Жажда борьбы и свободы М.Ю.Лермонтов стихотворение Парус
Жажда борьбы и свободы М.Ю. Лермонтов стихотворение «Парус»
Цели урока:Продолжить знакомство с личностью М.Ю. Лермонтова;Определить основной мотив стихотворения;Показать мастерство поэта в изображении противоборства природных сил;Сформировать навыки сопоставительного анализа текста с другими видами искусства;Продолжить работу по формированию навыка выразительного чтения стихотворения.
Михаил Юрьевич Лермонтов Сведения о жизни поэтаМ.Ю. Лермонтов в ментике лейб-гвардии гусарского полка. П. Заболотский. 1837
География ЛермонтоваИмение ТарханыМосковский благородный пансионПетербург Школа Гвардейских ПрапорщиковДуэль в ПятигорскеСсылка на Кавказ
Родители поэта Мать, Мария Михайловна Лермонтова (урожденная Арсеньева, 1795–1817), её памятник, установленный в часовне под склепом, венчает сломанный якорь — символ несчастной семейной жизни. Не дожила до 22-х лет.Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831) «был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложен; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив
протекало в поместье бабушки, Тарханах, Пензенской губернии; его окружали любовью и заботами — но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было.Зловещие тайны семьи. Семейные распри. Эта вражда предопределила мотивы творчества. Детство Лермонтова М.Ю. Лермонтов ребенком. Неизвестный художник. 1817–1818
Елизавета Алексеевна, бабушка поэта,происходила из знаменитого рода Столыпиных,страстно любила внука. Она употребляла все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых.
1826-1828 г.г. обучение в Благородном пансионе при Московском университете. Интерес к литературеМосковский период Школа гвардейских прапорщиков в Петербурге. Переживает драму в личной жизни, связанную с отношениями бабушки и отца.АвтопортретОбучение в пансионе
В Пятигорске произошла ссора с однокашником по юнкерской школе, майором в отставке Мартыновым, над которым Лермонтов посмеивался за его воинственный вид. Дуэль произошла 15 июля. Лермонтов стрелял в сторону, Мартынов — прямо в грудь поэту. Трагическая гибель. 1841 М.Ю. Лермонтов Дуэль. Перо, чернила. 1832—34 г.
Спустя несколько месяцев Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы.В 1889 году, поэту воздвигнут памятник в Пятигорске.Памятник на месте дуэли М. Ю. Лермонтова
.Наблюдения над портретами М.Ю. ЛермонтоваВ. Фаворского. 1931г. М.Ю.Лермонтов. Гравюра на дереве К.А. Горбунов 1841г. Портрет ЛермонтоваАвтопортрет
Сегодня познакомимся с одним из лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова « Парус».- Символом чего может быть для вас слово « парус»?- Как вы думаете, чем поражает человека море?- Какое море в тихую погоду?- А в бурю? Сообщение темы урока
style.rotation
Наблюдения по репродукциям А.И. Куинджи «Море»С.Ф. Щедрин Большая гавань на острове Капри
Выразительное чтение учителем наизусть стихотворения « Парус»Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?.. Играют волны - ветер свищет,И мачта гнется и скрыпит...Увы! он счастия не ищетИ не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой...А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!1832
Анализ стихотворенияВыделите основные ключевые слова стихотворения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Буря Одинокий Покой МятежныйКакое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие)Что вызывает сочувствие поэта?(«одинокий, увы…»)Согласны ли вы с утверждением, что парус- это сам поэт?
- Что такое буря?- Всегда ли она несёт разрушение? Айвазовский «Бурное море ночью» - Что символизирует море? (перемены, трагедия)(жизнь, судьбу)
Почему Лермонтов заменил одно слово другим, что этим достигается?а потом говорится « он», т.е. это как бы взгляд со стороны, то есть рассказ не только о себе. Прочитайте слова, которые можно назвать словами поэта, автора, начиная с первой строфы. Работа с черновиками стихотворения
Если бы вас попросили нарисовать парус после прочтения первого четверостишия, то что бы вы изобразили? Каким было бы изображение? I строфа(точечным)Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?..
Чтение второй строфы. - Как меняется изображение паруса?Что помогает нам увидеть парус совсем рядом? Играют волны - ветер свищет,И мачта гнется и скрыпит...Увы! он счастия не ищетИ не от счастия бежит!( Приближение через звук).- Каким предстает море? ( И радостное, и грустное: « Играют волны, но ветер свищет»)
Обобщение учителя:- Парус – это состояние человека, который находится в состоянии отдаленности от мира, но в буре сливается с ним, а в спокойном состоянии отдаляется.- Какое главное слово автора в первой строке?- А в последней? - Почему автор сначала называет парус «одинокий», а потом – « мятежный»? ( Когда парус одинокий, автор сочувствует ему, а мятежный вызывает удивление)- Что же нужно парусу? (буря и покой).- Что же это за слова в русском языке? (антонимы).- А здесь? (синонимы). Счастье и покой чужды парусу.- Какова главная мысль автора? Решает ли для себя поэт вопрос о смысле жизни или уже решил?
Прослушивание романса Варламова на стихи Лермонтова. Сопоставление настроений. Определите настроение стихотворения? Настроение романса? Что общего и чем эти художественные произведения различаются?
Домашнее задание:1) выучить стихотворение наизусть;2) прочитать историю создания стихотворения « Тучи»;3) принести стихотворение А.С. Пушкина « Туча».