базы речи;между необходимостью обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу детям с ОНР, при котором страдает и психологическая база между необходимостью индивидуализации обучения в коррекции мотивационной сферы у детей с общим недоразвитием речи недостаточной разработанностью методик и технологий, способствующихповышению самооценки ребенка с речевым дефектом, выявлению его личностных ресурсов и созданию ряда ситуаций, в которых он почувствовал бы себя успешным;между доказанной оптимизацией и высокой эффективностью образовательного процесса на основе ИКТрезультатами исследований, доказывающих отрицательное влияние безграмотного применения медийных продуктов на динамику развития детей, а также недостаточной разработанностью вопроса создания здоровьесберегающей среды при работе дошкольника с ПК;между необходимостью повышения ИКТ-компетентности участников коррекционного процесса для решения проблемы использования ИКТявной недостаточной разработанностьюв методической и информационной составляющихмежду необходимостью использования ИКТ в коррекционной работе и отсутствием методик применения компьютерных программ в работе по преодолению речевых и неречевых нарушений у дошкольников с ОНР;2345
Актуальность НА ОСНОВЕОПРЕДЕЛЯЕТСЯважностью и своевременностью: модернизации коррекционного процесса, оптимизации работы по коррекции базовых психических функций и мотивационного компонента деятельностивключения ЭОР нового поколения в логопедическую практику работы с детьми, имеющимиобщее недоразвитие речисоздание необходимой специальной Методически обоснованной компьютерно-развивающей предметной средыпедагогического проекта
создание комплексной системы использования информационно-коммуникационных технологий в работе над коррекцией речевых и неречевых нарушений у детей с ОНР Цельпедагогического проекта
123456Осуществить анализ нормативно-правовой документации, методической и специальной литературы по проблеме использования ИКТ в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.Осуществить анализ уровня сформированности языковых средств, анализ характера сформированности психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия) и степени сформированности мотивационной готовности к логопедическим занятиям и исправлению речевого дефекта у детей с ОНР.Создать комплексную систему использования ИКТ по преодолению речевых и неречевых нарушений, основанную на принципах здоровьесбережения и адекватности коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющих общее недоразвитие речи.Спроектировать модель индивидуальной коррекционной программы использования компьютерно-опосредованных технологий по коррекции базовых психических процессов у детей с общим недоразвитием речи.Апробировать и внедрить комплексную систему использования ИКТ по коррекции базовых психических процессов у детей с ОНР.Формировать у субъектов коррекционно-образовательного процесса ИКТ-компетентность, в том числе, безопасного использования ИКТ с точки зрения возрастной физиологии, а также уточнение и углубление знаний в вопросах профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста.57Выявить эффективность комплексной системы работы по коррекции психологической базы речи у детей с общим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникационных технологий.Задачипедагогического проекта
Объект, предмет, гипотеза. Предмет:процесс коррекции психологической базы речи, мотивации у детей с ОНР средствами компьютерно- опосредованных технологий.Гипотеза: есть возможность предположить, что комплексная система по использованию ИКТ позволит оптимизировать процесс логопедической работы и добиться качественных изменений в формировании и коррекции речевых и неречевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи.Объект: базовые психические процессы, мотивационный компонент деятельности у детей с ОНР.педагогического проекта
Ключевые понятияОбщее недоразвитие речиПсихологическая база речиМультимедиа технологииИКТ-компетентность Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)Мотивационный компонент деятельности Нарушения речи Коррекция нарушений речи Оптимизация коррекционного процесса Мотивация
Концептуально-методологические основы Методологическая основа проектаПринципы проекта общее недоразвитие речи является системным нарушением и затрагивает все речевые компоненты (Т.Б.Филичева, .В.Чиркина); существует прямая зависимость между состоянием речевой компетентности и уровнем развития психологических предпосылок речи (П.Я.Гальперин, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин); в структуре мотивационной сферы детей с нарушениями речи, выделяют в качестве самостоятельных мотивов – мотив к исправлению речевого дефекта и мотив к логопедическим занятиям (И.Ю.Козина). принцип развития (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина); принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений (Л. С. Выготский, П.Я Гальперин); принцип деятельностного подхода в осуществлении коррекционной работы (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин); принцип дифференцированного и комплексного подхода к коррекционной работе (Л.С. Выготский); принцип доступности (В.В.Давыдов). педагогического проекта
Концепция примененияинформационно – коммуникационных технологийв коррекционном процессе
Специфические принципыпринцип активной позиции ребенка. принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка;принцип целесообразности;принцип оптимизации; включения ИКТ в коррекционный процесс
Комплекс условий,обеспечивающих реализацию педагогического проектаматериально-технические ресурсыкадровое обеспечениепрограммное обеспечениенормативно-правовые ресурсы
Методы реализации метод эффективной организации среды педагогического проекта
традиционные методы
компьютерно - опосредованный метод
Коррекционное обучение детей с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ
Возможности применения ИКТв коррекционной работе с детьмиопосредованное обучениеИспользование ИКТ условно разделено нанепосредственное обучениеинтернет-ресурсы;компьютерные программы-редакторы (Word, PowerPoint, Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW);использование развивающих компьютерных программ; использование медийных средств обучения
Компьютерные развивающие программы - игры (КРП)Непосредственное обучениес использование компьютерных развивающих программКомпьютерные развивающие программы - игры (КРП)Перспективный план распределения КПР для детей6-го, 7-го года жизнипо акцентной задачеИндивидуальныйперспективныйплан распределенияКПР Использование медийных средств обученияВ разных формах работы (фронтальные, индивидуальные, подгрупповые)… как этап индивидуального логопедического занятия; … как комплексное подгрупповое занятиеКартотека КРП
Механизм внедрения проекта
Создание компьютерно-игрового комплекса (КИК)Компьютерно-игровой комплекс (КИК) – это многофункциональный набор компонентов, образующих «компьютерную предметно-развивающую среду». В состав КИК входят:компьютеры, моноблок;цветной лазерный принтер;медийные средства: мультимедиапроектор, мультимедиаэкран, документ-камера, магнитомаркерная доска;комплекты развивающих и обучающих компьютерных игр – электронные тренажеры, представленных картотекой по акцентной развивающей задаче; комплекты детской мебели;комплекты игр, игрушек, дидактических материалов для каждого раздела содержания коррекционной работы
Все оборудование КИК соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого – педагогическим требованиям; он органически вписывается в общую систему коррекционной работы, направленную на всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка..Компьютерно-игровой комплекс
Результативность 12345сформирована комплексная система использования ИКТ в контексте системного комплексного подхода к коррекции речевых и неречевых нарушений у детей, которая позволяет организовать коррекционный процесс на современном уровне;создан на базе логопедического кабинета компьютерно-игровой комплекс, представляющий собой многофункциональный набор компонентов, образующих «компьютерную предметно-развивающую среду»;спроектированы и реализуются индивидуальные программы коррекционной работы с применением компьютерно-опосредованных технологий.удалось добиться положительной динамики в формировании языковых средств, психических процессов, мотивационной готовности у детей с общим недоразвитием речи.удалось сократить сроки коррекции и формирования языковых средств, психических процессов, мотивационной готовности в зависимости от степени проявления и механизма нарушений у детей с общим недоразвитием речи. педагогического проекта
Сравнительные результаты(первый год обучения)сентябрь 2009-2010 уч.г(по результатам реализации проекта) с ф о р м и р о в а н н о с т и языковых средств
Сравнительные результаты диагностики психических процессов (по результатам реализации проекта)вниманиепамятьмышлениевосприятие
Сравнительные результаты изучения мотивационной готовности детей (по результатам реализации проекта)
96 % выпускников ДОУ успешно адаптируются к условиям школы; выработана стратегия организации партнерской деятельности учителя-логопеда и воспитанника в процессе коррекционного воздействия;повысилась педагогическая компетентность и информационная культура субъектов коррекционно-образовательного процесса (педагогов, родителей/законных представителей);обеспечена преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах коррекции и развития речи детей-логопатов;выработана стратегия организации партнерской деятельности учителя-логопеда и воспитанника в процессе коррекционного воздействия;доля воспитанников, получающих образование с использованием информационных технологий, увеличилась на 31% по сравнению с предыдущим периодом;доля педагогов, владеющих и применяющих информационные технологии в образовательном процессе, увеличилась на 20%;информация о проекте представлена на: Всероссийский конкурс «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в детском саду» (2011 г.);Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2010/2011 учебный год;грант Губернатора ХМАО-Югры (2008г); конкурс педагогических работников дошкольных образовательных учреждений «Лучший педагог (воспитатель) ДОУ» (2011г.);заседаниях городского и районного методического объединения (2009 г.);сайте Департамента образования г.Нижневартовска (2008 г.).в печатных и телевизионных средствах массовых информаций г.Нижневартовска (2008 г.); Социально значимые результаты реализации педагогического проекта
Благодарю за внимание