Доклад для проведения педагогического совета на тему Использование ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) в проектной деятельности


ТеориЯ решения изобретательских задач(ТРИЗ)Применение в проектной деятельности ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИНГУЛЯРНОСТЬмомент, когда технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным пониманию Генрих Альтшуллер (1926-1998)Исследовал более 40 тысяч авторских свидетельств и патентов и на основе выявленных закономерностей развития технических систем и приёмов изобретательства разработана Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), знаменем которой стал призыв превратить искусство изобретательства в точную науку. Когда проектная проблема встаёт перед учащимся впервые, она обычно сформулирована расплывчато и не содержит в себе указаний на пути решения. В ТРИЗ такая форма постановки называется изобретательской ситуацией. Главный её недостаток в том, что оказывается чересчур много путей и методов решения. Формулировка мини-задачи способствует более точному описанию задачи:Из каких частей состоит система, как они взаимодействуют?Какие связи являются вредными, мешающими, какие — нейтральными, и какие полезными?Какие части и связи можно изменять, и какие — нельзя?Какие изменения приводят к улучшению системы, и какие — к ухудшению?? Проблема: Много «Лишней писанины» из-за изучения одного правила. Низкий КПД деятельности Применяем алгоритмы ТРИЗ: 1. Части: текст, запоминаемые правила. 2. Вредные: много лишнего текста, КПД низкий. Полезные: запоминание правил. 3. Нельзя изменить: практическое применение изучаемых правил. Можно: объем переписывания «пустого» текста. 4. К улучшению: а) уменьшение объема переписывания «пустого» текста б) усложнение текста (вариант неприемлем с точки зрения методики, ребенок начнет игнорировать «перенасыщенные» тексты). Выявляем противоречие: как одновременно уменьшить объем переписываемого материала, сохранив возможность практиковать правила. Последний шаг - практическое воплощение. Учащиеся вместе с учителем-русоведом подбирают упражнения из специальной литературы, а вместе с учителем информатики пишут приложение для Андроид. «Мысленное вычитание»Без чего не бывает млекопитающих? Правильный ответ: без позвонка и вскармливания детенышей молоком). Млекопита́ющие (лат. Mammalia) — класс позвоночных животных, основной отличительной особенностью которых является вскармливание детёнышей молоком.Этот прием позволяет понять, какие элементы являются системообразующими. «Вспомнить больше»Назовите как можно больше реальных областей жизни человека, где на практике применяются синусы и косинусыЭтот прием позволяет систематизировать знания учащихся по какой-то теме, расширить их кругозор. «Оценка плюсов и минусов»Оцените плюсы и минусы возможной постройки в вашем городе или районе новой атомной электростанции. Прием позволяет развивать аналитические способности, видеть объект полностью. «Метапредметные задачи»Решите задачу. Есть фонетическая пропорция: з:с = х:б. Назови Х. Объясни принцип решения.