Презентация к РМО учителей ОБЖ Нетрадиционные формы уроков. Игры на уроках ОБЖ


РМО учителей ОБЖ.Нестандартные формы уроков. Игры на уроках ОБЖ. Подготовила Грибенюк Е.Д., учитель ОБЖ, МБОУ СОШ «Гармония» г. Можайска06 мая 2015«Насильственно внедрённое в душу знание непрочно, питай своих детей науками не насильно, а играючи» Платон Цели: Рассмотреть: Особенности нетрадиционных уроков.Классификацию нетрадиционных уроков. 3. Рекомендации и требования к урокам с игровой основой. 4. Значение уроков с игровой основой. Понятие нестандартного урока Нестандартный (нетрадиционный ) урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Основан на совместной деятельности учителя и учащихся, на совместном поиске по отработке новых приёмов с целью активизации обучения. (Синицина М.В.) Различия стандартного и нестандартного урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЭлементыСтандартныйНестандартныйКонцептуальная основаПрямая трансляция знаний. Ориентация на низкий уровень самостоятельности, отсутствие условий для развития творческого мышленияОпосредованная трансляция знаний с опорой на развитие познавательной активности. Разнообразие форм деятельности, начальный уровень самостоятельности, развитие творческого мышления.ЦелиФормирование ЗУН, жестко алгоритмизированное мышление.Формирование познавательного интереса на основе изменения способов организации изучаемых знаний, гибко алгоритмизированное мышление. Различия стандартного и нестандартного урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЭлементыСтандартныйНестандартныйСодержание учебного материалаМаксимальный объём систематизированных и доступных знаний строго соответствует содержанию предмета. Усвоение знаний одного предмета, они полные, но однозначные, линейные, основаны на работе памяти.Переход к уменьшению объёма знаний. Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний). Привлечение элементов проблемности, альтернативности, парадоксальности.Характер и методы учебной деятельностиИнформационно-репродуктивный. Опора на внешние признаки мотивации.Информационно-развивающий. Требует изобретательности, размышления, актуализирующей деятельности в процессе организации игры, состязания. Интерактивный диалог «ученик-учитель». Различия стандартного и нестандартного урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЭлементыСтандартныйНестандартныйДеятельность учителя по управлению усвоением материалаУчитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет оценивание.Переход к совместной деятельности с учащимися в областях целеполагания, планирования и оценивания результатов при ведущей деятельности учителя как координатора.Формы учебного процессаУроки сообщения новых знаний, закрепления, проверки; лекция, семинар, практическое занятие.Уроки с изменёнными способами организации, опирающиеся на фантазию, имитирующие занятия, с игровой состязательной основой и т.д.Диагностика учебного процессаКоличественная пятибальная шкала. Слабая обратная связь.Совместная оценочная деятельность. Усиление обратной связи. Рефлексия. Нестандартные формы уроков{ED083AE6-46FA-4A59-8FB0-9F97EB10719F}Уроки, опирающиеся на фантазиюУрок – сказка, урок творчества, урок – сочинение, урок – изобретательство, урок – творческий отчёт, урок – выставка, урок фантастического проекта, театрализованный и др.Уроки с изменёнными способами организацииУрок – парадокс, защита знаний, защита идей, урок – встреча, пресс – конференция, урок взаимоконтроля, урок – устный журналУроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работЭкскурсия, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, урок – защита туристического проекта, урок «скорой помощи»Уроки с игровой состязательной основойУрок – ролевая игра, «Домино», «Следствие ведут знатоки», проверочный кроссворд, «Лото», КВН, «Восхождение», викторина, урок – деловая игра, урок – эстафета – конкурс, урок – дуэль, игра – реконструкция (событий), «Поле чудес», «Своя игра» и др.Уроки с трансформацией стандартных способов организацииПарный опрос, урок – зачёт защита оценки, урок – семинар, урок – практикум, урок - консультация Дидактическая игра Форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества. Смысл игры заключается в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, что придаёт игре познавательный характер, и предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний. Правила и требования проведения дидактической игры:Дидактическая игра содержит два элемента – познавательный и игровой. Важно, чтобы ни один из них не был упущен, иначе ее эффективность может быть сведена к нулю. Выбирая игру, обязательно надо стремиться к тому, чтобы она способствовала достижению учебно-воспитательной цели: закреплению и углублению знаний, воспитанию внимания, сообразительности, выдержки. Игра должна быть динамичной, недопустимы пространные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка. Игра должна иметь дидактическую направленность, чтобы игровая задача полностью соответствовала теме. Учебные дидактические игры могут включать следующие виды деятельности:Распознавание объектов, явлений, свойств.Сравнение объектов, явлений, свойств.Характеристика объектов, явлений, свойств.Раскрытие, обоснование понятий.Практическое применение объектов, явлений, свойств.Овладение терминами.Выработка умения анализировать, различать, абстрагировать и обобщать.  Рекомендации для проведения дидактической игрыВ игре (в той или иной роли) должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляет игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т. д. Она может быть проведена на любом этапе урока.Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником. Игры на уроках ОБЖ «Догадайся»В зашифрованном предложении все слова стоят на своих местах, а вот буквы в них переставлены. Поставьте перепутанные буквы на свои места.ыМ – тсиго ирорыдп и лодынж севит ябес ирпчилон. (Мы – гости природы и должны вести себя прилично).«Три ноты»С помощью трёх нот зашифровано понятие. Расшифруйте.Есдоли быреть осмитородожнырем, мередикадоменты нере будодутре нужмины.«Третий лишний»Найдите лишнее слово. Почему вы считаете, что именно оно лишнее? Укажите признаки сходства двух оставшихся понятий. ураган низовые пожары цунами смерч верховые пожары наводнение оползень нагонные пожар «Крестики-нолики» Найдите выигрышный путь на таблице, определив ядовитые грибы Белый гриб Мухомор Маслята Лисички Подберёзовик Свинушки Желтушник Подосиновик Ложные опята Игры для уроков ОБЖ Игра «Цепочка» Методика: Первый вопрос по теме урока задаёт ученику учитель. Ученик отвечает и дальше сам задаёт вопрос своему товарищу. И так далее по цепочке. По характеру вопросов и ответов можно оценить знания учащихся. Игра «Найди ошибку» Методика: перед учеником кладётся схема, отображающая классификацию предложенных ЧС. Схема содержит ошибки. Задача ученика – найти ошибки и нарисовать схему правильно.  Игры для уроков ОБЖ «Путаница» В предложениях слова перепутались. Помогите предложениям вернуть первоначальный вид, расставьте слова в нужном порядке. «Шарады»Когда был по грамматике урок:Одно из них союз,Другое же – предлог.Затем вы, приложив старанье, Найдёте дерева названье.А в целом – имя города-героя,Чьей мы гордимся славой боевою. (Сев-а-с-тополь) «Кубик» «Восхождение» (игра – соревнование не предусматривает определённый сюжет и роли, но наличие фиксированных правил) Специалисты определили, что в процессе игры усвоение материала достигает 90% даваемой информации, а отводимое время на изучение обязательного материала можно сократить на 30-50%. Игры приучают детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, быть дисциплинированными, предъявлять к себе и другим высокие требования (н-р, чётко придерживаться условий игры). Кроме того, они способствуют более быстрому усвоению знаний, что обеспечивает больше самостоятельности в овладении материалом, следовательно они активно учатся учиться. Значение уроков с игровой основойПроцесс обучения максимально приближен к практической деятельностиРешения в игре принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способностиВозникает эмоциональный настрой, активизирующий учебный процессПроцесс игры способствует развитию учащихся, углублению и повышению оперативности знаний. Спасибо за внимание! Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Современный урок», часть 2, - Ростов-н/Д: Изд. «Учитель», 2005.Тыртышная М.А. Комплексная образовательная модульная программа, 5-11 классы, - Волгоград: Учитель, 2015.http://festival.1september.ru/articles/312689/