Доклад на тему: «Проблемы и перспективы развития математического образования в общеобразовательных организациях РК»
Психологическое сопровождение исследовательской деятельности в школе: опыт, проблемы, перспективы». Кочетова Оксана Юрьевна, педагог – психолог 1 квалификационной категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска школа №21 "Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить".Курт Левин Приоритетный национальный проект «Образование» * Формирование обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве. * Создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся. Умения и навыки, формируемые исследовательской деятельностью Исследовательская деятельность в учебном процессе № Что надо делать Когда Ответственный Что необходимо 1. 2. Защита проекта. Оценка полученных результатов. Определение перспектив развития проекта. День науки, конференции, городские семинары. 1. Выбор темы.2. Изучение общественного мнения, сбор и обработка информации по теме.3. Формулировка проблемы.4. Определение целей и задач проекта.5. Формирование команды, определение возможностей ее членов.6. Определение основных направлений работы в рамках проекта.7. Составление плана работы, определение предполагаемых сроков, сметы, конкретных ответственных. Этапы работы над проектом реализуются через уроки, внеурочные занятия (классные часы, тренинговые занятия, родительские собрания, семинары). Методическое объединение - заседание творческой группы (приказ) Исследовательская деятельность может быть адаптирован ко всем возрастным группам. Необходимо учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы школьников на данном этапе. "В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем"Коллингс «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!».писатель Кларк Артур Начальная школа Возрастной период у обучающихся начальной школы характеризуется:устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, стремлением к совместной деятельности. 5 – 6 классы Учащиеся обладают определенными приемами проектирования и исследования, как общеучебными умениями. В результате работы над исследовательским проектом дети учатся:планировать и оценивать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществлять информационный поиск,делать аргументированные выводы, соотносить свои действия с интересами других людей, взаимодействовать с окружающими людьми. 7 - 8 классы Могут самостоятельно сформулировать проблему и цель исследования — их знаний и школьного опыта для этого достаточно, чтобы самостоятельно искать, анализировать, ранжировать информацию из различных источников, осуществлять другие интеллектуальные операции в рамках проекта. Проблемы при реализации исследовательской деятельности:разработка плана, особенно детального.мотивация к деятельности (отсутствие постоянной поддержки со стороны взрослого),самоанализ. 9 классы Доминируют потребности в коммуникации со сверстниками, в самопознании, в формировании образа своего будущего, в том числе профессионального. Старшеклассники - формулируют проблему, без труда преобразуют ее в цель деятельности, разрабатывают подробный план, учитывая при этом имеющиеся ресурсы. Работа в проектно-исследовательской деятельности позволит подростку: выстроить новые отношения и занять свое место в классной иерархии; узнать границы своих возможностей, увидеть рост своей компетентности в различных областях знаний; приобрести новый опыт; сформировать более четкие представления о будущей профессии, о своей взрослой жизни. Программы, направленные на развитие умений и навыков проектно-исследовательского поведения Программа, автор Цель Задачи Направленность Программа развития исследовательских способностей школьников. Савенков А.И. Приобретение учащимися специальных знаний и развитие у них умений и навыков исследовательского поиска Развитие умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям, классифицировать; создавать тексты и др. Исследовательская деятельность школьников Тренинг по развитию исследовательской и творческой мотивации у детей младшего школьного возраста. Липунова О. Повысить уровень исследовательской мотивации и творческой направленности личности, развитие воображения Развитие умения принимать различные ролевые позиции в процессе работы, навыков конструктивного взаимодействия, принятия групповых решений; повышение интереса к самопознанию; развитие наблюдательности, умения анализировать, обобщать, планировать свою деятельность Развитие творческого подхода к познанию мира и себя. Программы, направленные на развитие умений и навыков проектно-исследовательского поведения Программа, автор Цель Задачи Направленность Программа для младших школьников «Навыки работы с информацией». Теплицкая А.Г. Развитие информационной культуры младших школьников и предпосылок проектного подхода к решению учебных и жизненных задач Развитие умения поиска информации, используя различные источники, приемов работы с ними; знакомство с некоторыми приемами обработки информации (выделение главного, выделение нового, составление плана) и др. Информационные умения и навыки Учимся решать проблемы: программа развития проектного мышления у младших подростков. Битянова М.Р. Развитие навыков проектного подхода к проблемам, формирование основ проектного мышления. Формирование у школьников готовности к восприятию проблемной ситуации как личной задачи, представлений о типах проблемных ситуаций и подходов к их решению; развитие навыков коллективной проектной деятельности, коммуникативной культуры и др. Умение превращать проблему в задачу и решать ее коллективно. Реализация исследовательской деятельности:– эффективное взаимодействие ребенка и взрослого; – создание наилучших условий для развития мотивации творческой, интеллектуальной, эмоциональной, экспериментальной детской деятельности;– реализация конструктивного доброжелательного общения, сотрудничества;– создание благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию информации, игровой мотивации. Сопровождение учащихся в исследовательской деятельности под руководством педагогов. Задача психолога - помочь учителю распределить роли в исследовательской деятельности, направить в нужное русло взаимоотношения детей в коллективе, сделать так, чтобы в групповой проектной работе возможность показать себя с наилучшей стороны нашлись для каждого. Социальные роли в исследовательской деятельности: – ребенок-исследователь – его основная задача – отыскивать все новое, необычное и таинственное, разгадывать найденные загадки, он отвечает за этап сбора информации;– ребенок-творец – создает новые произведения, придумывает, сочиняет, оформляет;– ребенок-помощник – помогает налаживать коммуникации, оказывает поддержку другим участникам проекта, отвечает за благоприятную атмосферу в проектной группе;– ребенок-организатор – следит за этапами выполнения работы, а также ведет необходимые записи;– ребенок-докладчик – готовит вместе с другими участниками доклад о работе, отвечает за этап презентации. Работа с педагогическим коллективом. Цель работы: заинтересовать педагогов работой над исследовательскими проектами, помочь освоить общую технологию создания проектно-исследовательской программы и ее реализации, в оформлении проектов и исследований. Формы работы:1. Цикл семинаров с элементами тренинга "Учимся работать над проектами" автор Мария Ступницкая. Цель семинара: определить, что такое исследовательский проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных особенностей.2. «Игра – проект для педагогов», "Практикум по психологическим играм с детьми и подростками" Битяновой М.Р. Цель игры: заинтересовать педагогов работой над исследовательскими проектами, помочь педагогам освоить общую технологию создания проектной программы и ее реализации. 3. Выступления на МО классных руководителей по теме "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе".4. Тренинговые занятия. 5. Консультации. Работа с родителями. Цель сопровождения:это создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе исследовательской деятельности. Формы работы:школьная конференция "Мы строим общий школьный дом"родительские собрания «Формула успеха. Есть ли она?»день открытых дверейдень науки семейный праздникгрупповые занятияконсультации Работа психолога с учащимися. Тема проекта Тип проекта Автор проекта Участники Цель «Планета моего класса» Социально-исследовательский Педагог – психолог, классные руководители 1, 5 класс Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе. Методы решения: Диагностика уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене. Комплекс методик для определения готовности к обучению в среднем звене, апробированный Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым.Исследовательский проект «Планета моего класса» проходит в два этапа. Каждый этап представляет собой самостоятельный сюжет, решает свои задачи.Диагностика по результатам проекта «Планета моего класса». Тема проекта Тип проекта Автор проекта Участники Цель «Что такое хорошо, что такое плохо!» Социально-исследовательский Педагог - психолог Трудные подростки Создать условия для социализации подростков с отклоняющим поведением, превращение социальных норм на личностные, формирование чувства ответственности, требовательности к себе, адекватной оценки своего поведения и поведения других людей. Методы решения: Психодиагностика (интеллектуальная сфера, эмоциональная сфера, интересы и склонности).Анализ собранной диагностической информации, прогнозирование развития и обучения учащихся, подготовка подробной психолого-педагогической характеристики на учащихся. Составление рекомендаций всем участникам учебно-воспитательного процесса.Просветительско-профилактические мероприятия с учителями, родителями.Коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся (групповая/индивидуальная формы работы).Консультации для родителей, учителей и учащихся по результатам диагностических обследований, коррекционно-развивающих мероприятий, по проблемам воспитания в семье.Создание методической базы профилактических, психологических мероприятий, социально-психологических игр, направленных на сплочение коллективов, адаптацию и социальную реабилитацию учащихся с девиантным поведением. Тема проекта Тип проекта Автор проекта Участники Цель "Толерантная кухня" Социально-исследовательский Общественное движение учащихся города Мурманска, объединение школы № 21 БЭМС. Подростки Формирование толерантного стиля общения подростков средствами коллективной социально-творческой деятельности. План реализации исследовательского проекта16 ноября 2007 года - «Особенности толерантной кухни. Кухня народов мира».05 марта 2008 года - «Особенности толерантной кухни, Масленица» .05 мая 2009 года - «Особенности толерантной кухни. Солдатский котелок» .19 ноября 2010 года - «Особенности толерантной кухни. Привал призывника».31 января 2011 года - «Особенности толерантной кухни. Греческие посиделки».10 апреля 2012 года - Особенности толерантной кухни. Пасха».05 мая 2013 года - «Особенности толерантной кухни. Солдатский котелок». Тема проекта Тип проекта Автор проекта Участники Цель «Сила слова» Социально-исследовательский Комолова Екатерина, Шкарина Ирина, ученицы 9 «А» класса. 7 - 8 класс Выяснить отношение учащихся и их родителей к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой средеСпособствовать просвещению учащихся, большей их информированности об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человекаСоздавать тем самым условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам окружающих, самосовершенствования, формирования активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию. Методы решения:Анкетирование среди участников: “Сквернословие в моей жизни”.Подготовить плакат “Дерево доброты”.Создать “Памятки добрых дел”Беседа с элементами тренинга и интерактивной викториной "Сила слова или яд сквернословия". 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Без зла смотри на мирозданье,А взглядом разума, добра, любви.Жизнь - это море из благих деяний,Построй корабль и по волнам плыви. Викторина "Сила слова или яд сквернословия". Анкета «Сквернословие в моей жизни». Считаете ли вы, что в нашем обществе остро стоит проблема культуры речи?Ваше отношение к сквернословию?Каковы причины, побуждающие человека сквернословить?Опасно ли сквернословие? Если да то чем?Нужно ли бороться со сквернословием и как?Если мужчина оскорбил женщину, то… Тема проекта Тип проекта Автор проекта Участники Цель «Отцы и дети»(Об особенностях подросткового возраста. Современный подросток глазами учителей и учеников нашей школы). Социально-исследовательский Дорогова Мария ученица 9 «А» класса. 7-9 класс Привлечь внимание к проблеме взаимоотношений между учителями и учениками , а также проинформировать оба поколения об особенностях подросткового возраста. Более того ознакомить учителей и учеников нашей школы с тем, как взрослые видят подростка, и как видят подростка сами подростки. Методы решения: Анкетирование учеников и учителей (анкета "Портрет современного подростка" их журнала "Школьный психолог" № 10 2008 г.)Результаты анкеты обработать в компьютерной программе.Создание продукта. Буклет.Психологическая игра "Секреты эффективного взаимодействия" (учителя, родители, дети). Презентация проектно-исследовательской деятельности День науки - основная и ключевая форма презентации достижений учащихся в исследовательской, проектной учебной и внеучебной деятельности, способствующая формированию ключевых компетентностей, в частности, организационной. - развитие общеучебных умений и навыков;- развитие учебной мотивации;- регулирование и коррекция отношений в детском коллективе, а также налаживание конструктивных отношений в паре учитель-ученик;- повышение самооценки ребенка;- углубление интереса к развитию личности и многие другие. Сопровождая проектно-исследовательскую деятельность школьников решаю развивающие и коррекционные задачи: Спасибо за внимание