Презентация на тему Сохранение психического и физического здоровья дошкольников


сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий.муниципальное ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение«Детский сад КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 109» ЗАВОДСКОГО РАЙОНА г. САРАТОВАВоспитатель 1 квалификационной категорииТ.В.Монахова «Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А.Сухомлинский«Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия». В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. нормативно-правовые документыФедеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г (ст. 51)Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от15.05.2013 № 26 « Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организации»Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации««Указ Президента РФ от 14.09.1995 N 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)" компоненты здоровья Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.  Закончите пословицы о здоровьеЧистота –Здоровье дороже Чисто жить –Если хочешь быть здоров – Здоровье в порядке – В здоровом теле – Здоровье за деньгиБереги платье с нову, Здоровье человека В группе создана развивающая предметно-пространственная среда для сохранения и укрепления физического и психического здоровья у детей дошкольного возраста.Осуществляются все виды деятельности, позволяющие воспитанникам не только развиваться, но и проявить свою индивидуальность, реализовать свое собственное Я. УГОЛОК ЭКСПЕрЕМЕНТИРОВАНИЯ Физическое развитиеВ группе оборудован физкультурный уголок, в котором собрано традиционное и нетрадиционное оборудование для проведения оздоровительной работы в течение дня, обеспечивающее двигательную активность детей, способствующее приобщению к миру физической культуры и здоровому образу жизни (мишень- дартс, разнообразные массажные коврики, пособия для профилактики плоскостопия, кегли, мячи разных диаметров, кольцебросы и т. д.) При проведении физкультурной образовательной деятельности в детском саду две трети движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера. подвижные игрыиндивидуальная работа над ОВДспортивные игры и упражнениясамостоятельная двигательная активностьВиды двигательной активности детей на прогулке Повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе Здоровьесберегающие технологии использующиеся в дошкольно-образовательных учреждениях Три группы здоровьесберегающих технологий:1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС) .3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика. Правила использования здоровьесберегающих технологийпостепенность, учёт состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребёнка,системность, эмоциональная и физическая привлекательность для ребёнка Подвижные и спортивные игрыГимнастика для глазДыхательная гимнастикаСказкотерапияГимнастика коррегирующаяУтренняя гимнастикаРелаксацияПальчиковая гимнастикаФизкультурные занятия Виды Технологий Органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует сохранению и укреплению здоровья детей. 1.При проведении физкультурного занятия в детском саду две трети движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера. 2.Повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе. 3.Органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка. 4. Регулярность физических нагрузок способствует нарастанию резервных мощностей организма ребёнкаУтверждения

Подвижные и спортивные игры Подвижные игры, также как и спортивные, используем для решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач, они развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление. Проводятся на прогулке, в групповой комнате – с малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно. Релаксация Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Пальчиковая гимнастика1. Пальчиковая гимнастика способствует овладению навыками мелкой моторики2. Помогает развивать речь ребенка3. Повышает работоспособность коры головного мозга4. Развивает у ребенка психические процессы:: мышление, внимание, память, воображение 5. Снимает тревожность Динамические паузыПроведение динамических пауз и частая смена видов деятельности позволяли поддерживать оптимальный темп непосредственной образовательной деятельности и препятствовать наступлению утомления у детей. Интересные приемы для снятия эмоционального напряжения, игровые формы работы учащихся используются и с целью воспитания культуры в коллективной деятельности, гуманного отношения друг к другу и бережного отношения к окружающей среде. Гимнастика для глаз Целью зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Зрительная гимнастика используется: для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз для укрепления мышц глазЗрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. Гимнастика бывает: игровая коррекционная физминутка; с предметами; по зрительным тренажёрам; комплексы по словесным инструкциям. Дыхательная гимнастикаДыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. Гимнастика корригирующаяКорригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Упражнения носят игровой , сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».В качестве профилактики плоскостопия и болезней опорного свода стопы в различных формах физкультурно-оздоровительной работы мы используем « дорожку здоровья» Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика благотворно действует на центральную нервную систему. Когда ребенок просыпается утром, то клетки коры его головного мозга находятся еще в полузаторможенном состоянии. Это проявляется в сонливости, некоторой скованности движений, иногда в капризах. Недаром существует поговорка - «Встал с левой ноги». Во время гимнастики в работающих мышцах возникают раздражения, передающиеся по центростремительным путям в головной мозг. Эти нервные импульсы возбуждают жизнедеятельность клеток коры больших полушарий. Поэтому после гимнастики появляется чувство бодрости, повышается работоспособность. Точечный массаж – это воздействие на биологически активные точки, расположенные на коже человека. Как известно, кожа – своего рода «броня», защищающая внутренние органы. Под влиянием инфекции, из-за постоянно идущего размножения вирусов в слизистых оболочках дыхательных путей, лор-органов и пищеварительного тракта защитные свойства кожи нарушаются: она становится проницаемой в первую очередь для электромагнитных полей, в окружении которых мы живем.Самомассаж и точечный массаж АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАРегулярное выполнение помогает : улучшить кровоснабжение артикуляционных органов, улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить напряжённость артикуляционных органов; Бодрящая гимнастика после снаПроводится ежедневно после дневного сна. 5-10 минут. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Бодрящая гимнастика является основой для закаливания и оздоровления детского организма ДЕСЯТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ‪Соблюдайте режим дня! Обращайте больше внимания на питание! Больше двигайтесь! Спите в прохладной комнате! Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! Гоните прочь уныние и хандру! Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! Желайте себе и окружающим только добра! Общий % освоения программы по физическому воспитанию2012-2013 гг.- 63,9 %2013-2014 гг.- 69,4%2014-2015 гг.- 79,5% Показатель снижения заболеваемости детей (на одного ребенка в год) 2013 гг- 14,62014 гг – 11,32015 гг – 8,2 уровень развития физических качеств.Уровень усвоения программы:2012-2013 гг - 77%2013-2014 гг - 88%2014-2015 гг- 87%  УРОВЕНЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Здоровый ребенок – успешный ребенок Будьте здоровы!