Презентация Роль литературы в становлении человека вводный урок для 9 класса
Роль литературы в становлении человекавводный урок в 9 классеАвтор: Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературыМБОУ «Лингвистическая гимназия № 20» г. Сарапул Удмуртская Республика
Роль литературы в становлении человека
Философы придумали много как серьезных, научных, так и шуточных, остроумных определений человека.«Человек — двуногое животное, но без перьев», — утверждал Сократ.«Человек — общественное, политическое животное», — возражал Аристотель.Человека называли существом созидательным, деятельным, свободным, священным, играющим, поэтическим.ЛИТЕРАТУРА: зачем и для кого?
Самым распространенным определением стало: homo sapiens — человек разумный.Но это разумное существо в течение тысячелетий невозможно представить еще без одного свойства. Какого?ЛИТЕРАТУРА: зачем и для кого?
Разумный человек, как правило, — homo legens — человек читающий.Процесс чтения возводится в ранг важнейшей человеческой потребности, наряду с разумом, деятельностью, общением.ЛИТЕРАТУРА: зачем и для кого?
Портрет эпохиПамять человечестваЗеркало на большой дорогеПейзаж на столеСобеседникДитя разумаТело мыслиМашина времениУчебник жизниКусок дымящейся совестиИсточник знанийПортрет душиЗапечатленное времяЧто это?
Всматриваясь в эти определения, можно заметить, что они разделяются на три группы, даются с трех разных точек зрения: с точки зрения автора, текста, читателя.
Портрет эпохиПамять человечестваЗеркало на большой дорогеПейзаж на столеСобеседникДитя разумаТело мыслиМашина времениУчебник жизниКусок дымящейся совестиИсточник знанийПортрет душиЗапечатленное времяС точки зрения автора
Дитя разумаТело мыслиПортрет душиКусок дымящейся совестиС точки зрения автора
Портрет эпохиПамять человечестваЗеркало на большой дорогеПейзаж на столеСобеседникДитя разумаТело мыслиМашина времениУчебник жизниКусок дымящейся совестиИсточник знанийПортрет душиЗапечатленное времяС точки зрения текста
Пейзаж на столеЗеркалоЗапечатленное времяПамять человечестваС точки зрения текста
Портрет эпохиПамять человечестваЗеркало на большой дорогеПейзаж на столеСобеседникДитя разумаТело мыслиМашина времениУчебник жизниКусок дымящейся совестиИсточник знанийПортрет душиЗапечатленное времяС точки зрения читателя
СобеседникМашина времениУчебник жизниИсточник знанийС точки зрения читателя
Таким образом, книга — не просто текст под переплетом. Она включена в процесс эстетического общения (коммуникации), представляет средний элемент коммуникативной цепочкиАвтор (Писатель) — Книга (Произведение) —Реципиент (Читатель)Эстетическое общение
Книга обязательно предполагает читателя, рассчитывает на него.Такого читателя поэт О. Э. Мандельштам называл провиденциальным собеседником, другой поэт, М. И. Цветаева, — абсолютным читателем, прозаик А. Н. Толстой — составной частью искусства.Читатель
Читать — это значит писать. Отраженно, ослаблено, в иной потенции, но мы пишем «Евгения Онегина», когда «Евгения Онегина» читаем. Если читатель сам в душе не художник, он в своем авторе ничего не пойметЮ.Айхенвальд о читателе
Разные книги читают с разными целями. Чтение, как выразился один философ, — это «труд и творчество». Почему?Труд и творчество
Книге в ее современном виде около шестисот лет. Долгое время она считалась двигателем прогресса, высшим достижением культуры. «Типографским снарядом» называл книгу Пушкин.Однако к середине XX века положение стремительно изменилось. В сфере культуры агрессивно утвердились так называемые аудиовизуальные средства общения, основанные не на слове, а на картинке (кино, телевидение, компьютерные технологии). Уже провозглашен конец книжной «галактики Гуттенберга» и наступление новой «зрелищной» эпохи, превращающей весь мир в большую электронную деревню.Слово или картинка?
В конце 1950-х годов американский писатель Рэй Брэдбери написал мрачную антиутопию «451° по Фаренгейту». Люди в обществе будущего сидят запертыми в огромных телевизионных комнатах, уставившись в экран. А пожарные занимаются тем, что сжигают дома тех обитателей, которые еще пытаются хранить и читать книги. Но в борьбе с этим насилием возникает противодействие. Сторонники прежней культуры бегут из телевизорного города и сами становятся живыми книгами, надеясь на будущее возрождение. «451° по Фаренгейту».
Мрачная антиутопия Брэдбери в полном объеме, к счастью, не осуществилась, хотя книги преследовали и уничтожали в разных странах: в гитлеровской Германии, сталинском СССР, Китае и Кампучии.Рукописи не горят?
Существует преступление более тяжкое — пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация — она платит за это своей историей.Иосиф Бродский о книге
Даже политический выбор Бродский предлагает делать по литературным признакам. «Я не призываю к замене государства библиотекой — хотя мысль эта неоднократно меня посещала, — но я не сомневаюсь, что, выбирай мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не на основании их политических программ, на Земле было бы меньше горя..Иосиф Бродский о книге
Мне думается, что потенциального властителя наших судеб следовало бы спрашивать прежде всего не о том, как он представляет себе курс иностранной политики, а о том, как он относится к Стендалю, Диккенсу, ДостоевскомуИосиф Бродский о книге
Книга в современной культуре действительно находится в сложном положении. Конфликт слова и картинки приобретает очень острые формы, и способы его разрешения скрыты во мгле будущего.Слово или картинка?
В отличие от восприятия всех других видов искусства, чтение — занятие глубоко индивидуальное и творческое, — утверждает Бродский. Оно формирует человека не только эстетически, но и нравственно, развивает н поднимает его, хотя и не делает более счастливым.Творческое восприятие
Лучшее, самое светлое в нашей истории — это литература и культура.Золотой век в русской литературе был, а в русской истории его, кажется, не было.Русская литература, особенно XIX века, — одно из высших достижений мировой культуры. Важная часть памяти человечества, к счастью, существует на русском языке.Самое лучшее и светлое
Отбор произведений, которые считаются классикой, производится не отдельными людьми по чьей-то директиве. Это результат совокупных усилий, которые называются историей.Пушкина и Гоголя читают почти двести лет и будут читать еще через двести, когда никто не вспомнит современных модных авторов. Интересно и важно понять почему?Настоящая литература учит самым простым и самым сложным пещам; видеть мир, ценить воображение и понимать человека.Самое простое и самое сложное
«Если бы не было наук и искусства, люди жили бы...».Л.Н.Толстой
Назовите известные вам науки. Условно они делятся на гуманитарные, естественные, общественные и технические.Попытайтесь дать краткое определение, что такое наука. Наука (Система знаний о природе, человеке, обществе и о способах воздействия на окружающий мир.).
Что такое искусство, литература? Познание (Творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Что сближает научное и художественное познание и какова их общая цель? (Это духовная деятельность человека. Своей целью она имеет познание мира, человека, общества и воздействие на развитие человека и общества.)
Некоторые люди рассуждают так: наука развивает человека и общество, облегчает его жизнь, освещает его путь в будущее. А искусство — это-де вымысел, развлечение, отдых. Разве, мол, это труд — почитать интересную книжку, послушать музыку, сходить в картинную галерею...Можно ли согласиться с такими выводами?
Послушаем трех больших ученых (XIX и XX веков).Чарлз Дарвин: «До тридцатилетнего возраста или даже позднее мне доставляла большое удовольствие всякого рода поэзия, например, произведения Мильтона, Грея, Байрона, Вордсворта, Кольриджа и Шелли, и еще в школьные годы я с огромным наслаждением читал Шекспира, особенно его исторические драмы... Находил большое наслаждение в живописи и еще больше — в музыке. Чарльз Дарвин
Но вот уже много лет, как я не могу заставить себя прочитать ни одной стихотворной строки... Я почти потерял также вкус к живописи и музыке... Кажется, что мой ум стал какой-то машиной... Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья» .Чарльз Дарвин
Альберт Эйнштейн, Нобелевский лауреат, источник высшего счастья находил вовсе не в науке. Вот его откровение: «Мне лично ощущение высшего счастья дают произведения искусства. В них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области... Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс» (немецкий ученый). Эйнштейн также высоко ценил Гомера, Шекспира, Сервантеса, Гете...Ощущение высшего счастья
Академик Борис Раушенбах, стоявший у истоков советской космической науки: «Когда-то я полагал, что только точные науки занимаются настоящим делом. Но эти науки никогда не дадут объяснение феномену человека, неписаным законам, по которым он живет, и сопряженным с ними этическим понятиям — справедливости, совести, умению прощать...».
Что в этих высказываниях является поразительным? Убеждают ли вас искренние признания Дарвина, Эйнштейна, Раушенбаха?
Искусство действительно не открывает законов природы, не создает материальных благ, не избавляет от телесных болезней. Но оно открывает читателю мир души человека, мир прекрасного. Мир прекрасного
Искусство нельзя мерить непосредственной пользой. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» убеждает читателя в этом, используя два творения человека: мраморную античную статую бога Аполлона и печной горшок. Конечно, без печного горшка или кастрюли человеку не обойтись. Но сопоставимы ли эти ценности?
Ты пользы, пользы в нем не зришь.Но мрамор сей ведь бог! Так что же?Печной горшок тебе дороже:Ты пищу в нем себе варишь.Выражение «Печной горшок тебе дороже» стало крылатым, В этой же строфе Пушкин так образно оценивает подобных людей: «Ты червь земли, не сын небес». «Цель искусства есть идеал» Червь земли и сын небес
Наука и искусство взаимосвязаны. Подумайте, в чем эта взаимосвязь?Взаимосвязь науки и искусства(Научные открытия обогащают писателя, художника, композитора пониманием бесконечной сложности окружающего мира. Искусство обогащает ученого духовностью, вдохновением. Кстати, подводные лодки, самолеты и многое другое были созданы писателями-фантастами задолго до того, как их спроектировали ученые.).
Чем отличается научное познание от художественного?Способы познанияЧеловек имеет два способа мышления: логическое и образное. Ученые пользуются логическим мышлением. Анализируя события, факты, наблюдения, эксперименты, они устанавливают определенные закономерности, законы. Свои рассуждения, умозаключения они излагают по законам логики. Писатели, художники, музыканты сильны образным мышлением. Мир чувств и мыслей человека они раскрывают в художественных образах, которые создаются сочетанием слов, красок, звуков.
Могут ли такие способности могут гармонично сочетаться в одном человеке? Алгебра и гармонияЛеонардо да Винчи — итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Александр Бородин — автор трудов по органической химии, композитор, создатель оперы «Князь Игорь» и 2-й (Богатырской) симфонии.
Почему наука не может заменить искусство, литературу?Науки глубоко изучили тело человека, работу сердца и головного мозга. Но ни физиология, ни анатомия, ни биология сердце злого человека не могут сделать добрым, отзывчивым, благородным. Никакой химический или физический закон не может отличить искреннюю, глубокую любовь от простого увлечения. Ум сам по себе не гарантирует благородства человека, его высокой нравственности, самоотверженности и честности. Несмотря на высокий уровень науки и техники, в окружающей нас жизни мы постоянно встречаемся с бессердечием, эгоизмом, лицемерием, насилием.
Художественное, эстетическое познание окружающего нас мира не может быть заменено научным. Искусство дает человеку такое приращение духовных сил, каких не может дать ум. В обогащении духовного мира человека искусство ничем не заменимо.Незаменимость искусства проявляется в личностях писателей, художников, композиторов. В искусстве автор незаменим, он единственный в мире. Единственный в мире
Искусство, в отличие от науки, существует по принципу утраченных звеньев, безвозвратных потерь. Научное открытие рано или поздно будет совершено: очередную загадку природы откроет не один, так другой ученый. Смерть поэта ставит окончательную точку: мы никогда не узнаем, какие стихи еще могли появиться.
Произведения искусства эстетически неисчерпаемы: каждое поколение находит в них свое. Научные законы всегда однозначны.
Каким образом искусство, литература влияют на развитие человека, а вместе с ним и на развитие общества? Безусловно, литература расширяет наше знание о людях и странах, приобщает к миру прекрасного. Но познавательное, воспитательное и эстетическое значение имеют и ярко и доступно написанные научные книги.Чем может обогатить нас только искусство, только литература?
Произведения искусства знакомят читателя, зрителя, слушателя с опытом жизни. А.И.Солженицын в Нобелевской лекции называет его «неопровержимым, сгущенным опытом», «живой памятью нации»... «Тем самым литература вместе с языком сберегает национальную душу»Опыт жизни излагают и ученые, но они пользуются логическим мышлением. В литературе опыт жизни раскрывается в художественных образах. А это живые, колоритные личности.Опыт жизни
Искусство помогает человеку выйти за пределы своей жизни. Личный опыт не может дать того, что даст опыт долгой жизни народа, его наиболее характерные личности, отраженные в искусстве. Только искусство позволяет человеку пережить такие чувства, которые в своей личной жизни у него не будет возможности испытать. «сгущенный опыт»
Искусство, литература обогащает нас, говоря словами Пушкина, «добрыми чувствами». Они отличаются от тех чувств, которые мы испытываем в самой жизни. Обыденные переживания могут быть и положительными, и отрицательными. От последних возможны стрессы, инфаркты, нарушения высшей нервной деятельности. В искусстве — эстетические эмоции. Переживания, вызываемые искусством, всегда положительны. Положительны даже тогда, когда мы читаем или смотрим трагедию, изображение гибели героя. Еще Аристотель ввел понятие «катарсис» — очищение посредством сострадания или сочувствия. Эстетические эмоции
Искусство помогает человеку развивать свои природные задатки и способности, проясняя, очищая наши чувства, искусство учит вдохновению, пробуждает сокрытые в человеке творческие силы. Общение с великими писателями и поэтами помогает человеку развить свои творческие способности и стать духовно богатой личностью.
И.С.Тургенев «Певцы»
За что-то меня упрекаютИ в чем-то согласны со мной...Так исповедь льется немая.Беседы блаженнейший зной.Наш век на земле быстротеченИ тесен назначенный круг.А он неизменен и вечен -Поэта неведомый друг. Анна Ахматова «Читатель»А каждый читатель как тайна,Как в землю закопанный клад,Пусть самый последний, случайный,Всю жизнь промолчавший подряд.Там все, что природа запрячет,Когда ей угодно, от нас.Там кто-то таинственно плачетВ какой-то назначенный час.И сколько там сумрака ночи,И тени, и сколько прохлад.Там те незнакомые очиДо света со мной говорят.
Помните: даже постоянно читающий человек за свою жизнь может прочитать очень ограниченное число книг. Поэтому книги нужно выбирать. В.Белинский еще читателей первой половины XIX века убеждал, что читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать.Уметь выбирать
1) Нет книг, которые читать рано.2) Есть книги, которые читать поздно3) именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть. Три закона чтения
Если путь прорубая отцовским мечом, Ты соленые слезы на ус намотал,Если в жарком бою испытал, что почем, Значит, нужные книги ты в детстве читал. Если мяса с ножа ты не ел ни куска, Если руки сложа, наблюдал свысока, И в борьбу не вступил с подлецом, палачом, Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чемВ.ВысоцкийЕсли книга возвышает душу, вселяя в нее мужество и благородные порывы, судите ее только по этим чувствам: она превосходна и создана рукой Мастера (Жан Лабрюйер)
Эстетическая сила искусства не раскрывается сама собой. Произведение искусства, будучи результатом вдохновения, творчества, нельзя постичь только умом. Необходимо творчество и читателя, зрителя, слушателя — «со-переживание, со-страдание, со-участие». Вот как Белинский убеждал читателей в первой половине XIX века: «Понимать искусство головою без участия сердца — это немногим более, как если бы понимать его ногами». Кстати, то, что проходит через сердце человека, и помнится ему долго. «О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной» К.Батюшков
«Если бы не было наук и искусства, люди жили бы...».Л.Н.Толстой…как животные, ничем не отличаясь от них»
Познай, где свет - поймешь, где тьма.Пускай же все пройдет неспешно,Что в мире свято, что в нем грешно,Сквозь жар души, сквозь хлад ума. А.Блок. «Народ и поэт»Два мира есть у человека —Один, который нас творил,Другой, который мы от векаТворим по мере наших сил. Н.Заболоцкий. «На закате» Два поэтических совета:
«…филология — не скучная жвачка, а веселая наука, разговор о литературе может быть не только познавательным, но и увлекательным.Говорят, легендарный американский профессор и издатель Карл Проффер иногда появлялся перед студентами в футболке с надписью «Русская литература интереснее секса». Что есть голая правда (пусть и не для всех)».Игорь Сухих о филологии