Презентация урока по русскому языку в 5 классе по теме Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных


1.Большую, голубую, ясную2. Грибной, степной, холодный3.Глубокое, лесное, густое Просклоняйте по рядам словосочетания, выделяя окончания1ряд – ясная погода2ряд – холодный день3ряд – глубокое озеро Падежи 1рядЯсная погода 2ряд Холодный день 3рядГлубокое озеро Именительный падеж Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный падеж ясная погода □ ясной погоды □ ясной погоде □ ясную погоду ясной погодой о ясной погоде холодный день холодного дня холодному дню холодный день холодным днем о холодном дне глубокое озеро глубокого озера глубокому озеру глубокое озеро глубоким озером о глубоком озере Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных Рабочий листИзменение по падежам имен прилагательных в единственном числе Падежи Мужской род Средний род Женский род Именительный падеж большой уютный домкакой? лесное глубокое озерокакое? родная милая странакакая? Родительный падеж большого уютного домакакого? лесного глубокого озеракакого? родной милой страныкакой? Дательный падеж большому уютному домукакому? лесному глубокому озерукакому? родной милой странекакой? Винительный падеж большой уютный домкакой? лесное глубокое озерокакое? родную милую странукакую? Творительный падеж большим уютным домомкаким? лесным глубоким озеромкаким? родной милой странойкакой? Предложный падеж о большом уютном домео каком? о лесном глубоком озерео каком? о родной милой странекакой? Алгоритм Определи, к какому существительному относятся прилагательные. 2.Определи род, число, падеж этого существительного и прилагательного. 3.Поставь от существительного к прилагательному вопросительное слово какой? 4. Помни: прилагательного = вопросительного слова, кроме прилагательных в форме м.р. в именительном и винительном падежах -ой, -ий, -ый. ФизкультминуткаМы топаем ногами. Топ, топ, топ.(ходьба на месте)Мы хлопаем руками .Хлоп, хлоп, хлоп. (Хлопки в ладоши)Качаем головой.(Наклоны головы вправо, влево)Мы руки поднимаем.(Руки вверх)Мы руки опускаем. (Руки вниз)Мы руки разведем (руки в стороны)И побежим кругом. Алгоритм 1.Определи, к какому существительному относятся прилагательные.2.Определи род, число, падеж этого существительного и прилагательного.3.Поставь от существительного к прилагательному вопросительное слово какой.4. Помни: прилагательного = вопросительного слова, кроме прилагательных в форме м.р. в именительном и винительном падежах -ой, -ий, -ый.   За метким стрелком (м.р., ед.ч., тв. п.) , у аккуратной девочки (ж.р., ед.ч., род.п.), со строгим юношей (м.р., ед.ч., тв.п.), о проворном школьнике (м.р., ед.ч., предл.п.), со старшим братом (м.р., ед.ч., тв.п.), о младшей сестре (ж.р., ед.ч., предл.п.), с хорошим товарищем (м.р., ед.ч., тв.п.), об опасном наводнении (ср.р., ед.ч., предл.п.). Как хор..шо весен.. утро в лесу! Вот из-за п..лоски далек.. леса вык..тилось красн.. со..нце. В лучах утренн… со..нца пламенеют в..ршины могуч.. сосен .Видна стройн.. ель с пушист... ветвями. Приятно вдыхать ар..мат легк… весен.. воздуха и слушать радостн.. пение птиц. ее ого ое его их ая ыми ого его ое о о а л л е о Выполните морфемный разбор слов весеннего - прил. пушистыми - прил. радостное - прил. Составьте предложения или небольшой текст с описанием сегодняшнего дня, используя слова для справок. День: ясный, пасмурный, тёплый, холодный, солнечный, весеннийНебо: ярко-синее, ясное, угрюмое, высокое, мутное, чистое, пасмурноеВоздух: прозрачный, туманный, сырой, лёгкий, морозный, теплый Тест 1 уровень1.Подчеркни прилагательныеМедленный, белеть, верное, весна, утренняя, аромат, быстро, холодное, вода, теплый.2.Вставь пропущенные буквыпо чист..му песку в тих..ю рощусреди высок..й травы о нежн..м ландышев дальн..ю дорогу апрельск..м ветерком3.Согласуй с существительными прилагательные, данные в скобкахПо (чистый) __________________ песку по (ясный) ___________________ небув (сладкий) __________________ сне о (дивный) __________________ пении в (весенний) ________________ пору о (туманный) _______________ вечере 2 уровень1. В окончании какого прилагательного пропущена буква И?1) на нижн..й ступени 2) на верхн..ю строчку 3) мудрейш..м высказыванием 4) перед последн..й встречей 2. В окончании какого прилагательного пропущена буква Е?1) гибк..ми ветвями 2) о собачь..й преданности3) с лёгк..м волнением 4) за дальн..м лесом 3. В окончании какого прилагательного пропущена буква Я?1) о древн..й мудрости 2) в зимн..м сиянии3) на ближн..ю акацию 4) ранн..я зелень4. В окончании какого прилагательного пропущена буква И?1) вчерашн..ми новостями 2) о сыновн..м долге3) без син..го платка 4) в утренн..м тумане5. В окончании какого прилагательного пропущена буква О?1) за долг..ю зиму 2) в глубок..м овраге3) в холодн..ю воду 4) от ласков..х лучей6. В окончании какого прилагательного пропущена буква И?1) на ранн..м завтраке 2) глубок..ми сугробами3) до крайн..й степени 4) весенн..й капели  3 уровень1.Найдите строчку, в которой все прилагательные имеют окончание – ем:а) на новогодн..м столе, в вечерн..м небе, в дремуч..м лесу;б) в знаком..м доме, праздничн..м днем, о счастлив..м пути;в) о школьн..м празднике, в цветн..м платке, громк..м голосом 2. Найдите строчку, в которой все прилагательные имеют окончание – им:а) в дремуч..м лесу, богатейш..м краем, в колюч..м кустарнике;б) о весен..м дожде, перед сегодняшн.. м выступлением, о завтрашн..м путив) громк..м голосом, весенн..м днем, син..м морем3.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?а)о весен..м дожд.., перед сегодняшн..й встреч..й;б)о завтрашн..м путтешестви.., в син..м мор..;в)о ранн..й слав.., в дальн..м плвани..;4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?а) о ранн..м картофел.., в утренн..м неб..;б)о вечерн..м ча.., со скорейш..м выздоровлени..м; в)о дальн..й деревн.., в соседн..м санатори.. 5.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?а)на свеж..м воздухе, о ранн..м  тепле, син..м небом; б) могуч..м деревом, весенн.м утром, легк..ми облаками; в)о свеж..м ветре, тих..м вечером, солнечн..м зайчиком6. Укажи предложение, в котором выделенное  имя  прилагательное употребляются в форме   ж. р  ед. ч. Д.п.а) Ласточка предложила бедной Дюймовочке лететь в теплые края. б) Девочка с большой радостью согласилась. в) Там Дюймовочка поселилась в чашечке крупного цветка.   Сегодня на уроке я узнал, что…Я понял, что…Мне было интересно…Мне было трудно… Домашнее задание Выучите алгоритм рассужденияВыполните упр. 581 или упр.582