Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения
Тема семинара:«Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения»
Цель семинара:1.Осознание основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС второго поколения.2.Повышение интереса педагогов к использованию системно- деятельностного подхода в обучении.3.Осознание необходимости повышения уровня самообразования.
« Наберись смелости и сделай попытку!»
Что такое Федеральный государственный стандартначального общего образования?Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Одна из важнейших задач системы образования формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию". (из ФГОС)
Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?Стандарты первого поколения Стандарты второго поколения Формировать, давать знания Развивать уменияЦелью школы становятся не только знания, но и умения:ставить цель и добиваться ее;самостоятельно добывать и применять знания;составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия;задавать вопросы; ясно выражать свои мысли; заботиться о других, быть нравственным человекомсохранять и укреплять своё здоровье В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться
Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) – повышение качества образования
Стандарт выдвигает три группы требований:• Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;• Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;• Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Согласно концепции ФГОС, будут оцениваться следующие результаты:Научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;Умения, реализуемые в учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности;Коммуникативные и информационные умения;Умения оценивать объекты окружающей действительности с определённых позиций;Способность к контролю и самоконтролю;Способность к творческому решению учебных и практических задач.
Меняется метод обучения (с объяснительного на деятельностный);Меняется подход к оценке результатов обучения (оцениваются не только знания, умения и навыки, но и, прежде всего, метапредметные и личностные результаты)Меняется система аттестации учителей (оценивается качество управления учебной деятельностью учащихся); Меняется система аттестации школ (оценивается качество организации перехода школы к реализации ФГОС НОО).Целью школы становятся не только знания, но и умение их добывать и ими пользоваться.
Деятельность как основная форма жизнедеятельности младших школьниковНужно, чтобы дети по возможности учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К.Д.Ушинский
Системно-деятельностный подходОсновной результат – развитиеличности ребенка на основеучебной деятельностиНачальная школа: преобразованиевнешней предметной деятельностиво внутреннююОсновная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действиеВектор смещения акцентов нового стандартаЧему учить?обновлениесодержанияРади чегоучить?ценности образованияКак учить?обновлениесредствобученияСТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА,ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Цель деятельностного подхода воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.Ставит цели решает задачи отвечает за результатУМЕНИЕ УЧИТЬСЯ. УЧИТЬ СЕБЯ
Что значит «деятельность» ?целеустремленная система есть обратная связь всегда имеет развивающийся план анализа
Принцип психологической комфортностиПринцип творчества
Планируемые результаты:три основные группы результатовЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕСамоопределение:внутренняя позиция школьника;самоиндификация;самоуважение и самооценкаСмыслообразование:мотивация (учебная, социальная);границы собственногознания и «незнания»Морально-этическаяориентация:ориентация на выполнениеморальных норм;способность к решению Моральных проблем на основе децентрации;оценка своих поступков Регулятивные:управление своей деятельностью;контроль и коррекция;инициативность и самостоятельностьКоммуникативные:речевая деятельность;навыки сотрудничестваПознавательные:работа с информацией;работа с учебными моделями;использование знако-символическихсредств, общих схем решения;выполнение логических операцийсравнения, анализа, обобщения,классификации, установленияаналогий, подведения под понятиеОсновы системынаучных знанийОпыт «предметной» деятельности по получению,преобразованиюи применениюнового знанияПредметные и метапредметные действия с учебным материалом
« Урок – это зеркало общей ипедагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора, эрудиции»Сухомлинский В.А.
Организация деятельности учеников на уроке происходит через:1.постановку цели деятельности;2.планирование своих действий по реализации поставленной цели;3.саму деятельность;4. рефлексию полученных результатов.
Методы реализации проектные интерактивныеактивныеисследовательские
Урок введения новых знаний.Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).Урок актуализации знаний и умений (урок повторения). Урок систематизации и обобщения знаний и умений.Урок контроля знаний и уменийУрок коррекции знаний, умений и навыков (работа над ошибками).…Комбинированный урок
Предмет измененийТрадиционная деятельность учителяДеятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к урокуУчитель пользуется жестко структурированным конспектом урокаУчитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обученияПри подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендацииПри подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегамиОсновные этапы урокаОбъяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителяСамостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)Главная цель учителя на урокеУспеть выполнить все, что запланированоОрганизовать деятельность детей:• по поиску и обработке информации;• обобщению способов действия;• постановке учебной задачи и т. д.Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.Форма урокаПреимущественно фронтальнаяГрупповая и индивидуальнаяОбразовательная средаСоздается учителем. Выставки работ обучающихсяСоздается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Результаты обучения Основная оценка – оценка учителяНе только предметные результаты, но и личностные, метапредметныеСоздание портфолиоОриентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценкиУчет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Так что же для нас современный урок ? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.
Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение. Для четвертых – опрос и т.д.
Урок должен быть одушевленным личностью учителя.
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими дети быть должны.Желаем вам, чтоб дети в вашем классеСветились от улыбок и любви,Здоровья вам и творческих успеховВ век инноваций, новизны!
Спасибо за внимание