Презентация: «Инновационные формы работы классного руководителя с трудными семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»


Инновационные формы работы классного руководителя с трудными семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации Актуальность В условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: распад семей, рост безнадзорных семей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и др. Основные факторы(неблагополучная семья) алкоголизм бедность. Трудная жизненная ситуация - временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей). Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Виды помощи неблагополучным семьям: Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь, социально-правовые, психологические, социально-медицинские услуги. Педагогические услуги – педагогическая помощь детям в защите их интересов;– консультативная помощь родителям и детям;– групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;– коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;– содействие культурно-досуговой деятельности детей;– практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;– обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов. Рисуночные тесты «Мир глазами ребенка», «Портрет семьи», методику «Дом, дерево, человек». Тесты для родителей Тест-игра «Какой вы родитель?»Тест «Искусство воспитания»Упражнение для родителей «Сутки моего ребенка» Если быть внимательным к детям, любить детей, ответственно относиться к своей работе таких детей заметить несложно: – ребенок систематически приходит в школу невыспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей и т.д.;– у ребенка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах;– ребенок систематически опаздывает на учебные занятия;– ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье и т.д. Что для этого делается? 1. Проводятся родительские собрания по ознакомлению родителей с нормативно-правовыми документами по оказанию помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.2. Налаживается сотрудничество с социальными организациями по оказанию поддержки таким семьям, через социального педагога школы (отдел по опеке и попечительству, собес). Предоставляются бесплатные обеды для нуждающихся детей.3. Как правило, провожу родительские собрания со следующей тематикой: «Общение в семье. Выражение нецензурной бранью. Влияние алкоголя на общение в семье», «Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности ребенка» «Наказание в семье. Как не перегнуть палку», часы общения с классом, направленные на воспитание нравственных качеств (доброта, толерантность, милосердие, дружба, взаимопонимание), беседы, направленные на профилактику пагубных и вредных привычек, превентивная программа «Полезные привычки».4. Очень важно детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, стимулировать принимать участие во внеклассной, внеурочной работе, занятиях в кружках, секциях, в походах, экскурсиях, культпоходах в театры, музеи, кинотеатры.5. Как учитель оказываю педагогическую поддержку и помощь в подготовке домашних заданий, преодолении трудностей в обучении.6. Стараюсь создать теплый, доверительный микроклимат в детском коллективе, чтобы каждому ребенку было комфортно. 7. С целью профилактики разъясняю опасность насилия, ориентирую детей на то, чтобы, находясь в трудной жизненной ситуации, они в любой момент обращались за помощью к педагогу и психологу.8. Принимаем участие в акции «Милосердие» по оказанию материальной помощи детям из нуждающихся семей (собираем одежду, обувь, канцтовары).