презентация Гуманная педагогика: вчера, сегодня, завтра


Доктрина Алена Даллеса. Директора ЦРУДиректива ЦРУ США 1945 г. Мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь и ресурсы на оболванивание, и одурачивание людей.Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить... Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного необратимого угасания его самосознания... Литература, театры, кино, пресса - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства, мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением... Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Гуманная педагогика Педагогика будущего – Основные постулаты: вера в возможности ребенка; раскрытие его самобытной природы; уважение и утверждение его личности; направленность на служение добру и справедливости. Основная цель должна отвечать на вопрос: к образованию и воспитанию какого человека мы стремимся? личностно-гуманная педагогика стремится к воспитанию Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина. Базисные понятия: ШКОЛА;ЖИЗНЬ;ШКОЛА ЖИЗНИ;ОБРАЗОВАНИЕ;ВОСПИТАНИЕ;РЕБЕНОК;МИССИЯ;ДУХОВНОСТЬ; ВЗРОСЛЕНИЕ;СВОБОДА;СОТРУДНИЧЕСТВО;ОБЩЕНИЕ;УЧИТЕЛЬ- ПЕДАГОГ;УРОК- ЗАНЯТИЕ.РАЗВИТИЕ; ШКОЛА Школа (лат. скале) - лестница, ступеньки которой введут вверх.Школа (греч.)- дом радости ЖИЗНЬ Жив тот, кто хочет жить. Классическая формула, гласящая: ребенок не только готовится к жизни, но он уже живет. «Школа Жизни» развивать и воспитывать в ребенке жизнь с помощью самой жизни Основные положения образовательной модели «Школа Жизни»: 1. На методологическом уровне для построения образовательной системы «Школы Жизни» использовался метод допущений, «как Веры, которая есть предчувствие знаний»Для системы «Школы Жизни» допускаются три постулата.● Утверждение в качестве реальной действительности бессмертия души человека.● Душа человека устремлена к вечному совершенствованию.● Земная жизнь – один из отрезков пути восхождения, включающего серию воплощений. «Школа Жизни» 2. На гносеологическом уровне обосновывается провиденциальная трактовка Природы ребенка, который предстает в трех аспектах.2.1. Ребенок есть явление в земной жизни, а не случайность. Он родился потому, что должен был родиться, ибо устремленная к совершенствованию бессмертная душа должна была воплотиться в тело. Он должен был родиться, если не у этих, то у других родителей. Он рождается на зов людей, как друг, он необходим другим людям.2.2. Ребенок, как явление, несет в себе свою жизненную миссию, которой должен служить. Его служение должно быть обращено на благо людей. 2.3. Ребенок – высшее творение Природы и Космоса. Он несет в себе такие их черты, как могущество и безграничность, стремится к одухотворению своей природы, к познанию[45]. «Школа Жизни» 3. На деятельностном уровне ведущим принципом «Школы Жизни» провозглашается развитие и воспитание в ребенке жизни с помощью самой жизни. По убеждению Ш.А.Амонашвили целостная психика ребенка включает три страсти: ● устремленность к развитию; ● страсть к взрослению (ребенок не может жить, не взрослея, истинное детство – это процесс взросления);● страсть к свободе (в ребенке изначально заключена устремленность к организованной свободе с порядком, правилами, законами; он ищет свободу соразмерно вселенской гармонии)[46]. «Школа Жизни» На содержательном уровне содержанием образования выступало широкое использование различных религиозных и культурно-исторических источников без заведомого навязывания одной единственно правильной теории, или обладающего абсолютной истиной Учения. Программа обучения в Школе Жизни включала необычные дисциплины:● математическое воображение и допущение, осмысление таких реалий, как Вечность, Космос, Гармония и Беспредельность;● постижение прекрасного, развитие у учеников глобальной способности видеть и чувствовать красоту Природы, Космоса, Гармонии, жизни людей, красоту духовной жизни, выработка стремления к утверждению прекрасного во всех сферах жизни;● планирование деятельности как глобальной способности к любому виду деятельности;● уроки смелости и выносливости, преодоления страха;● уроки о природе, постижение ее нескончаемых таинств с целью обогащения и совершенствования духовной, нравственной и социальной жизни, воспитания ответственности и заботы о природе, умения вести с ней диалог;● уроки о мире наук (истории величайших научных открытий, жизнь гениев человечества), наука и нравственность;● уроки общения с целью научить детей жить среди людей с пользой для себя и других (усвоение основных законов нравственности и выработка умений и навыков общения в разных общественных условиях и ситуациях);● осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь) в целях облагораживания души и сердца, обогащения духовного мира и мотивационного обеспечения жизни в нем.Наряду с этим в основной курс школы Амонашвили входили предметы, названия которых отражали принципиальную новизну принципа преподавания: уроки познавательного чтения, письменноречевой деятельности и математического воображения[47]. «Школа Жизни» На организационно-педагогическом уровне предусматривалось создание «Школы Жизни» как открытой педагогической системы, которая давала учителю возможность проявить свою индивидуальность, творческий потенциал, что помогало ему привнести в ее развитие свой неповторимый опыт и открытия. Система «Школы Жизни» приглашала учителей к сотворчеству. По убеждению Ш.А.Амонашвили такой подход в разработке новой образовательной системы – качество самой гуманной педагогики. Образ гуманного педагогического мышления не терпит застывших, окончательно сложившихся систем. Он есть источник для творения разных систем, количество которых неограниченно. Воспитание В- «ось» - «питание»питание духовной оси, питании души.Воспитание первично. Знания - есть сила, но добрая или злая – это будет зависеть от качества сердца и духовности человека. Образование Образование не есть лепка человека с определенными качествами без участия самого человека, идущего по пути развития, взросления и свободы. Образование есть процесс питания души и сердца ребенка всеми лучшими, (высшими, возвышающими, одухотворяющими) плодами человеческой культуры. УЧИТЕЛЬ- ПЕДАГОГ Дух, творящий, излучающий, дарящий Свет, Жизнь (смысл Жизни), Любовь, Знания, Мудрость. У - Ура, Свет, Логос, Слово (которое было в начале), Жизнь, Любовь. Ч - Чело, Дух (Чело-Век, т.е. Дух, преходящий Веками) Учение, Учить, Учиться, Обучать, Учебник... Педагогические заповеди Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого. Педагогические заповеди Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании. Педагогические заповеди В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития. Педагогические заповеди В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни. Педагогические заповеди ● когда видите приходящих детей, скажите: «Мы ждем вас!»;● проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям;● говорите детям о мощи возвышенного устремления;● любите смеяться с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними;● удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок совершает достойный поступок, проявляет смекалку и сообразительность, мыслит сосредоточенно;● учите детей строить свои города, летать высоко;● делайте урок аккумулятором жизни детей, цените, любите, принимайте и провожайте каждый урок;● провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснять ошибку, опровергать ваше утверждение, и тогда, признав их правоту, выражайте им благодарность за то, что не позволили вам углубиться в своем заблуждении. Международный Центр Гуманной Педагогики – теоретическая и практическая разработка идей гуманной педагогики;– содействие распространению идей гуманной педагогики и накопленного опыта среди педагогов;– объединение педагогов вокруг идей гуманной педагогики;– ориентация учителей на профессиональное изучение гуманного педагогического мышления, как классического, так и современного;– экспертиза и апробация проектов образовательных и методических систем, авторских образовательных программ и концепций, накопленного опыта по идеям гуманной педагогики;– проведение круглых столов, конференций, семинаров, мастер-классов по обмену опытом, лекций по отдельным вопросам гуманной педагогики, проводящихся в рамках лектория МЦР;– проведение методических дней в ОУ, работающих на основе идей гуманной педагогики;– организация на местах общественных лабораторий по гуманной педагогике; – ежегодное проведение Международных Педагогических Чтений по гуманной педагогике;– подготовка к печати ежегодного научно-педагогического и литературного альманаха «Три ключа», в котором публикуются материалы Международных Педагогических Чтений.