Презентация на тему Инновационные методы работы над словарными словами


Инновационные методы работы над словарными словамиТемаМБОУ «Старокрымский УВК №1 «Школа -гимназия»Учитель начальных классов Зуева Г.Н. Эффективность усвоения словарных слов Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее... Сделать процесс усвоения словарных слов более эффективным – задача каждого учителя, который должен подобрать очень интересные и увлекательные виды заданий, позволяющие формировать у младших школьников навык написания словарных слов, обогащать словарный запас детей, развивать речь, интерес и внимание к слову. Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. Актуальность Изучение словарных слов не заключается только в механическом запоминании их правописания. Нужно использовать разнообразные формы работы, чтобы включать и слуховую память, и зрительную память одновременно, а также логику и образное мышление. Цель Ознакомление учащихся с новыми словами. Усвоение словарных слов при помощи инновационных методов работы. Обучение грамотному письму словарных слов, нахождение их в тексте, составление с ними словосочетаний и предложений. Закрепление пройденных орфограмм. Грамотное использование словарных слов в своей речи. Использование инновационных технологий при работе над словарными словами Повышению эффективности усвоения словарных слов является использование инновационных технологий : интерактивные формы работы, критическое мышление. Дети, разные по своим способностям, побуждают нас, учителей, искать новые методы и приемы обучения. На уроках необходимо использовать индивидуальный подход к ученикам. Выбирая задание для урока необходимо помнить, что оно должно быть интересным, разнообразным, а главное – у ребенка должен быть выбор, поэтому не следует «давать задание» (заставлять), необходимо предлагать его. Работа со словарными словами Известно, что освоение слов с непроверяемыми написаниями, обычно именуемыми «словарными», трудно даётся младшим школьником. Традиционно слова с непроверяемым написанием усваиваются путём механического запоминания. Ребёнку отводится пассивная роль: слова предъявляются и анализируются самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет, не формирует интереса к языку, не обеспечивает достаточного и прочного запоминания. Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями нужно связывать с изменением характера их запоминания: оно должно быть осмысленным, а не механическим. Методы поиска словарных словПоисковый - работа с книгой. Словесный - практические упражнения.Наглядно- иллюстративный - познавательные игры. Алгоритм работы над словарными словамиРассматривание рисункаОтгадывание загадкиПроговаривание слова. Ударение, слогиЗвуковой анализНаписание словаСравнение произношения и написания. Определение орфограммыПисьмо слова в тетради, выделение орфограммыТолкование словаПодбор однокоренных слов, синонимов, антонимов и др.Ввод слова в словосочетания, предложения Этапы введения нового слова На этапе введения нового слова предлагается проведение многоплановой работы. 1.Предъявление слова:а) чтение загадки; отгадывание её учащимися; учащиеся сообщают признаки, по которым они определили отгадку;б) даётся толкование его современного лексического значения;в) у многозначного слова объясняется одно из значений, в котором оно чаще всего употребляется младшими школьниками;г) произношение слова, ударение, слоги;  Этапы введения нового слова2.Работа над «слуховым образом слов» Учащиеся проговаривают слово хором, без выделения слогов, определяют «трудное» место. Это очень важно для последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. После орфоэпического произнесения (если в период обучения грамоте учащиеся знакомились с признаками орфограмм – со слабыми позициями для гласных и согласных) дети сразу могут назвать в этом слове «трудное» место. Учащиеся лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если дети умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.  Этапы введения нового слова3.Запись слова с «окошком» После того как дети определяют ударный и безударный слоги, они записывают слово в словарь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали «трудное» место пропуском буквы «окошком». Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Однако при такой форме записи важно соблюдать еще одно условие: вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой – либо «сигнал опасности» например, точка: б . рёза. После того как учащиеся записали слово с «окошком», они пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, учитель дает этимологическую справку (если оно помогает объяснить написание слова). Дети орфографически проговаривают слово, вставляют букву в окошко.  Закрепление нового словаСоставление словосочетаний, предложений.Записать предложения с изученным словом и работа с предложением (выделение главных членов предложения, обозначение частей речи и другие виды работ).Прочтение учителем стихотворения или небольшого рассказа об этом слове.Прослушивание или запись пословиц и поговорок с изучаемым словом.Можно предложить детям скороговорки с этим словом. Когда в процессе урока встречаются новые слова основная задача учителя - нацеливать ученика на осмысленное, а не механическое запоминание. На последующих уроках важно, чтобы ученик не просто мог правильно написать слово, но и пытался объяснить написанное, вспомнить первоначальное значение и язык, из которого оно заимствовано. Целесообразно также в проверочных диктантах предлагать детям наряду с самим словом записывать и слова-помощники. Примеры заданий для запоминания словарных словХорошо зарекомендовал себя способ написания слов с закрытыми глазами:Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.Назови его по буквам.Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»?Прочти медленно, как будешь писать.Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь.Все выполнять с закрытыми глазами. Фрагмент урока со словом «берёза»: Предлагается загадка. Например: В белом сарафане встала на поляне.Дети называют отгадку, сообщают признаки, по которым они ее определили. Учитель дает современное лексическое толкование слова. Перед учащимися ставится задача: самостоятельно записать в тетрадь (учитель на доске) слово, пропустив орфограмму («трудное» место). Ученики подбирают однокоренные слова. Например: березка, подберезовик, березовый (сок), березняк, березонька. Учитель дает этимологическую справку. После этого задает вопрос: «Какую же букву, как подсказывает эта история, нужно написать в первом слове?»Правильность ответа предлагается проверить по словарю учебника. Дети проговаривают орфографически это слово, вставляют в «окошко» нужную букву. Учащиеся проговаривают слово «береза» вслух хором, определяют ударный и безударный слоги. Далее идет работа над закреплением нового слова. Заключение Эффективность такой  работы над словарём очевидна: дети усваивают орфографию не только «программных» слов, но и многих других, значительно быстрее и их знания прочнее. Систематическая работа над словарем, формирует у учеников начальных классов орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память. Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты: ошибок при написании слов становится значительно меньше, а речь - более грамотна, имеется достаточный словарный запас. Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.