Презентация к докладу: «Рейтинговая система обучения: достоинства и недостатки»


ГБПОУ СПО МО «Московский областной медицинский колледж №1»Мытищинский филиал Рейтинговая система обучения: достоинства и недостатки Подготовила:Т. Н. Калинина, преподавательинформатики и ИКТ Мытищи, 2016 год Внедрение новых государствен-ных образовательных стандартов в учреждениях среднего профессионального образования предполагает переход к инновационному обучению, а также новым способам оценивания результатов учебной деятельности студентов. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Применяемые в педагогической практике методы оценивания должны быть выбраны согласно целям и в соответствии с системой контроля в процессе обучения ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Инновационные методы – это методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки студентов путем развития у них творческих способностей и самостоятельности. Самые распространённые и часто встречающиеся в образовательном процессе инновационные методы обучения и оценивания знаний, умений и навыков студентов: метод проекта, портфолио, кейс-метод, тренинг-метод, рейтинговый метод. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Все эти методы имеют свои достоинства и недостатки. Мы сегодня рассмотрим рейтинговую систему обучения и оценивания результатов учебной деятельности студентов, а также её достоинства и недостатки Рейтинг (от английского «rating») – это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.Применение рейтинга является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность. Рейтинговый метод оценивания результатов обучения учитывает всю активную деятельность студентов, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей учебного процесса Говоря о рейтинге как форме организации контроля иоценивания уровня знаний, обычно имеют в виду рейтинговую систему Целями её введения являются:комплексная оценка качества работы студентов при усвоении ими учебной программы; стимулирование познавательной деятельности и повышение качества образовательных результатов в целом; повышение уровня организации образовательного процесса. Рейтинговая система – это совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин. Свойства рейтинговой системы оценивания: открытость, стимулирование, гибкость. Открытость – студенты должны знать "стоимость" любой деятельности, знать, как можно получить баллы и как их потерять. Необходимо использовать стимулирующую роль дополнительных баллов. Все дополнительные баллы примерные и могут изменяться в зависимости от активности студентов. Гибкость рейтинговой системы означает, что и преподаватель, и студент могут корректировать свою деятельность в любой момент в нужном направлении. Достоинства и недостатки рейтинговой системы Достоинства Недостатки способствует повышению посещаемости занятий; дает возможность организовать и поддерживать систематическую работу студентов в течение всего семестра; повышает мотивацию студентов; видна перспектива, чего можно добиться, к чему стремиться; повышается самостоятельность, ответственность нет единого подхода к определению веса заданий; нужно постоянно считать и фиксировать результаты; слишком широкий спектр заданий по выбору требует больших временных затрат при проверке С точки зрения преподавателя: Достоинства и недостатки рейтинговой системы Достоинства Недостатки стали больше работать самостоятельно; помогает быть более организованным, приобрести уверенность в себе; учит распределять время, выделять приоритеты; не даёт расслабляться, приучает к планомерному труду; исключает субъективизм в оценке; можно проследить динамику результатов освоения курса; не всегда устраивает схема оценивания; из-за большого количества заданий не успеваю делать другие предметы; погоня за баллами; постоянная индивидуальная работа как при заочной форме обучения. с точки зрения студента: Модель учебной системы Системаконтроля Системноеописаниемодулей Принципрейтинга Контрольныемероприятия Разбалловка Экспертный балл Модульно-рейтинговая система Система контроля Семинары,практические задания, домашние задания Тестирование, контрольная работа, творческая работа (презентация, выступление, проект) ЭкзаменЗащита проекта текущий итоговый рубежный основана на объективном и систематическом измерении ЗУН Итоговый рейтинг 1 5 3 2 Практические работы, семинары Самостоятельная работа студентов Аудиторные контрольные работы Документация Практика пробных уроков + Экспертная оценка (посещаемость, ответственность, активность) 6 4 Экзамен Перевод рейтинговой оценки в баллы P max – максимально возможный рейтинг в баллах (1 .. 0,85) * Р max Оценка 5 (0,84 .. 0,76) * Р max Оценка 4 (0,75 .. 0,5) * Р max Оценка 3 менее 0,5 * Р max Оценка 2 Преимущества модульно-рейтинговой технологии Плюсы Побуждает студентов к формированию объективной мотивации продуктивной учебной деятельности Наглядность, открытость и объективность оценивания Включение в рейтинг студента оценки активности учебной работы Мотивация Творчество Качество Валеология Объективность Снижение «проблемы стресса», возможность досрочной аттестации Более высокая степень дифференциации оценки Проблемы использования модульно-рейтинговой технологии Минусы Требуется больше времени на создание модуля Инертность преподавателей Недостаточное количество качественных ЭУМ Временные затраты Психологические Технические Социальные Психологическая неподготовленность студентов Не все студенты имеют возможность выхода в Интернет Методические Пример разбалловки при рейтинговой системе оценивания Вывод:Реформирование традиционной системы оценивания необходимо, и как один из ее альтернативных вариантов может быть предложена балльно-рейтинговая технология оценки учебных и внеучебных достижений студентов, которая действительно является эффективной, достаточно понятной, обладает неоспоримыми достоинствами для педагогов и студентов и может развиваться с течением времени. Список литературы:   Байденко В. И., Джерри ван Занворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. М., 2009.  Зимняя И.А. Компетентностный подход в реализации личностной и деятельностной направленности современного образования. М., 2008.  Е. Н. Ковтун, С. Е. Родионова. Методические материалы формирование и проверка компетенций: фонды оценочных средств, новые образовательные технологии. М., 2008.  Методические рекомендации по введению модульного подхода к планированию организации учебного процесса. ГУВШЭ. М., 2008.  Савельева Г.П. Рейтинговые технологии в управлении качеством подготовки выпускников. Учебно-методическое пособие. М., 2008