Презентация по русскому языку на тему :Наблюдение над текстом на уроках русского языка К.Д.Ушинский Умей обождать


Мастер – класс подготовлен учителем начальных классов Харцызской специализированной школы с углубленным изучением иностранных языков №26Донецкой Народной РеспубликиИвахненко Ольгой АлексеевнойВ уроке использованы: педагогическое наследие К.Д.Ушинского и методические рекомендации И.А.Горячёвой.Харцызск 2016г. Наблюдение над текстом на уроках русского языка Сказка «Умей обождать» урок - исследование Лексика-Скажите , Что такое? Кто такой? Братродственник,петушок домашняя птица, мятатрава, смородина ягода или куст,горчичник лекарство, лихорадка болезнь, докторчеловек, который лечит, садместо, где растут плодовые деревья.







-Замените слова близкими по значениюКлеватьсобирать, есть,добрёлдобрался,доплёлся,выздоровелвылечился,разгорелсяраспарился, вспотел,доктор прописалназначил,прописал заглавную буквуизобразил,лихорадка билатрясла,холоднаяостывшая.







-Замените слова словами с противоположным значениемПобежалостановился,приложиласняла,холоднаятёплая,петушокнет противоположного,заболелвылечился.




Синтаксис Найдите главные слова. О ком говорится в предложении и что сказано об этом предмете?Жили-были себе брат и сестра.Брат и сестра жили-были.Жил-был петушок со своей сестрой-курочкой.Петушок жил-был.Наклевался зеленёхонькой смородины.Наклевался.Водица в ручье холодная.Водица холодная.Лёд на реке ещё тонок и хрупок.Лёд тонок и хрупок.Петушок бултых в воду.Петушок бултых.





Работа с предложением на бумажной ленточкеКурочка напоила петушка мятой и приложила горчичник.Сколько слов ?7 словНапоила петушка курочка мятой и приложила горчичник.Напоила мятой петушка курочка и приложила горчичник.

Определение основных словО ком говорится в предложении? О курочкеЧто сказано о курочке?Напоила ,приложилаКурочка напоила , приложила– главные словаКакая наземная часть дерева является главной, основной?Ствол



Давайте представим наше предложение деревом и приклеим главные слова на ствол.Работа в тетради Сколько слов осталось?ТриЭти слова будут веточками.Посмотрим, к какому слову относятся оставшиеся слова, от каких слов они как бы отрастают.Приклеим слова к веточкам.Какое слово осталось на столе?Это слово служебное, оно связывает узлом слова в предложении. Найдите их.



Давайте «разрастим» наше предложение-дерево.Ответьте на вопросы.Мятой какой?Тёплой.Приложила кому?Петушку.Заменим на слово ему.



- Составьте предложение с дополненными словами.Курочка напоила петушка тёплой мятой и приложила ему горчичник.
Перемена МорфологияКурочка напоила петушка тёплой мятой и приложила ему горчичник.Сколько слов стало в предложении?девятьЧто нарисовано на доске?ШкафчикТеперь мы будем слова из предложения раскладывать по ящичкам в этом шкафу


И. С. Посмотрите вокруг себя. Вы видите много предметов. Назовите слова, которыми эти предметы названы.Попробуйте назвать предметы, которые нельзя увидеть.Звук, радость.Найдите среди слов , лежащих на ваших партах, слова, называющие предметы.Курочка, петушка, мятой, горчичник.Приклеим эти слова в первый ящичек. В нем будут лежать слова названия предметов.


И. П.По каким признакам мы отличим один карандаш от другого?Найдите слова, называющие признаки петушка, курочки, мяты.Тёплой.Приклеим это слово во второй ящичек. В нем будут лежать слова- названия признаков предметов.

И. Ч.Сколько у меня карандашей?Слово три называет числоПосчитано ли, сколько было петушков,курочек?Ящичек со словами – названиями чисел останется пустымМ.Закройте глаза. У меня за спиной он. Что это?Вместо какого слова я употребила слово ОН?Замените слова: курочка, брат, сестра, петушок. Кому приложила курочка горчичник?Ему.Вместо какого слова употреблено слово ему?Петушку.Приклеиваем слово ему в 4 ящичек.






Гл.Что они делают?Найдите слова – названия действий в предложенииНапоила, приложила.Приклеим эти слова в 5 ящичек. В нем будут жить слова – названия действий.Напоила, приложила – чьи это действия?Курочки.




Служебные словаКакое слово осталось на парте?ИОно что – нибудь называет?НетПосмотрите в схему-дерево. Вспомните, что делало это слово в предложенииСвязывало слова напоила и приложила.Это слово служебное ,связывает слова в предложении. Приклеим его в 7 ящичек. В нем будут лежать служебные слова.Когда мы расклеивали слова в схеме – деревце, мы смотрели, как слова между собой связаны в предложении.Когда мы расклеивали слова по ящичкам, мы смотрели, что слова называют.Выводы :





СловообразованиеСравнить, что изменяется в парах слов – смысл или форма.Курица - курицыФорма: названы этими словами те же предметы, но в большем количестве.Курица - курочкаСмысл: названы этими словами разные предметыКурица - курятинаСмысл.Курица - куриныйСмысл.Куриный - куриныеФорма.Курица - куролеситьРазные слова.Курица – курочки И смысл и форма.







Работа над составом слова КурочкаИзмените форму словаКурочкиОтделить изменившиеся части слов, обвести их рамочками.За какой буквой произошло изменение?За буквой к.Что осталось за чертой?Окончания а и. Какое окончание указывает, что дорожка одна? Много?Изменяемая часть слова называется окончаниемКак называется изменяемая часть слова?Окончанием.





ФонетикаПоделить слова на звуки и посчитать их количество:Петух[ п‘итух ] - 5звуковКурочка[ курачка] - 7 звуковМята[м’ата] - 4 звукаЯгода[jагада] - 6 звуковМолодцы, ребята!До новых встреч!