Презентация на тему Урок: каким он должен стать сегодня. Требования ФГОС


«Урок: каким он должен стать сегодня. Требования ФГОС» ФГОС Тимофеева Т.А., заместитель директора по НМР МБОУ «СОШ № 16» ФГОС Новая школа – «это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…» ФГОС Важнейшая задача современной системы образования – «научить учиться» Урок современного типа В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. ФГОС ФГОС Выделяют следующие принципы управления учебным процессом (5 функций Анри Файоля):планирование;организация;реализация и контроль;коррекция;анализ. Технологический процесс подготовки современного урока в условиях внедрения ФГОС определение цели и задач;   отбор содержания учебного материала;       подбор методов и приёмов обучения;      определение форм организации деятельности учащихся;       подбор материала для домашней работы;       определение способов контроля;       продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;       подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен четко расписать свою деятельность и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном.   Основная педагогическая задача:организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?обновлениесодержанияобразования Как учить?Обновлениетехнологий образования Ради чего учить?Ценности образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Учебная деятельность - это самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает Учебная задача- цель, которую перед собой ставит ученик Чему? Зачем? Учебное действие- система существенных признаков понятия или алгоритм Как? Самоконтроль- определение правильности выполненного действия Правильно? Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная 1. Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказы-вания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. 2. Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи. Организовывает устный коллектив-ный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учени-ками гипотезы, организует их обсуждение. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения 3. Моделиро-вание Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Организует учебное взаи-модействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Фиксируют в графические модели и бук-венной форме выделенные связи и отношения. Воспринимают ответы обучающихся Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС 4.Конструиро-вание нового способа действия. Построение ориентированной основы нового способа действия. Организует учебное исследование для выделения понятия. Проводят кол-лективное иссле-дование, конст-руируют новый способ действия или формируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль 5. Переход к этапу решения частных задач. Первичный контроль за правильно-стью выпол-нения спосо-ба действия. Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Учатся формулировать собственное мнение и позицию Осуществляют самоконтроль 6. Применение общего способа действия для решения частных задач. Коррекция отработки способа. Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют исполь-зовать речь для регуляции своего действия Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату 7. Контроль на этапе окончания учебной темы. Контроль. Диагностическая работа (на выходе) :организация дифференцированной коррекционной работы, контрольно-оценивающая деятельность. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль по резуль тату Требованияк уроку Уроксовременного типа Универсальныеучебные действия Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные ,общеучебные, коммуникативные Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные, целеполагания, коммуникативные Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные, планирования Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)(учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)(учитель консультирует) Регулятивные, контроля (самоконтроля), коммуникативные Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно(учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные, коррекции Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Итог урока Проводится рефлексия  Регулятивные, саморегуляции, коммуникативные Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные Таблица формирования универсальных учебных действий на каждом этапе урока ФГОС Какие требования предъявляются к современному уроку: хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель,задачи урока;урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;вывод делают сами учащиеся; ФГОС Какие требования предъявляются к современному уроку: минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;времясбережение и здоровьесбережение;в центре внимания урока - дети;учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя;планирование обратной связи; урок должен быть добрым. Требования к технике проведения урока Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребностьТемп и ритм должны быть оптимальными, действия завершеннымиДоминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого трудаСмена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обученияСоблюдение единого орфографического режимаОбеспечение активного учения каждого школьника Традиционные задания Обновленные задания Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне. Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. Перечислите отличия растений от животных. Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк? Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? Определите площадь прямоугольника. Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол. Продуктивные задания – главное средство достижениярезультата образования ФГОС Плюсы современного урока Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.Практическая направленность учебного процесса.Включение в содержание урока упражнений творческого характера.Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений Плюсы современного урока Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.Создание условий для проявления самостоятельности учащихсяРациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.Включение компьютеров в педагогические технологии.Дифференциация домашних заданий.Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. ФГОС ФГОС «Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя» (Дональд Д. Куинн).