Презентация: Повышение физической подготовленности юношей 16-20 лет средствами атлетической гимнастики
«Повышение физической подготовленности юношей 16-20 лет средствами атлетической гимнастики»Тренер-преподаватель спортивного- зала «Чемпион»Калашникова Яна Сергеевна
Объект исследования: тренировочный процесс по атлетической гимнастике для юношей 16-20 лет.Предмет исследования: программы занятий, средства совершенствования физической подготовленности юношей занимающихся атлетической гимнастикой в условиях спортивной секции.
Гипотеза: предполагалось, что занятия по атлетической гимнастике 3 раза в неделю под руководством тренера позволят повысить показатели силы, силовой выносливости, выносливости, скорости и скоростно-силовых качеств, за счет специально разработанных программ занятий.
Практическая значимость: разработанные программы занятий могут использовать учителя по физической культуре в старших классах, в средних специальных и высших учебных заведениях; тренера по видам спорта, внедряющие занятия в тренажерном зале; инструктора в тренажерных залах. Групповые занятия по атлетической гимнастике позволяют контролировать занимающихся на начальном этапе, совершенствовать технику выполнения упражнений, обучать основным принципам тренировки и осуществлять круговую, интервальную, кроссфит тренировку.
Цель: повысить физическую подготовленность юношей 16-20 лет на основе дополнительных занятий по атлетической гимнастике.Задачи: Изучить особенности занятий атлетической гимнастикой на начальном этапе подготовки и структуру занятия в совершенствовании физической подготовленности. Разработать средства повышения физической подготовленности юношей в условиях дополнительных занятий в тренажерном зале.Выявить динамику общей и специальной физической подготовленности юношей, занимающихся атлетической гимнастикой.
Методы исследования: Анализ научно-методической литературы.Педагогическое тестирование (подтягивание, отжимания, вис на перекладине, бег 1000м, отжимания на брусьях, пресс, челночный бег).Педагогический эксперимент.Функциональная диагностика.Методы математической статистики.
1. Атлетическая гимнастика — система разносторонних силовых упражнений, направленных на развитие силы, формирование пропорциональной фигуры и укрепление здоровья. Атлетическая гимнастика укрепляет здоровье, избавляет от многих физических изъянов (сутулость, впалая грудь, неправильная осанка, слаборазвитые мышцы и др.). На начальном этапе тренировки больший эффект в развитии силы достигается в результате применения упражнений с малым весом. По мере роста тренированности подъем малого веса становится все менее эффективным для развития силы. Вновь возрастает он при подъеме средних весов (60–70% по отношению к предельному весу, который способен поднять спортсмен). За тем рост результатов снова замедляется. Теперь только тренировка с максимальным весом сможет стимулировать рост мышечной силы спортсмена. Количество повторений в подходе может составлять от 8 до 12, 16, 24. Упражнения необходимо выполнять попеременно на мышцы – сгибатели и мышцы – разгибатели, отводящие и приводящие, мышцы спины и груди, ягодиц и живота; для «отстающих» мышц нагрузку необходимо повторить 2 – 3 раза.2. Разработаны средства повышения физической подготовленности юношей в условиях дополнительных занятий в тренажерном зале. В формировании скоростно-силовых качеств (экспериментальная группа) применялись упражнения на гребном тренажере (30 сек, 1-2 минуты в быстром темпе, ускорения по 10-20 сек, работа в среднем темпе по 2-5 минут). Упражнение подъем туловища лежа на спине с учетом и без учета времени, выполнение упражнения «до отказа», с фиксацией и без фиксации ног, с отягощением (2,5-5кг) в медленном темпе, подъем туловища с последующей передачей набивного мяча (2-3 кг). «Запрыгивания» на платформу высотой 50-60см, 1м в медленном темпе в 2-4 подхода по 5-7 раз. Традиционные упражнения атлетической гимнастики – жим штанги лежа с весом отягощения 50-70% от максимального, становая тяга.В становлении выносливости и улучшении деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем использовалась беговая дорожка и другие кардио тренажеры. Работа на беговой дорожке осуществлялась (сентябрь) с ходьбы 1-3 мин, затем бег 3-5 мин со скоростью 7-10км/ч, в подготовительной части занятия. В дальнейшем (ноябрь-декабрь) работа начиналась с бега 3-4 минуты со скоростью 8-9 км/ч, затем бег 3-5 мин 9-11 км/ч. В феврале и марте акцентированно осуществляли бег 1000 и 2000м, контролируя показатели пульса, скорости и времени работы. Во время самостоятельной работы в подготовительной и заключительной части занятия работали на эллиптических, вело тренажерах.В становлении силы и общей физической подготовленности увеличен объем упражнений в подтягивании (тренажер «гравитрон»), выполнялись классические упражнения атлетической гимнастики (жим штанги лежа, ГАК приседания, приседания с гифом штанги, тяга верхнего и нижнего блоков, становая тяга, упражнения с гантелями и др.) в 3-4 подхода по 8-12 раз. Также выполнялись разновидности отжиманий, упражнений для мышц брюшного пресса, элементы кроссфита (взятие штанги 15 кг на грудь, подъем штанги на время, рывок гири (8, 16 кг), подтягивания, челночный бег 10*10м, прыжки на тумбу высотой 60 см, велонагрузки и работа на гребном тренажере, упражнения с гантелями и гирями). В развитии скорости и координации движений применялся челночный бег 1-2 раз в неделю 1-3 подхода, а также ускорения на беговой дорожке (30сек – 1-2 мин, скорость 10-13км/ч, упражнения на полусфере BOSU 2-5 мин (бег на полусферу, выпрыгивания на ней, разновидности подъемов и прыжков).3. Результаты ОФП испытуемых опытных групп после года занятий АГ по разработанным нами программам, показали, что существенные различия между испытуемыми отмечаются только в результатах прыжка в длину с места. В данном тесте испытуемые КГ достигли 200,2 см, испытуемые ЭГ - 208,7 (t=4,2; p<0,01), это свидетельствует о повышении силы мышц, разгибающих бедро и голень, у подростков, занимающихся атлетической гимнастикой. Статистически достоверные различия между испытуемыми обеих групп наблюдаются и при анализе результатов в беговых упражнениях (беге на 60 и 1000 м) у испытуемых обеих групп за год эксперимента отмечается заметный прогресс. Результаты СФП в экспериментальной группе выше чем контрольной, в частности, результаты КГ приседания на тренажёре «Body Solid GSCL360» возросли с 86,4 кг до 103,2 кг, или на 19,44% (p<0,01). Результаты жима штанги лежа повысились с 34,6 до 48,3 кг, или на 39,6% (p<0,001). Показатели в становой тяге увеличились с 76,0 до 102,8 кг, или на 35,3% (p<0,001). Результаты жима ногами на тренажёре «Body Solid GLPH-2100S» под углом 45º повысились с 76,5 до 104,7 кг, или на 36,86% (p<0,001). Результаты ЭГ в приседания на тренажёре повысились с 87,5 до 110,6 кг, или на 26,4% (p<0,001), жима штанги лежа увеличились с 35,4 до 55,2 кг, или на 55,93% (p<0,001)., показатели в становой тяге повысились с 76,8 до 108,0 кг, или на 40,63% (p<0,001).